Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Каждую секунду в мире продается одна кукла Барби, сотни тысяч коллекционеров готовы выкладывать бешеные деньги за лимитированные и винтажные творения Matell, а сама белокурая модница стала настоящим символом современной культуры. Но она никогда не была одинока – по всему миру, начиная с 1960-х, появляются все новые ее конкурентки… или будущие подруги? Некоторые из них исчезают, едва появившись, а другие угрожают вытеснить дерзкую американку с региональных рынков…


Синди – британская конкурентка Барби из 90-х



Синди и ее подруги.

Синди и ее подруги.


Синди от Pedigree Toys – пожалуй, самая известная из европейских fashion-кукол. Она появилась в 1963 году и быстро обросла семьей, друзьями, обширным гардеробом и многочисленными домашними животными. В отличие от гламурной красотки Барби, Синди позиционировалась как «девушка по соседству» - простая и милая. Синди была основной конкуренткой Барби на протяжении нескольких лет, в 70-е на родине она стала даже популярнее американской «сестры». Более того, именно Синди первой обзавелась множеством аксессуаров, мебелью и кукольным домиком, что значительно повлияло на позицию Барби на европейском рынке. В конце 90-х произошел первый глобальный редизайн Синди – она начала еще сильнее походить на Барби. Компания Mattel пыталась с этим бороться. После очередного судебного иска производители Синди скорректировали черты ее лица, сделав максимально непохожей на творение Mattel. В дальнейшем право на выпуск Синди переходило от одной компании к другой, на несколько лет она вообще исчезала из розничной торговли, но неизменно возвращалась.

Синди обладают более милыми и детскими пропорциями, чем Барби.

Синди обладают более милыми и детскими пропорциями, чем Барби.


В Pedigree Toys изначально довольно серьезно относились к феминистской критике «модных кукол» и озабоченности родителей агрессивным видом современных игрушек. В 2000-х, после возвращения лицензии к создателям, Синди пережила очередную метаморфозу, в ходе которой помолодела на несколько лет и стала одновременно походить на свою ретро-версию и на современную девочку-подростка. Да и в целом она гораздо меньше напоминает «жертву моды», чем другие fashion-куклы.

Вечно юная Ликка-тян



Ликка-тян всегда была похожа на героинь манги.

Ликка-тян всегда была похожа на героинь манги.


В Японии в 60-е тоже появилась своя версия Барби. Звали ее Ликка-тян, и в родной стране она пользовалась не меньшей популярностью, чем европейские и американские аналоги, не соответствующие эстетическим воззрениям японцев. Ликка выглядит моложе и нежнее, а на ее лице нет обязательной жизнерадостной улыбки. В любом своем варианте – дизайн куклы неизбежно менялся, и с каждой новой версией Ликка молодела, став, в конце концов, одиннадцатилетней – она похожа на героинь манги соответствующего периода. Кроме того, бренд Takara стремился отойти от навязывания романтических отношений девочкам. У Ликка-тян, разумеется, были друзья-юноши, но их связывали исключительно платонические чувства.

Как и Синди, Ликка больше напоминает подростка.

Как и Синди, Ликка больше напоминает подростка.


В префектуре Фукусима существует тематический парк и музей, посвященный Ликка-тян. Большая часть посетителей (и вообще поклонников Ликка-тян) – это люди старше тридцати лет, в том числе и мужчины. Ей посвящена видеоигра, у нее есть проработанная биография и даже профили в социальных сетях. Ликка любит розовый цвет, книгу «Энн из Зеленых крыш», ведет блог о путешествиях и увлекается кулинарией.

Момоко – лицо современной Японии



Момоко в разных образах.

Момоко в разных образах.


Еще одна японка в этом списке – очаровательная кукла Момоко, завоевавшая сердца европейских, американских и российских коллекционеров. У нее тонкие черты лица, отлично проработанное тело с подвижными шарнирами, изысканные наряды… Бренд, начавший выпуск Момоко – PetWORKs – занимался разработкой компьютерных игр и задумывал ее как своеобразную сувенирную продукцию.

Коллекционеры обожают наряжать Момоко и придумывать для нее уютные интерьеры.

Коллекционеры обожают наряжать Момоко и придумывать для нее уютные интерьеры.


Но после ряда переработок дизайна Момоко быстро приобрела невероятную популярность. Обычно она одета как современная японская модница, однако выпускаются модели в традиционном костюме или эффектных вечерних платьях. Впрочем, поклонницы – и поклонники, поскольку в Японии fashion-кукол часто приобретают мужчины – часто сами придумывают для нее наряды, аксессуары и интерьер.

Советские и российские «Барби»



Фотография из сообщества Куклы Диана, Кристина, Вероника, игрушки 90х (https://vk.com/bela_russian_fashion_dolls).

Фотография из сообщества Куклы Диана, Кристина, Вероника, игрушки 90х (https://vk.com/bela_russian_fashion_dolls).


Существовали аналоги Барби и в СССР. Одним из самых известных стало детище завода «Кругозор» - Вероника. Идея появилась в конце 1980 годов, но тогда эскизы скульптора Владимира Политаева с негодованием отверг художественный совет. Лишь в декабре 1991 года Вероника появилась на прилавках. Так же, как и у Барби, у Вероники было все – собственный дом с мебелью, наряды и возлюбленный по имени Владислав. Вероника представала перед покупателями и в национальных нарядах народов России. У нее не было сложных шарниров и гибких рук, зато лицо расписывалось вручную, волосы качественно прошивались, а на теле не было грубых швов и спаек. Помимо Вероники, существовали и другие fashion-куклы – например, Кристина, Наталья и Настенька, созданные на заводе «Огонек».

Фотография из сообщества Куклы Диана, Кристина, Вероника, игрушки 90х (https://vk.com/bela_russian_fashion_dolls).

Фотография из сообщества Куклы Диана, Кристина, Вероника, игрушки 90х (https://vk.com/bela_russian_fashion_dolls).


Сегодня Вероника и другие отечественные аналоги Барби – предмет коллекционирования. В социальных сетях существуют клубы их поклонников, в том числе русскоязычное сообщество @bela_russian_fashion_dolls вконтакте.

Фулла – исламская соперница Барби, покорившая мир



Промо-материалы, посвященные Фулле.

Промо-материалы, посвященные Фулле.


В мусульманских странах американская Барби встречает определенное неприятие. На Ближнем Востоке (а теперь и в России) большой любовью пользуется кукла по имели Фулла (в переводе – «Жасмин») от бренда NewBoy Design Studio, больше соответствующая образу правоверной мусульманки. Ее разработка началась еще в конце 90-х, когда в Саудовской Аравии была запрещена продажа Барби и аналогичных ей кукол.

Куклы Фулла разных выпусков.

Куклы Фулла разных выпусков.


В 2003 году Фулла достигла невероятных показателей продаж в Иране, Иордании, Египте… а еще в Китае и даже в США. Эта кукла – девочка-подросток, которая носит хиджаб и абайю, уделяет много времени учебе и семье. Для Фуллы выпускаются молитвенные коврики, разноцветные платки и аксессуары в рамках требований ислама к внешнему виду и образу жизни женщин. В отличие от западных коллег, у Фуллы нет бойфренда. А вот более взрослая исламская fashion-кукла Джамиля – замужем и успешно воспитывает двоих детей.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








17056
12.05.2021 16:20
В закладки
Версия для печати




Смотрите также