История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Среди сонма русских святых Серафим Саровский занимает особое место. Он почитается на всех континентах, всеми православными церквями мира. Он был избранник Господа, любимец Божией матери, пример святости, о которой говорят – «с колыбели до могилы». В тоже время церковная власть не увидела святость преподобного Серафима – одной из проблем канонизации святого стало неправильное рассуждение о мощах. Но канонизация Серафима Саровского, проведённая императором Николаем II практически насильно и против воли Святейшего синода, способствовала гибели династии.


Глубинный святой для глубинного народа, или кто такой Серафим Саровский

Моление на камне преподобного Серафима Саровского./Фото: i.pinimg.com

Моление на камне преподобного Серафима Саровского./Фото: i.pinimg.com


Родиной будущего великого святого был губернский город Курск. Когда у благочестивой и набожной четы Исидора и Агафьи Мошниных родился сын, его назвали Прохором. Глава семьи рано умер, и воспитанием троих детей занималась мать. То, что её младший сын – избранник Божий, женщина поняла, когда тот был ещё ребёнком. Первым знаком было чудесное спасение Прохора, когда он упал с верха недостроенной колокольни и остался цел и невредим. Только ангельские руки могли мягко опустить мальчика на землю с высоты.

Спустя три года Сама Богородица излечила его, тяжело больного, через Свой образ. В сонном видении отрока посетила Матерь Божия и пообещала исцелить его. Так и случилось. Вскоре крестному ходу с иконой Знамения Божией Матери пришлось изменить маршрут и пройти мимо окон дома Мошниных. Воспользовавшись этим, Агафья вынесла больного сына во двор и приложила к чудотворной иконе, после чего он быстро выздоровел. Пречистая излечила Прохора-послушника Саровской обители, когда он почти три года страдал от водянки. Богородица десятки раз посещала своего любимца – одна и со многими святыми спутниками.

Прохор Мошнин видел свою жизнь только в монашестве. В Киево-Печерской лавре он получил благословение на подвижничество в Саровской пустыни, где впоследствии принял постриг и получил имя Серафим. Начал с простого трудника и прошёл все ступени монастырских послушаний. Был отшельником, схимником, столпником, молчальником. А когда удостоился чести быть собеседником Пресвятой Богородицы, стал старцем и открыл двери своей кельи для всех страждущих. Жизнь, насыщенная Церковью, сделала его известным не только во всём православном мире, но и среди католиков, лютеран и представителей многих других вероисповеданий.

Почему Святейший Синод отказывался канонизировать святого

Константин Петрович Победоносцев – обер-прокурор Святейшего Синода с 1880-1905 гг./Фото: artefakt.ru

Константин Петрович Победоносцев – обер-прокурор Святейшего Синода с 1880-1905 гг./Фото: artefakt.ru


Ещё при жизни батюшка Серафим стяжал всенародную любовь и веру в силу своих молитв. А после смерти старца в 1833 году началось массовое паломничество к его могиле. Тысячи людей притекали к Серафиму Саровскому, чтобы найти утешение в горе, попросить совета, поблагодарить за помощь. Его рисованные и фотопортреты использовались как иконы. Однако вопрос о канонизации подвижника решался почти 70 лет.

Императору Николаю II, который упорно настаивал на прославлении Саровского старца, пришлось столкнуться со многими трудностями. Главным оппонентом государя стал учреждённый ещё Петром І Святейший Синод. Контролировал этот орган светский чиновник – обер-прокурор (во времена Николая II это был Константин Победоносцев), что ставило Церковь в формальную зависимость от императора и создавало почву для проволочек и трений при решении спорных вопросов. Так случилось и в ситуации с Серафимом Саровским. Результаты работы следственной комиссии, изучавшей случаи исцелений по молитвам отца Серафима, надолго застряли в кабинетах Синода. Кроме того, свидетельств о деяниях подвижника было настолько много («слишком много чудес»), что члены комиссии боялись, что часть из них – ложь.

Серьёзной проблемой канонизации преподобного Серафима был также вопрос о мощах святого. В синодальный период главенствовало мнение, что нетленные мощи – это нетленная плоть, а останки старца представляли собой только кости. И, наконец, прославлению Серафима Саровского препятствовал лично Победоносцев.

Почему император настоял на канонизации Серафима Саровского, фактически превысив свою власть

Николай Александрович Романов – император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский./Фото: avatars.mds.yandex.net

Николай Александрович Романов – император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский./Фото: avatars.mds.yandex.net


В семье Романовых преподобного старца особо почитали. Во-первых, венценосные супруги искренне верили, что именно по молитвам батюшки Серафима получила исцеление их дочь Александра. Императрица Александра Фёдоровна была убеждена, что заступничество подвижника, которому она горячо молилась, поможет им с мужем обрести наследника престола. Во-вторых, Николай II возлагал надежду на то, что благодаря канонизации Серафима Саровского он решит одну из важных внутриполитических проблем – сблизится со своим народом, который глубоко почитал старца. Ещё один личный мотив – Николаю II были известны пророчества преподобного о том, что вторая половина царствования монарха, прославившего Серафима Саровского, в отличие от первой, будет счастливой.

Сдвинуть дело с мёртвой точки помог архимандрит Серафим Чичагов, который впоследствии был расстрелян (в 1937-м) и причислен к лику священномучеников. Ему удалось собрать и систематизировать огромное количество сведений о деяниях Серафима Саровского. Свой труд архимандрит передал Государю лично, в обход Синода. Ознакомившись с материалами, весной 1902 года Николай II предложил приглашённому на семейный завтрак обер-прокурору в течение нескольких дней составить текст указа о прославлении Серафима Саровского. Возражения Победоносцева были решительно отвергнуты как императором, так и его супругой. «Государь всё может», – безапелляционно заявила Александра Фёдоровна, и обер-прокурору пришлось подчиниться.

К чему привела канонизация Серафима Саровского, проведённая Николаем II практически насильно и против воли Святейшего Синода



Николай II и Александра Фёдоровна в Сарове. Прославления Серафима Саровского, 1903 год./Фото: nikolay-chudo.cerkov.ru

Николай II и Александра Фёдоровна в Сарове. Прославления Серафима Саровского, 1903 год./Фото: nikolay-chudo.cerkov.ru


Решительность и настойчивость последнего российского императора преодолели сопротивление Синода, и летом 1903 года состоялось церковное прославление преподобного Серафима. На торжества съехались тысячи людей со всех уголков России (150 тыс. паломников). Поклониться мощам святого прибыли все члены царской семьи. От них Саровской обители были преподнесены прекрасная мраморная рака и вышитый императрицей покров на неё.

Однако выводы из канонизации святого, которая была проведена практически насильно и против воли Святейшего Синода, Николай II сделал не те. Он был уверен, что народ его искренне любит, а все мятежи в стране – это результат пропаганды интеллигенции, которая рвалась к власти. Такая уверенность слишком дорого обошлась впоследствии императору и членам его семьи.

Уже в 20 веке за подвижничество и мученическую смерть были причислены к лику святых эти 5 смелых священнослужителей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








16047
12.08.2019 20:05
В закладки
Версия для печати




Смотрите также