Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0

От чарох из медвежьих шкур до изящных кожаных туфелек.

От чарох из медвежьих шкур до изящных кожаных туфелек.

История обуви в цивилизации человечества насчитывает более пяти тысячелетий. И она полна множества загадок и неожиданностей. Сейчас сложно поверить в то, что до недавнего времени всю обувь шили на одну ногу и, что на каблуках довольно длительное время красовались вовсе не модницы женского пола. Об этих и других удивительных фактах из истории обуви далее - в обзоре.


Первая обувь человеческой цивилизации


В древние времена необходимость в защите ног первобытного человека была весьма высока. Поэтому люди очень быстро начали применять различные природные материалы, которые могли бы защитить их стопы от порезов и холода.

Первые изобретения человека, выглядели как плоские сколы дерева, небольшие куски кожи или же широкие листья, привязанные к ногам тонкими бечевками. Эти нехитрые приспособления и были прототипами современных сандалий. В странах с более суровым климатом люди мастерили теплую обувь: поначалу каждую ногу оборачивали куском шкуры, а позже шили кожаные мешочки, набитые сухой травой и привязывали тонкими ремешками к ногам. Так появились предки нынешних туфель.

Чарохи.

Чарохи.


Древнейшая кожаная обувь, найденная на сегодняшний день, — чарохи (прототип узких туфлей с заостренными концами). Они обнаружены в Армении при археологических раскопках пещеры Арени в 2008 году. Ученые утверждают, что этим туфлям около 5500 лет! И напоминают они кожаные портянки, стянутые жгутом вдоль носовой части и утепленные сухой травой. Именно такие были найдены и в Альпах на ступнях мумифицированного мужчины, жившего где-то 5300 лет назад.



Обувь древних цивилизаций


Древнеегипетский рельеф с изображением сандалия. Фрагмент.

Древнеегипетский рельеф с изображением сандалия. Фрагмент.


Древние египтяне были первыми, кто начал повсеместно носить сандалии, подошва которых изготавливалась из папируса или кожи. На ногах они держались при помощи перемычек или же ремешков, которые привязывались к ступне и вокруг лодыжки. Для защиты большого пальца носок подошвы загибался кверху.

Древнеегипетская обувь.

Древнеегипетская обувь.


Персы и индусы вырезали сандалии из сандалового дерева и прикрепляли к ним колышки, на которые опирались пальцами при ходьбе.

Золотые сандалии фараона.

Золотые сандалии фараона.


У народов древних цивилизаций Египта и Греции были весьма популярны всевозможные сандалии, изготовленные таким образом, что по ним можно было различать представителей разных сословий. И между тем, мужская и женская обувь имела различие в цвете и декоре.

Два сапога - пара


Два сапога - пара.

Два сапога - пара.


Сейчас сложно поверить в то, что вплоть до начала 19 столетия не существовало ни левого ни правого сапога — обувь шилась одинаковой. Лишь 200 лет тому назад в Греции обувных дел мастера впервые придумали шить разные сапоги — для левой и правой ноги.

Каблуки - изыски моды или необходимость


Мужские ботфорты.

Мужские ботфорты.


Первые упоминания о каблуках на обуви относятся к древнеегипетской цивилизации. Они имели конусообразную форму их прибивали к сандалиям и были весьма популярны среди земледельцев во время полевых работ, дабы ноги не скользили по илистой почве.

Всадник. Автор: Орловский А. О.

Всадник. Автор: Орловский А. О.


Мода на каблуки пришла в Италию из Персии на рубеже 15-16 веков, а затем и захватила всю Европу. И что интересно, многие думают, что каблуки придуманы модницами. А вот и нет! Появлением этой детали в обуви мы обязаны мужчинам. Каблук прибивался к сапогу по той причине, чтобы во время верховой езды на лошади нога не выскальзывала со стремени.

 Людовик XIV. Автор: Шарль Лебрен.

Людовик XIV. Автор: Шарль Лебрен.


И весьма удивительно то, что очень длительное время в обуви на каблуках щеголяли исключительно мужчины. Дамы же носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. И лишь в 17 веке на них стали женщины, но уже исключительно с эстетических соображений. Примечательным было то, что изначально такие туфли были мужскими и использовались женщинами во время верховой езды.

Ах, мода, мода!


 Чопины - обувь на платформе, которую носили в XIV-XVII веках.

Чопины - обувь на платформе, которую носили в XIV-XVII веках.


Форма обуви и ее декор испокон веков были подчинены капризам моды. Так, очень популярной в позднее Средневековье и эпоху Возрождения была обувь на высоченной платформе. Вначале, так называемые чопины, носили актеры в Греции, дабы казаться на сцене более величественными. Эту моду подхватили римские аристократки и куртизанки, которым приходилось взбираться на цоколи-шопены, достигавшие в высоту иногда до полу метра. В Италии создавались даже специальные школы, обучающие хождению в такой обуви.

Чопины - обувь на платформе, которую носили в XIV-XVII веках.

Чопины - обувь на платформе, которую носили в XIV-XVII веках.


А в Англии, при дворе короля Джеймса I, аристократы и члены монаршей семьи, потакая моде, просто вынуждены были носить обувь, сделанную из тончайшей кожи на очень высокой платформе. Такие башмаки были не удобны в носке и при том не безопасны. Дамы без посторонней помощи в такой обуви передвигались с трудом.

"Пулены

"Пулены


А вот на пару веков ранее в моде были узкие туфли с длинными носами, загнутыми кверху, которые украшались иногда бубенцами и колокольчиками. Их называли - пуленами и носили их господа из высшего общества. Длина носов такой обуви могла доходить до пятнадцати сантиметров.

Пулены в Средневековье.

Пулены в Средневековье.


Король Франции Филипп IV даже издал специальный указ, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. А длина носа туфель должна была возрастать согласно рангу. Для удобства при ходьбе загнутые кончики очень длинных носов привязывали к ноге бечёвкой, так как носящие такую обувь господа постоянно спотыкались. К стати, такая форма носов сохранялась даже в доспехах рыцарей.

Мода на обувь в 15 веке.

Мода на обувь в 15 веке.


Начиная с 15 века мужская обувь стала немного удобнее: пулены сменились на модели с носами, похожими на «коровьи морды». А башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками к щиколотке. Женская же обувь тех времен ничем не выделялась, так как приличия не позволяли дамам выставлять на показ даже носки своих башмачков.
Мужская мода 17 века.

Мужская мода 17 века.


Во второй половине 16 столетия туфли стали более изящными. Эпоха позднего Возрождения принесла с собой моду на обувь, изготовленную из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани разной цветовой гаммы. Да и внешне туфли того времени уже больше напоминали ту обувь, которую мы носим сегодня. Дамы уже имели возможность слегка укоротить платья, и выставить напоказ носки своих туфель.

Мода на обувь в 17-18 веке.

Мода на обувь в 17-18 веке.


В 17 веке, в эпоху барокко в моду вошли высокие каблуки и банты. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент и пряжками. Однако в повседневной жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых отделывали тонкими кружевами.

Мода на обувь в 17-18 веке.

Мода на обувь в 17-18 веке.


А к 18 столетию, в эпоху рококо, все больше становятся популярными модели с декоративными украшениями: пряжками, шнуровками и бантами. В эту эпоху женская обувь становится весьма привлекательной и изящной.

Мода на обувь в 19 столетии.

Мода на обувь в 19 столетии.


С последующими веками мода на обувь бесконечно трансформировалась, постоянно заимствуя детали и различные элементы из прошлых эпох.

Обувь в истории живописи


Со времен средневековья моду на обувь отслеживать стало легче, так как культура, быт и все жизненно важные моменты истории начали находить свое отражение на полотнах и гравюрах художников.

 «Счастливые возможности качелей» (1766). Автор: Жан Оноре Фрагонар.

«Счастливые возможности качелей» (1766). Автор: Жан Оноре Фрагонар.


 Мужской портрет. Автор: Франсиско Гойя.

Мужской портрет. Автор: Франсиско Гойя.


 Принц Фердинанд VI Автор: Jean RANC.

Принц Фердинанд VI Автор: Jean RANC.


Король Карл I

Король Карл I


 Гугенот. Автор: Василий Поленов.

Гугенот. Автор: Василий Поленов.


Портрет жены художника. Автор: Константин Маковский.

Портрет жены художника. Автор: Константин Маковский.


Портрет Марии Николаевны. Автор: Константин Маковский.

Портрет Марии Николаевны. Автор: Константин Маковский.


И каких только форм обуви не было придумано, и каких размеров каблуков и носков не было сконструировано за всю ее историю. Однако обувная индустрия никогда не прекратит свое развитие, подтверждением чему является эксклюзивная коллекция обуви с каблуками провокационной формы, представленной в обзоре

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








47810
19.04.2018 10:26
В закладки
Версия для печати




Смотрите также