История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



«Почетный профессор кошмаров» - так спустя 400 лет после смерти Иеронима Босха его назвали художники-сюрреалисты. Босх умудрялся сочетать в своих работах средневековую фантастику, фольклор, философию и сатиру. Полотна его руки загадочны и полны все еще нераскрытых тайн. И если небольшая часть исследователей смотрели на картины Босха с позитивом, то основная масса сопровождают творчество эпитетами: странное, непонятное, пугающее. Что же хотел донести до зрителя автор сцен-проповедей, и за что взгляд Босха на мир поясняют порожденными галлюциногенами адскими видениями?


Что говорят о Босхе



Автопортрет. / Фото: www.guestion.ru

Автопортрет. / Фото: www.guestion.ru


Иероним Босх начинал карьеру, удивляя чрезвычайными талантами. Этот эксцентричный творец прослыл в истории Нидерландов XV века религиозным художником. Тематика его работ опиралась на богословские предупреждения всему человечеству, что автор красочно передавал посредством аллегорических сцен и историй из Библии. Сюрреалисты-потомки назвали художника создателем ночных ужасов Средневековья, признав Иеронима Босха гениальным и дьявольски талантливым. Правда, существует гипотеза, что свои картины он писал под воздействием галлюциногенных грибов.

Достоверных сведений о жизни художника известно мало. Одно точно: Босх - это псевдоним, взятый в качестве сокращённого названия родного города Иеронима. Фамилия художника при рождении - ван Акен. Нельзя назвать и точную дату рождения Босха, по предположениям историков - примерно 1450 год. Судя по множеству фактов, семья будущего художника была тесно связана с католичеством, и мальчика с детства готовили на роль священника. Этим исследователи объясняют слишком поздние первые упоминания о Босхе-художнике. На тот момент ему было не менее 30 лет.

Босха называли носителем высокой нравственности и благочестия – отличительных чертах членов средневекового братства Богородицы. Голландский мастер состоял в религиозном объединении монахов и мирян. Сложные и многомотивные картины Босха производили на людей той эпохи огромное впечатление. Ведь в отличие от православной иконографии, призывающей каяться и обретать рай, Босх действовал иначе. Он не увещевал, не давал надежды, а попросту запугивал зрителя. Кошмарные реалистичные пейзажи, крики боли и ужаса под трактирное веселье – вот пространство и настроение работ художника. Вспомним три самые известные и таинственные.

«Семь смертных грехов» из покоев испанского короля



Фрагмент полотна. / Фото: www.rossaprimavera.ru

Фрагмент полотна. / Фото: www.rossaprimavera.ru


В центре этого полотна Босха представлен круг-колесо, разделенный на 7 отдельных секций, символизирующих 7 смертных грехов. Работа скомпонована в виде серии небольших сцен, изображающих грешников. Присутствующий в правом верхнем углу Иисус Христос выступает напоминаем людям о Страшном Суде, которые продолжают грешить. Первым покровителем творчества Босха был испанский король Филипп II, заинтересованный в поучительных полотнах художника. Это было убедительным рычагом влияния на народ.

В тот период искусство справлялось с эффективным влиянием на массы. Придворный статус Иеронима только придавал ему значительности. Филипп II не только жаждал власти над вверенной ему страной, но и сам задумывался о вечном. Шедевр Босха «Семь смертных грехов» задумывался как интерьерное украшение спальни короля. Филипп II распорядился поместить картину в своих покоях в Эскориале. Разглядывая босховских грешников, монарх задумывался над собственными поступками и готовился к таинству покаяния.

Пессимизм в «Страшном суде»



Великий триптих. / Фото: www.ru.pinterest.com

Великий триптих. / Фото: www.ru.pinterest.com


Веками тысячи художников пробовали воплотить в красках сцены «Страшного суда». И, пожалуй, только Босх настолько впечатляюще передал описанный в Евангелии процесс. Средневековье погрузило европейцев в апокалиптические настроения. Первые грешники мира ожидали прихода конца света и Страшного суда, неминуемо приближающегося в виде расплаты за неправедную жизнь. В 1504-м герцог Бургундский Филипп I Красивый повелел создать алтарный триптих Страшного суда руки Иеронима. Основной сюжетной линией выступал мировой апокалипсис с образами Бога, ангелов, Адама и Евы, изгнанных из Эдема, праведников и грешников, Люцифера, демонов и всевозможной нечисти.

Своим «Страшным судом» Босх уверял каждого, что спасутся немногие. Светлое будущее ждет только нескольких изображенных рядом с Христом. Все же остальные, не отличившиеся праведной жизнью, обречены на вечные муки. Изображая казни грешников, художник был максимально изобретателен. Он не заморачивался идеями всепрощения и считал, что каждый заслужил свое. В одном углу монстры наслаждаются мучениями обжоры, насильно заливая в него бочку жидкости, дракон тащит блудницу в публичный дом, сварливых подвешивают связанными в самых болезненных позах, смиряя их пыл, убийц и вовсе поджаривают живыми.

Безжалостный «Сад земных наслаждений»



Босх грубо изображал грехи. / Фото: www.stihi.ru

Босх грубо изображал грехи. / Фото: www.stihi.ru


Триптих «Сад земных наслаждений» сегодня содержится в мадридской галерее Прадо. Полотно наглядно демонстрирует, что случается с предающимися грехам. Основной упор Босх сделал на самый популярный - сладострастие, ту самую luxuria. Едва ли не самое парадоксальное то, что картина выполнена в ярких и, казалось бы, жизнеутверждающих многоцветьях. Босх сначала ошарашивает зрителя сочной мозаикой, а уже спустя первое обманчивое мгновение становится не по себе. Взору предстают словно из ниоткуда всплывающие жестокие сцены. Безжалостные персонажи кого-то грызут, на кого-то нападают. А вторым планом идут связанные с едой картинки, обличая грех чревоугодия.

Босх показывает, что люди бесконечно погрязли в грехах и находятся в этом состоянии всю свою жизнь. Все обитатели Земли одинаковы в своих слабостях и никуда уже от них не денутся. Художник нисколько не сомневается, что человек неисправимо греховен и показывает всякому зрителю его отражение. А дальше, на дне этого котла на триптихе, всех ждет ад. В нем правят демоны, делая людей навеки несчастными. Босховский ад страшен своей безысходность. Полотно не оставляет сомнений: оттуда не выберется никто.

Темные настроения одолевали и других творцов. Кровь, грех, ложь и ненависть. Мрачное творчество живописца-"чернокнижника" Майкла Хуссара (Michael Hussar).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1165
1.05.2025 21:02
В закладки
Версия для печати




Смотрите также