Блог Юрия Хворостова   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
   



В самом начале весны 1942 года с немецких самолетов над позициями Красной Армии были разбросаны листовки, в которых содержалась неслыханная новость. Прокламации сообщали, что «вождь народов» Сталин 3 марта 1942 года письмом обратился к Папе Римскому, в котором советский лидер якобы просит понтифика молиться за победу войск большевиков. Фашистская пропаганда даже назвала это событие «жестом смирения Сталина».


Так было ли в действительности советским лидером написано подобное письмо, или же пропагандистская машина Геббельса как в большинстве случаев подала в виде сенсации очередную ложь и дезинформацию?

Довоенные отношения СССР и Ватикана


До начала 1942 года отношения Сталина и Святого Престола можно было назвать более чем прохладными: сам Папа и все католические священники еще в 1930 году накануне XVI съезда ВКП(б) самим «вождем народов» были объявлены врагами партии большевиков. Естественно, против священнослужителей-католиков (как, впрочем, и против представителей других религиозных конфессий) в те годы была развернута мощная советская репрессивная машина.
В СССР преследовались все религиозные конфессии / Фото: wordhistories.net

В СССР преследовались все религиозные конфессии / Фото: wordhistories.net

В феврале 1929 года согласно подписанным между католической церковью и Королевством Италии Лютеранских договоренностей, Ватикан был признан суверенным государством. Однако никаких жестов на установление «нормальных» отношений между собой ни со стороны Москвы, ни со стороны Ватикана после этого не последовало. К взошедшему на папский престол в 1939 году Пию XII, как и к его предшественнику, Пию XI, Иосиф Сталин не испытывал абсолютно никаких симпатий.

Позиция «военного нейтралитета» Святого престола


У нового же понтифика в самом Риме хватало политических «забот». Испытывая постоянный прессинг со стороны итальянского фашистского диктатора Муссолини, Пий XII изо всех сил пытался сохранять нейтралитет. Кроме того, в Ватикане понимали, что в Германии нацисты вряд ли будут лояльно относится к католикам: в Рейхе уже вовсю шло создание собственной идеологической религии.
Папа Римский Пий XII / Фото: lastampa.it

Папа Римский Пий XII / Фото: lastampa.it

Папа никак не осуждал ни захватнические военные кампании нацистов, ни их расовую идеологию. И даже когда в сентябре 1941 года Великобритания вместе с Францией обратились к понтифику с просьбой объявить германский Рейх страной-агрессором – Пий XII наотрез отказался это сделать. Мотивируя свой отказ желанием Ватикана оставаться вне политики. А вот в сторону СССР, где гонения на католиков продолжались, Святой Престол иногда «бросал осуждающие взгляды».

Письмо Сталина Папе или пропагандистская фальшивка


В самом начале 1942 года между СССР и Ватиканом действительно начали завязываться прямые контакты. Однако назвать их полностью дипломатическими вряд ли можно. В то время в Советском Союзе приступили к формированию так называемой «Армии Андерса», которую создавали из бывших пленных польских солдат. Святой Престол обратился к Москве с просьбой разрешить католическому епископу Юзефу Гавлине посетить это воинское формирование. Как ни странно, но Сталин дал согласие на этот визит, и в конце апреля 1942 года епископ приехал в СССР.
Епископ Юзеф Гавлина с солдатами «Армии Андерса» / Фото: mwb.com.pl

Епископ Юзеф Гавлина с солдатами «Армии Андерса» / Фото: mwb.com.pl

Кроме этого было и еще несколько фактов взаимных «жестов внимания» Ватикана и Кремля. Так, посол правительства Польши, находящегося в то время в эмиграции, утверждал некий «интерес» Сталина к Папской курии. По словам польского дипломата, «вождь народов» осознавал и признавал, что Ватикан имеет в Европе довольно весомый моральный авторитет. Кроме этого существовала информация, что во время встречи Сталина с дипломатическим представителем французского правительства в изгнании, советский лидер недвусмысленно дал понять, что он был бы не против политического союза с Ватиканом.

Именно эта информация и стала основой для создания немецкой пропагандой «правдивой истории» об обращении Сталина к Папскому Престолу с письмом. В котором, кроме установления дипломатических отношений, «вождь народов», пребывая в отчаянии, якобы попросил папу молиться за большевиков. Помимо агитационных листовок, информация о «письме Сталина Римскому Папе» широко распространялась немцами и итальянцами по радио. Даже английское Би-Би-Си, поверив гебельсовской пропаганде, передало в своем эфире эту «сенсационную новость».

Реакция Святого Престола


Сразу же после выхода в свет информации о том, что Сталин просит Папу молиться за «Россию и большевиков» кардиналы Ватикана начали выступать с опровержением этой «сенсации». Однако «утка» была настолько грамотно подготовлена и своевременна, что мало кто в мире поверил заверением папских кардиналов. Хотя интерес немцев в такой откровенной дезинформации был более чем очевиден: отношения III Рейха и Ватикана на начало 1942 года откровенно не ладились.
Отношения Ватикана и нацистской Германии нельзя было назвать дружественными / Фото: scribd.com

Отношения Ватикана и нацистской Германии нельзя было назвать дружественными / Фото: scribd.com

Несмотря на убедительные просьбы со стороны нацистского руководства Германии, Папа Римский Пий XII отказался объявлять «антибольшевистский крестовый поход» против СССР. Реакция Гитлера последовала незамедлительно – «Восточная миссия» Ватикана (которая предполагалась для обращения в католическую веру жителей оккупированных Вермахтом территорий Советского Союза), была закрыта.

Далее нацисты еще больше взялись за «расшатывание нервов» главы Святого Престола. Агент РСХА через тайного папского секретаря поинтересовался у понтифика, насколько правдивы слухи о том, что Ватикан якобы хочет признать СССР. Ответ Пия XII (который тут же был передан в Берлин) немного порадовал нацистов – понтифик был «просто в ярости» от того, что такие слухи вообще могли появиться.

Вождь народов против понтифика


Перед высадкой союзников в Италии в сентябре 1943 года западные государства принялись всячески превозносить роль понтифика в международной политике. А вот СССР был не настолько лоялен к «военно-политической важности» Святого Престола. Так, историки описывают случай, когда во время Тегеранской конференции Уинстон Черчилль принялся настаивать на том, чтобы в «польском вопросе» была бы учтена и роль Ватикана. Сталин, резко оборвав британского премьера, насмешливо спросил: «А сколько же армейских дивизий у Римского Папы?».
Черчилль, Рузвельт и Сталин на Тегеранской конференции. 1943 год / Фото: wordhistories.net

Черчилль, Рузвельт и Сталин на Тегеранской конференции. 1943 год / Фото: wordhistories.net

«Вождь народов», однако не мог полностью игнорировать настоятеля Римской католической церкви. В то время войска Красной Армии приступили к освобождению западных областей Украины, а также готовили наступление на Литву – регионы, где традиционно проживало много верующих-католиков. Весной 1944 года, перед освобождением Львова от нацистов Сталин в Кремле принял Станислава Орлеманьского – американского католического епископа и личного друга Рузвельта. Во время встречи «вождь народов» заверил Орлеманьского, что он полностью готов к сотрудничеству с понтификом.

А дальше все дело испортил сам предстоятель католической церкви. В январе 1945 года Пий XII выступил с заявлением, которое в СССР стали рассматривать, как откровенно антисоветское. Понтифик не только предложил заключить с побежденными государствами «мягкий мир», но и открыто высказался о преследованиях украинских католиков. Такие заявления привели к тому, что советские журналисты сразу же повесили на Римского Папу клеймо «защитника фашизма».
Папа Пий XII / Фото: azquotes.com

Папа Пий XII / Фото: azquotes.com

Однако к конфронтации Кремля и Ватикана «приложил руку» не только понтифик, но и сам Сталин. Согласно одного из планов «вождя» после войны в Москве следовало бы создать некий «мировой религиозный центр». Ватикан же в этом случае был главным камнем преткновения для реализации сталинского плана. Плана, одним из безоговорочных успехов которого было отторжение в 19465 году от Папской курии украинских католических униатов (расторжение «Брестской церковной унии» 1596 года).

В начале 1950-х годов в СССР активно пропагандировалось мнение, что Римский Папа Пий XII во время Второй Мировой войны занимал сторону «государств Оси». Этому вопросу был посвящен целый научный труд, названный его авторами «Ватикан во II Мировой войне» – книга, которая вышла в СССР в 1951 году. Однако уже в следующем, 1952 году, Сталин кардинально меняет свои позиции по Ватикану. «Вождь народов» публично похвалил понтифика за его миротворческие инициативы в военный период.
Сталин и Пий XII / Фото: courant.com

Сталин и Пий XII / Фото: courant.com

Кто знает, каким бы был следующий «виток мира, дружбы и добрососедства» между Святым Престолом и Кремлем, если бы в 1953 году эти отношения не прервала смерть Иосифа Сталина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








10114
1.07.2021 16:07
В закладки
Версия для печати




Смотрите также