История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Разное    





Девятого февраля 1904 года произошёл бой между кораблями русского и японского флота. Рядовое, казалось бы, военное событие стало исключительным по одной причине: нападение 14 японских судов отражало всего два русских – «Варяг» и «Кореец». Несмотря на своё явное преимущество, японцы не смогли ни потопить русские корабли, ни взять в плен хотя бы одного члена экипажей. При этом они до сих пор держат в секрете число пострадавших матросов, принимавших участие в этой неравной битве.


С какой целью крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» прибыли в корейский порт Чемульпо?

Всеволод Руднев – командир крейсера «Варяг»./Фото: cdnimg.rg.ru

Всеволод Руднев – командир крейсера «Варяг»./Фото: cdnimg.rg.ru


Крейсер «Варяг» прибыл вместе с канонеркой «Кореец» в порт г. Чемульпо, выполняя традиционную для всех государств дипмиссию. Кроме них, на причале в это время стояли крейсера из Италии, Франции, Великобритании, Японии, США и Кореи; был здесь и российский пароход «Сунгари», а также несколько грузовых судов. Большая часть кораблей находилась в порту для обеспечения защиты своих диппредставительств в Сеуле – при возникновении угрозы они должны были способствовать высадке десанта.

Присутствие же крейсера «Чиода» обуславливалось наблюдением за активностью русских. В случае прибытия их эскадры, японцы планировали высадиться на берег и с помощью огневой силы сдерживать высадку войск неприятеля до прибытия подкрепления. Подобные планы являлись следствием напряжённых отношений между странами – 6 февраля 1904 года, после провальных переговоров о разграничении сфер влияния в Маньчжурии и Корее японские власти разорвали дипломатические отношения с Россией.

Почему японская эскадра атаковала русские корабли?

«Варяг» и «Кореец» выходят на бой./Фото: upload.wikimedia.org

«Варяг» и «Кореец» выходят на бой./Фото: upload.wikimedia.org


Командование «Варяга», так же, как и российский представитель в Корее, не были в курсе обострившихся разногласий между державами: с 4 февраля японцы, контролировавшие корейские телеграфы, держали русских в информационной блокаде. Получив запоздалые данные о разрыве дипотношений, Всеволод Руднев – командир «Варяга» – стал подготавливаться к отплытию в Порт-Артур.

Восьмого февраля в половине девятого вечера, командир Четвёртого боевого отряда Сотокити Уриу получил разрешение своих властей на проведение боевых действий в акватории корейского государства. Так как русские корабли явно не были расположены нападать первыми, Уриу решил вынудить их на бой или в порту, или за его пределами. Утром 9 февраля Руднев получил ультиматум: сдаться или до 12 часов дня покинуть порт во избежание военного столкновения в нейтральных водах.

На спешно созданном военном совете, в котором принимало участие и командование иностранных судов, Всеволод Фёдорович Руднев объявил об отказе сдаваться. Иностранцы же подписали и передали японцам свой протест, однако в реальной помощи – командир «Варяга» просил их о сопровождении до границ корейских территориальных вод – отказали.

При выходе из Чемульпо, экипажи «Варяга» и «Корейца» провожали английские и французские офицеры с моряками: под звуки гимна они стояли на палубах в парадной форме и приветствовали русских матросов криками «Ура!». В 11 часов 45 минут начался неравный бой: два суда российского флота противостояли восьми миноносцам и шести крейсерам японской эскадры.

Какие потери понесли русская и японская стороны?

Взрыв «Корейца»./Фото: pbs.twimg.com

Взрыв «Корейца»./Фото: pbs.twimg.com


Практически с первых минут «Варягу» удалось отправить на дно один из миноносцев противника, затем, в течение часа нанести повреждения трём японским крейсерам. Однако и русский корабль получил множественные пробоины, в том числе и подводные, вызвавшие потерю устойчивости из-за крена на левый борт. Огонь превосходящего числом неприятеля разбил большую часть палубного орудия, вывел из строя рулевое управление и вызвал ощутимые человеческие потери.

В начале сражения погибли дальномерщик Горбунов Ефим и дальномерный офицер – мичман граф Нирод, затем пали почти все матросы-артиллеристы, которых заменили моряки из машинного отделения. В вахтенном журнале были зафиксированы попадания, вызвавшие пожары пороховых зарядов, вельбота, части кают офицеров и провизионного отсека. Разлетевшиеся осколки от снаряда убили штаб-горниста и барабанщика, ранили рулевого и ординарца командира. Сам Руднев получил ранение головы и контузию, но нашёл силы, чтобы выйти из рубки и продолжать отдавать распоряжения воюющим матросам.

В результате боя команда крейсера потеряла одного офицера и 22 матроса. Тяжёлые ранения получил один офицер и 26 матросов; менее серьёзно были ранены пять офицеров (в том числе командир корабля) и более 150 нижних чинов. Канонерской лодке удалось избежать крупных повреждений – она получила только одну осколочную пробоину в таранном отсеке, в то время, как среди членов экипажа не было ни одного пострадавшего.

Японцы из-за быстрого выхода из строя дальномерной станции «Варяга» и разрушения системы управляющей огнём, не понесли значительных потерь, кроме одного затонувшего миноносца. О количестве убитых и раненых самураев, нет точной информации – японское правительство до сих пор не рассекретила архивы о сражении, в котором им так и не удалось потопить два русских корабля.

Как уцелевшим русским морякам удалось добраться в Санкт-Петербург и как их встречали в Зимнем дворце?

Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо»./Фото: ic.pics.livejournal.com

Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо»./Фото: ic.pics.livejournal.com


Лишившись возможности управлять крейсером, Руднев решил возвратиться в порт, чтобы подорвать «Варяг», высадив экипаж на нейтральные судна. Ему удалось выполнить намеченное, после чего японцы прекратили обстрел, опасаясь попасть в корабли, непричастные к конфликту.
Матросов с «Варяга» и «Корейца» приняли на свой борт итальянский, французский и британский крейсеры – американцы отказались от участия, ссылаясь на отсутствие разрешения из Вашингтона. Тяжелораненых в количестве 24 человек доставили на берег, передав их представителям Красного Креста.

Захоронение нижних чинов крейсера «Варяг» на Морском кладбище Владивостока./Фото: upload.wikimedia.org

Захоронение нижних чинов крейсера «Варяг» на Морском кладбище Владивостока./Фото: upload.wikimedia.org


После подрыва канонерской лодки и затопления крейсера, члены команды отправились на родину – кто через Сайгон, кто через Гонконг. Очутившимся, в конце концов, в Петербурге матросам, устроили торжественную встречу с последующим обедом в Зимнем дворце. Там, по воспоминаниям одного из матросов «Варяга», им прислуживали сами царские дочки, поднося героям «яства всякие ручками своими нежными».

Все выжившие участники сражения получили награды: офицерам вручили ордена Святого Великомученика Георгия, нижним чинам – специально учреждённую медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», а также Знак Отличия Военного Ордена, переименованный чуть позже в Георгиевский крест.

Многие и сегодня спорят, было ли Цусимское сражение фиаско или беспримерным подвигом матросов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







34508
2.03.2020 21:26
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Сергей Копань 4.03.2020 15:04    

    В этом морском смешались героизм и некомпетентность. Когда вы ответите на вопрос, почему командир "Варяга" фактически после этого закончил свою карьеру. Это и будет открытием тайны.






Смотрите также