
Он был наполовину французом, наполовину - литовцем, но всегда говорил, что родился русским. Став великим композитором, создателем популярных опер и романсов, а также авторитетным музыкальным критиком, он нередко обращался к французским источникам, но при этом не переставал популяризировать русскую музыку. Награжденный французским национальным орденом - Крестом почетного легиона за свой вклад в искусство, он оставался русским офицером, профессором фортификации, преподавателем трех военных академий, у которого учились великие русские князья, герцоги и будущий император Николай II.
Мазурка в соль миноре, написанная в 14 лет

Цезарь Кюи в молодости
Цезарь Кюи родился в 1835 году в Вильнюсе, в семье французского офицера Антуана Кюи, который во время войны 1812 года сражался в армии Наполеона и был взят в плен, да так и остался жить в Российской империи, взяв себе имя Антон и женившись на девушке литовского происхождения по имени Юлия Гуцевич. В их католической семье родилось пятеро детей, Цезарь был младшим среди своих братьев и сестер.
Все дети получили хорошее домашнее воспитание, с раннего детства изучали иностранные языки, учились музыке, игре на музыкальных инструментах. Цезарь уже в возрасте пяти лет играл на фортепиано произведения Шопена и, подражая его стилю, начал сочинять музыку. Чуть позднее он начал брать уроки по теории музыки у польского композитора Станислава Монюшко, который в то время проживал в Вильнюсе, а в 14 лет написал мазурку в соль миноре.
Однако отец решил дать сыну военное образование, и, когда мальчику исполнилось 16 лет, отправил его в Санкт-Петербург на подготовительные курсы для поступления в военно-инженерную академию.
После окончания академии Цезарь Кюи стал преподавателем по фортификации, экспертом по военным укреплениям и подготовил множество талантливых учеников, среди которых были известные военные офицеры и будущий император Николай II. Его военная карьера была успешной, спустя несколько лет он стал профессором фортификации, написал несколько книг и дослужился до генерал-лейтенанта. Но несмотря на свои достижения в военном деле, всю свою жизнь Цезарь Кюи не переставал заниматься музыкой.
«Могучая кучка»
Могучая кучка / Фото: artforintrovert.ru
В первые годы обучения в военной академии музыка была для Кюи чем-то вроде отдушины и приятного времяпрепровождения, но все изменилось в 1856 году, когда он встретил начинающего композитора Милия Балакирева, который в тот год бросил учебу в Казанском университете, где учился на математика, и приехал в Санкт-Петербург, чтобы серьезно заняться музыкой. Позднее к ним присоединился композитор Александр Даргомыжский.
Дружба с Балакиревым и Даргомыжским укрепила интерес Кюи к музыке, он вновь вернулся к сочинительству и вскоре стал весьма плодотворным композитором. Его публичный дебют состоялся в 1859 году исполнением его оркестрового Скерцо, под управлением Антона Рубинштейна и под эгидой Русского музыкального общества. А в 1862 году они с Милием Балакиревым, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным создали кружок «Новая русская музыкальная школа», который с легкой руки критика Владимира Стасова стал называться «Могучей кучкой».
Цезарь Кюи стал успешным популяризатором русской музыки в Европе, хотя в его собственных произведениях русский колорит звучит только в первой из десяти поставленных опер - «Кавказский пленник». Некоторые русские темы также были взяты из произведений Александра Пушкина, хотя более охотно Кюи обращался к французским источникам - Виктору Гюго, Просперу Мериме, Жану Ришпену, Ги де Мопассану, Александру Дюма-старшему.
«Могучая кучка» распалась в 1870 году, но ее история на этом не завершилась. Каждый из пяти основавших ее композиторов продолжал творить, а их идеи продолжили жить в музыкальном мире и работах других великих русских композиторов XX века.
Генерал от музыки
Цезарь Кюи / Фото: muzuni.ru
С 1864 года Цезарь Кюи становится музыкальным критиком и пишет статьи для «Санкт-Петербургских ведомостей», а позднее и для других изданий России и Европы. В период до 1900 года им было написано более 800 статей с обзорами концертов, сольных выступлений, исполнителей и музыкальных новостей. В 1883 году он стал членом отборочной комиссии оперы Мариинского театра, а в 1896 - директором Петербургского отделения Русского музыкального общества.
Цезарь Кюи сочинял почти во всех жанрах своего времени, за исключением симфонии и симфонической поэмы, но наибольшую часть его произведений составляли романсы, среди которых самыми известными являются «Царскосельская статья» и «Сожженное письмо» по произведениям Александра Пушкина, творчество которого Кюи высоко ценил.
Кроме того, он написал много произведений для фортепиано и камерных ансамблей, несколько оркестровых произведений, но самыми значительными его работами являются оперы, в том числе детские, сказочные, в которых более четко выражен русский народный музыкальный стиль.
За свою жизнь Цезарь Кюи удостоился множества наград, стал почетным членом нескольких иностранных музыкальных обществ. После постановки «Флибустьера» в Париже он был избран членом-корреспондентом Французской академии и награжден крестом Почетного легиона.
Несмотря на активную музыкальную жизнь, Цезарь Кюи не оставлял военную службу, продолжая преподавать в академии и читать лекции о боевых укреплениях. Он написал множество трудов по военному делу, и знавшие его люди только удивлялись его плодотворности и способности находить время для профессиональных занятий военным искусством и музыкой, а друзья прозвали его «Генералом от музыки».
На 4 месяца пережил Октябрьскую революцию

Цезарь Кюи
Личная жизнь Цезаря Кюи была счастливой. В возрасте 23 лет в доме своего друга, композитора Александра Даргомыжского, он познакомился с Мальвиной Бамберг. О ней известно не так много, кроме того, что девушка была дочерью врача, имела хороший голос и мечтала петь на императорской сцене. Их знакомство состоялось в то время, когда она брала уроки вокала у Даргомыжского.
Между Цезарем и Мальвиной быстро завязались романтические отношения, и вскоре они поженились. Цезарь поддерживал стремление супруги петь и посвящал ей свои произведения, но по какой-то причине ей так и не удалось осуществить свою мечту стать певицей. В их семье родилось двое детей - сын Александр и дочь Лидия. Они прожили вместе сорок лет, а в 1899 году Мальвина умерла. Цезарь Кюи тяжело пережил смерть супруги и больше так и не женился.
В последние годы жизни здоровье Цезаря Кюи начало существенно ухудшаться, в 1916 году он практически ослеп, но продолжал сочинять небольшие пьесы под диктовку дочери. Октябрьскую революцию 1917 года Кюи встретил с воодушевлением и, несмотря на слепоту, даже вступил в ряды Красной армии и продолжал преподавать в академии. Но революцию он пережил всего на четыре месяца.
Великий русский музыкант и генерал Цезарь Кюи скончался от кровоизлияния в мозг весной 1918 года и был похоронен рядом со своей женой на лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге, а в 1939 году было принято решение о перезахоронении Кюи в Александро-Невской лавре, рядом с другими великими русскими композиторами и членами «Могучей кучки».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: