
Возделывание огурцов кажется скучным делом, если бы не тот факт, что русскому человеку без него было никак. Когда в Муроме появился огурец, то стал «кормильцем» не только отдельных семей, а целого города и поселков. Собирали семя пудами, а потом продавали, получая доход. В питании он был чуть ли не главным, не зря появилась по этому поводу пословица: «Нет застолья без винца, нет стола без огурца». Потом на смену пришел «Вязниковский» огурец и стал конкурентом «Муромскому», который был нетранспортабельный. Но оба исчезли, когда появились заграничные сорта – красивые, гладенькие огурцы. Они, возможно, и выиграли битву огурцов, но люди проиграли, потеряв непревзойденный вкус своих сортов, отечественных.
Муромский огурец, которому не было равных: диковинный плод в суровом регионе

Старый Муром. / Фото: www.tart-aria.info
Легенда или нет, но муромские агрономы рассказывали, что огурец был завезен в Муром в конце XI века монахами Спасского монастыря. В то время монастыри были центрами культуры, которые распространяли все новое, и аграрная волна пошла от них. Правда или нет, свидетелей уже не найти.
Муром – это место очень короткого лета, и выращивание столь теплолюбивого и боящегося морозов овоща является странным занятием для данного региона. Но эта деятельность существовала несколько веков. Спасало огородников то, что Муром был окружен густыми лесами, спускался полого к речке, которая по весне часто заливала луга. Поэтому склон, который прогревался, и влага решали проблемы сурового климата.
«Нет застолья без винца, нет стола без огурца» - традиционное сочетание

Засолка огурцов на Руси. / Фото: ВКонтакте
Огурец настолько стал привычным овощем на Руси, что трудно представить его завезенным. К нему быстро привыкли и стали использовать в засоленном виде, иначе нельзя было бы сохранить. Солили огурцы большими кадками и кадушечками. Но чаще запасы делались огромные, в зависимости у кого какая семья.
Писатель Иван Шмелев описывал, как происходило соление огурцов. На улицу выкатывали кадки, кто одну, а кто и четыре, но в основном большие, маленькие были ни к чему. На весь двор дым столбом, потому что их нужно было выскоблить, отпарить, чтобы новые плоды заложить и рассолом залить. Русский народ старался огурчиком запастись, ведь без него не представляли ни обычный обед, ни праздничное застолье. На дворе, когда шел процесс заготовки, было шумно – кто-то бочки готовит, в чанах вода закипает, а в воздухе стоит аромат специй и трав. Режут укроп и хрен, готовят лист черной смородины и дуба – для крепости и духа.
По-видимому, неспроста была и пословица сложена: «Нет застолья без винца, нет стола без огурца». Во всяком деле он годился. Соленый огурец давали даже маленьким детям с грудного возраста, а когда больной ел его с охотой, то считали, что начал выздоравливать. О том, что это была самая лучшая закуска – даже говорить не приходится. Всяк русский человек держал в погребе несколько кадушек с огурцами, чтобы хватило до нового урожая, поэтому и покупали возами. Шмелев писал, что помнит, как пробовали свежий огурец перед посолом, и хруст на весь двор стоял. Откусят кусок, а потом остаток запустят выше крыши. Хоть и хлопотно было в пору заготовки огурцов, но вместе с тем и весело.
Огородный бизнес муромчан: собирали огурцы и продавали семена

Рынок на Руси. / Фото: ru.pinterest.com
Муромчане выращивали огурцы в основном на семена – это был их доход, который кормил семью. Хотя таким промыслом занимались в основном женщины. На их плечи было положено создание грядок, посев, уход и как окончательный этап – сушка семян. Первые огурцы не трогали, они оставлялись на желтяки, и только в августе собирали зеленцы для засолки. На вид это был маленький, пузатый и в пупырышках зеленец с отличным вкусом. Единственным недостатком муромского огурца было то, что он не хранился. Его нужно было перерабатывать сразу на месте.
Семена собирали пудами и везли продавать в город. В сотной книге была запись, что житель Мурома Иван Радосный привез до десяти пудов «сеенцу», на наши мерки примерно 4 мешка. Кто-то мог доставить меньше, а у некоторых был размах и на 150 пудов. Пуд семени мог стоить от 100 рублей и до тысячи, если год был неурожайным. Но это была не чистая прибыль. Нужно было тратиться на наемную силу, если масштаб посева был большой. Перекопка гряд, посадка, сбор огурцов и другие работы предполагали наем 150 поденщиц, которым платили по 25 копеек с учетом того, что жить будут на своих харчах.
Наибольшее количество семян производилось в селе Карачарове, которое располагалось в 4-х верстах от Мурома. Оттуда привозили до 1,5 тысячи пудов, тогда как из соседних поселков – 25, 125, 525 и самое большее под 900 пудов. Понимая, что семя приносит доход, появились скупщики. Сбыт был организован несколькими лицами. Сложилось положение, когда «грели руки 3-4 кулака». Появились ходоки, разносившие по удаленным местам семена, но вскоре оно стало угасать, потому что и люди повсеместно научились сушить семя.
Зеленцы на продажу собирали вечером, грузили в лодки и переправлялись с ними через Оку в соседнее село Павлово. Местные жители скупали их большими партиями, отдавая 1 рубль за тысячу огурчиков. В среднем одна семья зарабатывала 50 рублей. Карачаровцы имели немногим больше, потому что приспособились вывозить семена в Москву или в Ростов. На каждом пуде имели на 1,5–2 рубля больше.
Вязниковский огурец одолел муромского

Муромский и вязниковский сорта огурцов, которые были восстановлены. / Фото: skmvl.ru
Вязниковский огурец начал возделываться во Владимирской губернии. По этому поводу даже существует легенда. Так как огурцами занимались давно, и пытались улучшить качество муромского, вязниковцы и создали свой сорт. Заядлый огородник Иван Петрович любил выпить стопочку, а под закусочку – соленый огурчик. Вот и направил в нужное русло мыслительную деятельность – как бы создать такой, чтобы был на два укуса, и при этом не кололся. Когда вязниковский огурец только становился популярным, дед уже семена собирал.
Новый сорт получился еще более скороспелым, чем муромский, и давал плоды на несколько дней раньше. В холодном регионе – это большое преимущество, потому что каждый день на счету. К тому же огурец получился транспортабельным, хорошо переносил переправку и не портился несколько дней. Это дало возможность поставлять его на базары, а из-за того, что он был не таким пупырчатым, его охотно покупали. Так со временем он стал брать верх над муромским огурцом.
Заморские огурцы вытеснили отечественные красотой и «аристократичностью»: война огурцов

Селекция новых сортов огурцов. / Фото: skmvl.ru
Триумф вязниковского сорта огурца приходится на конец ХVIII-ХIХ веков. В 1908 году есть еще записи и про муромский огурец, о его возделывании на 200 десятинах. Но в Муроме все больше люди уходили работать на фабрики и заводы, поэтому выращивание огурцов стало считаться второстепенным заработком.
Новая селекция привела к тому, что истинно муромский огурец был потерян. Сначала погнались за красивыми – заморскими, которые стали завозить из других стран. Они были длиннее, ровные и гладкие. Люди стали им отдавать предпочтение. Помещики также отказались от своего отечественного, перейдя на выращивание заграничного сорта.
Так были утрачены истинно русские сорта огурцов, которые можно было легко выращивать в суровом климате. О том, что потеряли нечто ценное, поняли, но было поздно. Агрономы попытались создать заново муромский сорт, который был включен в госреестр в 1943 году. Но вот от него осталось только название. Огородник, вырастивший огурцы из магазинных семян и данных друзьями, сказал, что разница между ними огромная. Магазинный огурец не имеет ни вкуса, ни запаха, чего не скажешь о «Муромском», настоящем.
На Руси в качестве огромного промысла было изготовление деревянных ложек. Ими занимались целые поселения, потом сбывая баклуши или уже готовые целыми мешками. Ложка для русского человека была всем, поэтому без нее он даже за калитку не выходил, удобно заткнув за пояс или в сапог.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: