Продать жену, проще, чем развестись: Как в Англии 18-го века устраивали аукционы для надоевших супруг

Автор: Majsskaya, 3.03.2025 09:10



В Средневековье могли продать жену, если считали, что устали друг от друга. Это был простой способ разорвать брак, существовавший в Англии. Женщину выводили на рынок на веревке, чтобы подтвердить намерения. Торги обычно были не долгими, иногда покупатель уже ждал, но женщина могла отказать не понравившемуся кандидату, и торги возобновлялись. Жена стоила от 2 до 5 шиллингов, иногда ее отдавали за кружку пива, но официальный развод обошелся бы более чем в 1000 фунтов, а таких денег у бедняков никогда не было.


Брак и развод в Средневековье: до эры законов


Браки в Средневековье. / Фото: old.bigenc.ru

Браки в Средневековье. / Фото: old.bigenc.ru

До середины XVIII столетия брачные узы и их расторжение регулировались лишь зыбкими, почти первобытными нормами. Официальная церковная регистрация брака не являлась обязательной; достаточно было обоюдного согласия вступающих в союз. Возраст служил единственным, но непреложным критерием: девочки, достигшие двенадцатилетия, обретали статус невест, а мальчики в четырнадцать лет признавались совершеннолетними и получали право создавать семью без родительского благословения.

Существовала и форма публичного бракосочетания, провозглашаемого в приходской церкви, однако подобный обряд не имел юридической силы. Расторжение брака представляло собой куда более сложную задачу из-за отсутствия четких законодательных установлений. Прошение о разводе могло быть рассмотрено Сенатом или судом, но эта процедура требовала значительных финансовых затрат, недоступных для неимущих слоев населения.

Вступая в брак, женщина, по сути, растворялась в личности мужа, становясь его собственностью, в чем усматривалось её благополучие и защита. Как писал английский судья Уильям Блэкстон в середине XVIII века, "правовое существование женщины приостанавливается во время брака, она находится под "крылом" мужа, подчиняясь ему во всем и лишаясь права владеть имуществом". При этом судья утверждал, что английские законы весьма снисходительны к женщинам.

Развод: сложный путь без закона


Суд в Средневековье. / Фото: vitas1917.livejournal.com

Суд в Средневековье. / Фото: vitas1917.livejournal.com

Расторжение брака могло быть инициировано в церкви, где Церковный суд выносил решение о раздельном проживании супругов ("разделение стола и постели"), однако это не давало женщине свободы. Лишь Парламент мог даровать официальное расторжение брака, но это было непозволительной роскошью.
Судебное разбирательство по делу о двоеженстве Уильяма Генри Мола служит яркой иллюстрацией сложности и дороговизны процесса. Обвиненный в двоеженстве, он пытался доказать, что его супруга давно состоит в порочной связи с другим мужчиной. Ему предписывалось подать иск против соблазнителя жены (сто фунтов за подачу заявления), затем обратиться в Церковный суд для получения развода (еще двести-триста фунтов). И лишь получив развод, он мог просить Палату Лордов о признании его свободным человеком. Однако на любом этапе прошение могло быть отклонено, требуя повторной подачи. Общая сумма издержек могла достигать астрономической суммы в 1200 фунтов.

Судья, признавая, что у обвиняемого, вероятно, никогда не было и не будет таких денег, патетически заявил, что перед законом все равны, независимо от богатства и социального положения. Уильям был приговорен к одному дню ареста, но, учитывая уже проведенное под стражей время, был освобожден прямо из зала суда. Это дело стало катализатором для более серьезного рассмотрения вопроса о создании законодательной базы для разводов.

Дезертирство из семьи также являлось распространенным, хоть и неофициальным, способом расторжения брака. Порой прибегали к альтернативному, но противозаконному методу – продаже жены. Другой мужчина покупал женщину, и брак считался расторгнутым. Закон не одобрял эту практику, но и не пресекал её. Власти долгое время закрывали на это глаза, а тех, кто пытался навести порядок, могли забросать камнями, дабы не мешали "жить по-своему".

Продажа жены: торг на рынке живым товаром


Продажа жены на рынке как способ развестись. / Фото: money.onliner.by

Продажа жены на рынке как способ развестись. / Фото: money.onliner.by

Ритуал продажи жены отличался простотой и грубостью: муж приводил жену на торговую площадь, привязав её веревкой за шею, талию или руку. Веревку часто заменяли лентой, чтобы смягчить символический характер акта – не столько продажа вещи, сколько избавление от надоевшей ноши. Сегодня это было бы воспринято как чудовищное оскорбление, но в Средневековье считалось способом начать новую жизнь, пусть и не всегда счастливую.

Первое упоминание о подобной сделке относится к 1692 году, когда Джон Уайтхаус продал свою жену господину Брасергёрдлу. Второй случай был зафиксирован в судебных протоколах 1696 года, когда рассматривалось дело о незаконном сожительстве мужчины с женой Джорджа Фулера, которую он приобрел за два фунта стерлингов.

Зачастую сделка с покупателем оговаривалась заранее, и тогда женщину даже не приходилось выводить на торги. Составлялось письменное соглашение, и дело было сделано. С появлением газет объявления о продаже жен стали появляться и в прессе. Несмотря на то, что инициатором, как правило, выступал муж, женщина могла выразить свое мнение, как "за", так и "против" конкретного покупателя. Известен случай, когда муж, уже на финальной стадии продажи, устыдился своего поступка и попытался отказаться от сделки. Однако жена ударила его передником и потребовала, чтобы он довел дело до конца, заявив, что не желает больше жить с таким ничтожеством и жаждет перемен. В другом случае женщину продавали на рынке за пять шиллингов, но покупатель ей не понравился, и торги начались заново со стартовой цены в три шиллинга.

Продажа иногда совершалась в пабах, где пьяные мужья расставались со своими женами. Причиной подобного поступка могли стать домашние ссоры, супружеское равнодушие. В любом случае это был своеобразный вид легитимного развода, происходившего на глазах у множества людей, становившихся свидетелями расторжения союза. Один мужчина после продажи разослал по всем лавкам объявления о том, что больше не несет ответственности за свою бывшую жену и не будет оплачивать ее долги.

Цена вопроса: за сколько можно купить свободу


Стоимость жен на рынке была не высокой. / Фото: www.yaplakal.com

Стоимость жен на рынке была не высокой. / Фото: www.yaplakal.com

Продажа жены не преследовала цели получения прибыли; это был способ разорвать оковы брака. Поэтому конкретной цены не существовало, а учитывая, что подобная практика была распространена среди бедных слоев населения, ставки, как правило, были невысокими.

В 1815 году Джон Осборн привел жену с ребенком на рынок, но в тот день торговля не велась. Тогда он нашел более людное место возле угольной баржи и продал её за один фунт стерлингов вместе с ребенком Уильяму Сёржанту. В том же году другая женщина была продана за пятьдесят гиней и лошадь. Её привезли на рынок в карете, а после покупки увезли на еще более роскошном транспорте – кабриолете, ожидавшем её неподалеку. Другой мужчина приобрел женщину за три шиллинга и четыре пенса; никто не осмелился перебить его ставку, поскольку все решили, что "белокурый лот" мог быть оценен по достоинству лишь тем, кто давно и хорошо его знает.

Продажа жены порой становилась способом разрешения щекотливой ситуации измены. Лавочник, застав неверную супругу с любовником, получил предложение выкупить её. Были и трагические случаи: мужчина продал жену в пабе, а когда протрезвел, попросил её вернуться, но получил отказ. В отчаянии он повесился.
Сделка о продаже жены могла происходить в пабе. / Фото: en.wikipedia.org

Сделка о продаже жены могла происходить в пабе. / Фото: en.wikipedia.org

Жены продавались за семь шиллингов и литр пива или за восемь "горшков пива" и семь шиллингов. Один в гостинице обменял жену на полпинты джина, но потом передумал и выкупил её обратно. Эти примеры еще раз подтверждают, что целью было не получение высокой прибыли, а избавление от нежеланной супруги.

Порицание порочной практики


Критика на традицию в Англии - продавать жену на торгах. / Фото: rutube.ru

Критика на традицию в Англии - продавать жену на торгах. / Фото: rutube.ru

Практика продажи жены была распространена в основном в Англии, и то не во всех городах. В Шотландии тоже предпринимались попытки, но обычай не прижился. Папа Григорий VII, видя подобное "безобразие", издал специальный указ, запрещающий торговлю женами.

Неудачей закончилась попытка продажи жены в Эдинбурге в 1828 году. На зрелище собралась толпа, но произошло непредвиденное: на площадь выбежали около семисот разъяренных женщин с платками и чулками, набитыми камнями. Они наносили удары всем, кто попадался под руку, а когда добрались до торговца, едва не убили его за оскорбление женского пола. Похожий инцидент произошел в Дублине, где после "судилища" мужчину на сутки заперли в хлеву со скотом.

Подобные случаи свидетельствовали о том, что общественное мнение меняется и требуется законодательная база, доступная для всех слоев населения и позволяющая цивилизованно решать вопрос о разводе. В XIX веке начали наказывать за намерение продать жену, даже за намек на это. В 1842 году арестовали Джона Эштона за то, что он ходил по улицам и пел песни о достоинствах своей жены. Это было расценено как объявление о торгах, и мужчине пришлось долго объяснять, что это всего лишь песня, с помощью которой он пытается заработать на пропитание семьи.
Традиция продажи жены в Англии высмеивалась и критиковалась. / Фото: disgustingmen.com

Традиция продажи жены в Англии высмеивалась и критиковалась. / Фото: disgustingmen.com

С середины XIX века продажа жены считалась незаконной и каралась законом. Последний случай, когда мужчина вывел жену на поводке для продажи, произошел в 1889 году. Этот инцидент был упомянут в суде в 1913 году, когда женщина пыталась доказать, что муж продал её своему товарищу за один фунт стерлингов.

В Средневековье существовал и обычай, когда женщина могла взять мужчину в мужья, спасая его тем самым от смертной казни. Этот ритуал назывался "свадьбой под виселицей", но окончательное решение оставалось за мужчиной. Порой, увидев свою спасительницу, он предпочитал быть повешенным.


Постоянный URL записи: https://kulturologia.ru/blogs/030325/63310/

Смотрите также:

  • Заставила Цекало ходить голым по дому и прибрала к рукам всё, что смогла: Почему переживают за Цекало, попавшего в руки молодой казашки 22.03.2025 0
  • «Я спаслась чудом»: Отец держал в страхе, а друзья покрывали измены мужа Риты Дакоты, с кем живет певица после развода с «фабрикантом» 21.03.2025 0
  • «Папаша-то куда смотрит?»: Как живут взрослые дочери Агутина, внебрачная стала затворницей, а родная в депрессии 21.03.2025 0


  • https://kulturologia.ru