Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Арт    

 «Рietа». «Оплакивание Христа».(1499). Собор Святого Петра. Ватикан. Автор: Микеланджело Буонарроти.

«Рietа». «Оплакивание Христа».(1499). Собор Святого Петра. Ватикан. Автор: Микеланджело Буонарроти.

Одна из главных достопримечательностей Собора Святого Петра в Ватикане – шедевр мирового искусства, скульптурная композиция «Рietа» (1499) высеченная в натуральную величину из мрамора гениальным флорентийским мастером Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Об истории создания и интереснейшей судьбе этого скульптурного шедевра и пойдёт речь в этом обзоре.


Ватикан. Рим. Италия.|Фото: livemaster.ru.

Ватикан. Рим. Италия.|Фото: livemaster.ru.


Микеланджело Буонарроти - один из самых гениальных мастеров эпохи Возрождения Италии - скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. В мире почти нет равных мастеру, оставившему после себя столь гениальное и богатое наследие. Современник гения - художник и писатель Джорджо Вазари (1511-1574) считал Микеланджело недосягаемой вершиной мирового искусства, и в своей рукописи «Жизнеописаний» так написал о непревзойденном мастере:
"Искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно..."


Собор Святого Петра. Ватикан.|Фото: livemaster.ru.

Собор Святого Петра. Ватикан.|Фото: livemaster.ru.


Микеланджело Буонарроти.(1535). Музей Капитолия. Флоренция. Автор: Марчелло Венусти. |Фото:biography.wikireading.ru

Микеланджело Буонарроти.(1535). Музей Капитолия. Флоренция. Автор: Марчелло Венусти. |Фото:biography.wikireading.ru


«Рietа»(1799)


Интерес художников к библейским сюжетам всегда был велик. Начиная с Раннего Возрождения мастера европейских стран в своих творениях отражали скорбящую Мадонну, оплакивающую распятого сына, снятого с креста. Одним из таких творений тех времен было полотно Пьетро Перуджино (1446-1524) - «Оплакивание Христа» (1494г.), на котором видим трагическую душещипательную сцену скорби и страдания Богородицы. В наши дни картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

«Оплакивание Христа».(1494г.) Флоренция. Автор: Пьетро Перуджино.|Фото: 5arts.info/botticelli

«Оплакивание Христа».(1494г.) Флоренция. Автор: Пьетро Перуджино.|Фото: 5arts.info/botticelli


Это творение и побудило Микеланджело создать свою трехмерную композицию из глыбы мрамора. Мало кто верил, что 24-летний скульптор справится с этой сложной задачей. Но результат был потрясающим и превзошел все ожидания. Мастер создал свою первую и по-настоящему гениальную пьету. Рietа от итальянского «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие» - это иконографическая композиция изображающая Марию с усопшим сыном Иисусом, который лежит на ее коленях. Такая иконография была присуща творениям художников XIII-XVII века.

«Рietа». «Оплакивание Христа».(1498).Автор: Микеланджело Буонарроти |Фото:livemaster.ru.

«Рietа». «Оплакивание Христа».(1498).Автор: Микеланджело Буонарроти |Фото:livemaster.ru.


Фигуры Богородицы и Иисуса высечены из единого куска мрамора скульптором Буонарроти в 1499 году. Заказчиком был французский кардинал Жан Билэр де Лагрол, служивший послом Франции в Риме при дворе папы Александра VI. В договоре сохранились слова поручителя - влиятельного патриция, покровителя таланта Микеланджело, римского банкира Якопо Галли: «Я, Якопо Галли, заявляю, что работа будет самой прекрасной из всех работ по мрамору, какие только есть сегодня в Риме. Она будет такого качества, что ни один мастер нашего времени не сумеет создать лучше».

Благодаря поручительству банкира эта дорогостоящая работа была заказана неизвестному и очень молодому скульптору. Гонорар за эту работу составил четыреста пятьдесят золотых дукатов.
«Рietа». Фрагмент.Автор: Микеланджело Буонарроти. |Фото: allitaliano.it

«Рietа». Фрагмент.Автор: Микеланджело Буонарроти. |Фото: allitaliano.it


В мае 1497 года скульптор отправился в каменоломни Каррары за глыбой мрамора чистейшей породы почти без вкраплений и трещин, которую выбирал лично. Скульптура была предназначена для усыпальницы кардинала. И согласно договору, через год это творение должно было быть завершено. Но мастер не вложился в сроки: уж очень трудоемким оказался творческий процесс и работа растянулась на два года. Кардинал, увидев неоконченное произведение скульптора перед самой смертью, пришел в восторг и подтвердил, что Буонарроти выполнил условия договора.

Фрагмент. Автор: Микеланджело Буонарроти. |Фото:livemaster.ru.

Фрагмент. Автор: Микеланджело Буонарроти. |Фото:livemaster.ru.


После завершения это гениальное творение было установлено на самое почетное место в самом сердце Ватикана – Соборе Святого Петра. Оно служило образцом для подражания молодым мастерам. Сам же скульптор очень любил свое творение, и частенько захаживал в храм полюбоваться своей работой. Однажды услышав, что его труд приписывают скульптору Кристофоро Солари, Буонарроти в порыве ярости высек на перевязи, обвивающей Марию: «МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».

Что примечательно, «бедный художник», будучи полуграмотным, допустил ошибку в четвертой букве своего имени. Но за пять веков никто не осмелился исправить эту оплошность. «Рietа» - это единая работа, которую Микеланджело подписал, а через время очень раскаивался в совершенном. Он больше никогда не ставил никаких автографов на своих творениях.

 Фрагмент. Богородица, перевязанная лентой с надписью: «МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».|Фото:livemaster.ru.

Фрагмент. Богородица, перевязанная лентой с надписью: «МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».|Фото:livemaster.ru.


Эта скульптурная композиция за пять столетий пострадала несколько раз от небрежности и вандализма, что показал спектральный анализ. Несколько веков назад часть левой руки Богородицы была отбита, однако реставраторы ее превосходно восстановили. А в конце XVIII века при транспортировке обломали четыре пальца Марии, что также было безупречно отреставрировано.

«Рietа». Фрагмент. Автор: Микеланджело Буонарроти. |Фото: livemaster.ru.

«Рietа». Фрагмент. Автор: Микеланджело Буонарроти. |Фото: livemaster.ru.


Во второй половине ХХ века произошел ужасный акт вандализма: австралийский геолог, венгр по происхождению Ласло Тот с безумными криками, что он Христос, набросился на статую и нанес скальным молотком пятнадцать ударов по мрамору. Пострадала снова рука Мадонны и ее прекрасное лицо. Было собрано около пятидесяти осколков от изувеченной мраморной композиции.Гениальное творение конечно же снова мастерски отреставрировали, и уже установили за пуленепробиваемое стекло, подняв на недосягаемую для вандалов возвышенность.

Акт вандализма, совершенный Ласло Тотом. |Фото: allitaliano.it.

Акт вандализма, совершенный Ласло Тотом. |Фото: allitaliano.it.


В этом видео можно узнать о композиционном строении мраморной скульптуры «Рietа».


Любое гениальное творение мастера имеет свою историю создания и судьбу. Не исключением была и скульптура гениального мастера Огюста Родена "Поцелуй"(1886).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








115391
3.07.2017 12:50
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Mikheil Khoshtaria 31.03.2019 23:29    

    Атор "Оплакивание Христа"(1494 г.) не Пьетро Перуджино,а Сандро Ботичелли.Внимательно просматривайте материал!!






Смотрите также