История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 4
+4
-1 0
Разное    



Бомбардировщик B-52G

Бомбардировщик B-52G

В ясный безоблачный день 17 января 1966 года в небе Западного Средиземноморья над самой кромкой испанского побережья состоялось плановое рандеву двух гигантских американских самолетов, в результате которого на территорию Испании случайно упали четыре термоядерные бомбы. История могла закончиться крупнейшей катастрофой в истории государства.


Одним из них был восьмимоторный бомбардировщик B-52G, находящийся на круглосуточном дежурстве в воздухе, с четырьмя водородными бомбами на борту. Каждая из них по разрушительной силе превосходила атомный заряд, сброшенный на Хиросиму, примерно в 80,5 раза. В строго оговоренное время в намеченной точке встречи его поджидала «воздушная корова», как было принято называть на сленге ВВС США самолет-заправщик КС-135. Самолеты сблизились и летели на высоте около 9500 метров со скоростью 600 км/ч. Дистанция между ними не превышала 50 м.

Началась перекачка топлива от заправщика в баки бомбардировщика. Операция, давно ставшая рутинной, проходила штатным образом до тех пор, пока у B-52G неожиданно не вспыхнул один из двигателей. Как позже выяснилось, авария случилась из-за того, что самолеты слишком сильно сблизились. В результате заправочная штанга ударила бомбардировщик в верхнюю часть фюзеляжа. Удар оказался настолько сильным, что сломал лонжерон и вызвал возгорание. Прежде чем огонь охватил огромную машину, экипаж успел в соответствии с инструкцией выполнить аварийный сброс на парашютах своей страшной смертоносной ноши. Члены экипажа, не участвовавшие в этой процедуре непосредственно, тоже успели покинуть гибнущий самолет. Затем последовал страшный взрыв, и оба самолета рухнули вниз, унеся жизни семи летчиков.

Огонь в небе.


Что же было с бомбами? Три из них приземлились на окраине небольшого рыбацкого поселка Паломарес с населением 1200 душ, счастливым образом не вызвав жертв и разрушений. Однако в двух из них при ударе о землю все-таки сработал первичный тротиловый запал. Только случайность спасла всю округу от термоядерного ада. Тротил лишь разрушил корпуса бомб, разбросав вокруг места падения радиоактивные осколки. Назревал международный скандал. На следующее после катастрофы утро Паломарес заполонили различного рода специалисты. К вечеру их было более трехсот. Пришлось разбить палаточный лагерь. Чужеземцы с дозиметрами в руках бродили по поселку, вызывая недоумение у не знающих ничего о произошедшем инциденте местных жителей. Только через три дня после происшествия правительство США сделало официальное заявление об аварии в воздухе, признав, что на борту одного из самолетов имелось ядерное оружие. При этом американцы заверяли, что ядерный взрыв был исключен, а опасность радиоактивного заражения совершенно точно отсутствует.

Термоядерная бомба на палубе корабля «Петрель»

Термоядерная бомба на палубе корабля «Петрель»


Несанкционированного взрыва действительно произойти не могло - слишком много блокировок было предусмотрено, чтобы избежать его. Эксперты подсчитали, что если бы хоть одна из бомб рванула, было бы убито все живое в радиусе как минимум 15 километров. А пожары бы бушевали на удалении до 100 километров от эпицентра. Размеры возможной зоны радиоактивного заражения были непредсказуемы. Вокруг двух разрушившихся бомб и так было заражено около 650 акров земли. После тщательной дезактивации эта земля была объявлена пригодной для использования и проживания.

Алвин — пилотируемый подводный аппарат

Алвин — пилотируемый подводный аппарат


Четвертая бомба опустилась в море. Случайно метрах в 100 от места ее падения оказалось суденышко рыбака, ставшего очевидцем катастрофы. Заметив примерное место приводнения непонятного предмета, он бросился на помощь трем уцелевшим и спускающимся на парашютах летчикам, которых сумел поднять к себе на борт. Как только американцам стало известно, что одна из бомб покоится в морских глубинах, началась самая дорогостоящая в истории операция по извлечению из моря потерянного имущества. Она продолжалась более 80 дней. В ней участвовало множество кораблей, самолетов и вертолетов, несколько глубоководных аппаратов, водолазы и аквалангисты. Всего было задействовано около 3800 человек. Всей этой армадой, получившей название «Оперативное соединение 65», командовал адмирал Уильям Гест. Операция обошлась бюджету США в 84 миллиона долларов. Воистину - дорогая пропажа!

Подводные поиски.


Сначала к рассказу рыбака отнеслись не слишком серьезно. Чтобы ограничить район поиска, проводили компьютерное моделирование и натурный эксперимент - сбрасывали с такого же В-52 точный макет бомбы. Но долгое время поиски были безрезультатны. Наконец, вся флотилия перешла к месту, указанному рыбаком. И здесь удача улыбнулась им практически моментально.

15 марта здесь ушел под воду глубоководный аппарат «Алвин». Рельеф морского дна в этом районе изрезан многочисленными глубокими каньонами. Спускаясь по одному из них, «Алвин» через полтора часа после погружения оказался на глубине 770 метров. Дно было покрыто слоем ила. Когда поднятая аппаратом муть осела, экипаж сквозь иллюминатор увидел парашют, вероятно, накрывший саму бомбу. Это была огромная удача. «Алвин» сделал несколько фото и связался с базовым кораблем на поверхности. Потом он остался дожидаться подхода другого подводного пилотируемого аппарата - «Алюминаута». Последний с помощью своих манипуляторов закрепил на парашюте маячок-ответчик. Анализ сделанных «Алвином» фото не оставил сомнений в том, что объект поиска обнаружен. Однако до успешного завершения операции было еще далеко.

До 19 марта аппараты тщетно пытались закрепить трос за стропы парашюта. Потом работу на несколько дней приостановил шторм. Когда море успокоилось, «Алвин» и «Алюминаут» сделали несколько попыток зацепить стропы якорем, опущенным на тросе с надводного корабля обеспечения. Очень мешала плохая видимость, вызываемая илом, поднимающимся со дна при малейшем движении винтов и манипуляторов. Наконец якорь зацепил стропы. Начался подъем. Когда до поверхности оставалось уже немного, трос лопнул, и бомба рухнула обратно в море! Восемь тревожных и трудных дней потребовалось, чтобы вновь отыскать бомбу, теперь уже на глубине 870 м. Снова отличились «Алюминаут» и «Алвин». И опять остановка из-за шторма.

Только 5 апреля к бомбе смог спуститься подводный робот - аппарат КУРВ, управляемый с поверхности по кабелю. Он прочно схватил парашют своим манипулятором, который затем отстыковал от себя и оставил на парашюте. «Алвину» оставалось закрепить на манипуляторе подъемный трос, что он и сделал.

В ходе мероприятий по дезактивации было снято и замечено свежим плодородным слоем более тысячи кубометров почвы. Снятая земля упаковывалась в бочки и вывозилась

В ходе мероприятий по дезактивации было снято и замечено свежим плодородным слоем более тысячи кубометров почвы. Снятая земля упаковывалась в бочки и вывозилась


Наконец, 7 апреля, спустя 81 день после авиакатастрофы, из воды появился 3,5-метровый цилиндр диаметром более полуметра. Это и была злосчастная четвертая бомба. Подъем выполнялся с чрезвычайной осторожностью и, к счастью, обошелся без эксцессов. Бомба торжественно была установлена на палубу спасательного корабля «Петрель». Чтобы подтвердить тот факт, что термоядерный заряд действительно найден и жителям окрестных земель больше ничего не угрожает, американские военные пошли на беспрецедентный шаг - на палубу «Петре-ля» допустили прессу. Бомбу смогли увидеть более ста журналистов и фотографов. Позднее газета «Нью-Йорк тайме» в репортаже, посвященном этому событию, отметила, что это был первый в мировой истории случай публичной демонстрации ядерного оружия в состоянии боевой готовности.

Дипломатический скандал.


В ознаменование своего успеха все «Соединение 65» с включенными бортовыми огнями в кильватерном строю прошло вдоль испанских берегов, в видимости Паломареса. Однако вряд ли подобный парад был способен восстановить в глазах жителей городка основательно подмоченную репутацию армии США.

Все предпринятые действия не смогли спасти американцев от существенного охлаждения отношений с Испанией. Президенту Линдону Джонсону пришлось спешно заявить, что США прекращают полеты бомбардировщиков, несущих ядерное и термоядерное оружие, над территорией этой страны. А вскоре испанское правительство выпустило официальный запрет, который закрывал небо над Пиренеями для американских В-52 на веки вечные. Впрочем, к тому времени необходимость постоянно держать в воздухе бомбардировщики с ядерным оружием начала постепенно сходить на нет. Наступала эпоха межконтинентальных баллистических ракет.

Теперь поврежденные оболочки двух бомб представлены в Национальном атомном музее в Альбукерке

Теперь поврежденные оболочки двух бомб представлены в Национальном атомном музее в Альбукерке


Помимо этого американцам пришлось удовлетворить 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тысяч долларов. Компенсировать пришлось ущерб, нанесенный имуществу, потерю доходов в связи с невозможностью заниматься сельским хозяйством или рыболовством из-за поисковых работ. В том числе 14,5 тысячи получил и тот самый рыбак, наблюдавший падение бомбы в море.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







7999
3.10.2013 15:49
В закладки
Версия для печати




Смотрите также