Кино   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Арт    



Элина Быстрицкая в роли Аксиньи | Фото: 7days.ru

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи | Фото: 7days.ru

26 апреля 2019 года умерла знаменитая актриса, народная артистка СССР и одна из красивейших женщин ХХ века Элина Быстрицкая. В ее фильмографии немного ролей – всего около 40, но среди них есть настоящие шедевры. Такой стала роль Аксиньи в легендарном фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Многое осталось за кадром фильма. Почему режиссер заставлял актрис скоблить полы и заниматься ручной стиркой, и чего Нонна Мордюкова всю жизнь не могла простить Элине Быстрицкой – далее в обзоре.


Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: culture.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: culture.ru

Первый фильм по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» вышел еще в 1931 г. – это была немая картина по первым двум томам книги, с Андреем Абрикосовым и Эммой Цесарской в главных ролях. Сергей Герасимов задумал снять свою версию экранизации романа Шолохова еще в 1939 г., но тогда осуществить замысел ему не удалось из-за внезапно обострившихся отношений Сталина и автора произведения. Вернуться к замыслу удалось только после смерти Сталина, и в 1955 г. режиссер приступил к работе. Первым делом он отправил сценарий Шолохову. Писатель одобрил идею, затем сценарий утвердили на худсовете, и Герасимов приступил к съемкам.

Элина Быстрицкая и Сергей Герасимов на съемках фильма | Фото: liveinternet.ru

Элина Быстрицкая и Сергей Герасимов на съемках фильма | Фото: liveinternet.ru

На съемках фильма | Фото: liveinternet.ru

На съемках фильма | Фото: liveinternet.ru

Свою задачу он представлял следующим образом: «Каждое новое поколение должно было постигать роман во всей его глубине и объемности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике. То обстоятельство, что в середине 50-х годов уже не нужно было, скажем, защищать Шолохова от обвинений в том, что его Мелехов – это «гамлетианствующий казачок», «донской Гамлет», не снимало вопрос: «А кто же он такой, Григорий Мелехов?».

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: kino-teatr.ru

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи | Фото: kino-teatr.ru

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи | Фото: kino-teatr.ru

К подбору актеров режиссер подошел очень тщательно – была составлена целая картотека всех претендентов не только на главные роли, но и на второплановые. В результате собралось более 200 актеров! На роль Аксиньи пробы проходила Эмма Цесарская, сыгравшая эту героиню в немом фильме 1931 г., а также Нонна Мордюкова, выпускница курса Сергея Герасимова.

Сергей Герасимов с актерами на съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

Сергей Герасимов с актерами на съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: aeslib.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: aeslib.ru

Элина Быстрицкая мечтала об этой роли с юности – с тех пор, как репетировала эту роль для студенческой постановки. Правда, тогда эта попытка оказалась неудачной – мастер курса ее раскритиковал, заявив, что ее удел – играть романтических героинь Шиллера. На этот раз она набралась храбрости и сама позвонила режиссеру, попросив дать ей шанс поучаствовать в пробах. На ее кандидатуре настоял сам Шолохов, посчитав ее идеальным попаданием в образ Аксиньи, и Быстрицкую утвердили. По ее словам, Мордюкова из-за этого едва не наложила на себя руки, а после премьеры фильма при встрече с соперницей прошипела: «А ты все-таки сыграла, проклятая!» После этого они никогда прилюдно не выражали антипатии друг к другу, но Мордюкова так и не смогла простить этого поражения конкурентке.

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи | Фото: ivi.ru

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи | Фото: ivi.ru

На съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

На съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

Для этой роли Элине Быстрицкой пришлось поправиться, что далось ей с трудом. Кроме того, ее выдавали изящные «городские» руки, и чтобы они огрубели, перед съемками актриса занималась стиркой белья вручную и ходила на Дон за водой с коромыслом. Местные казачки учили ее, как это делать «правильно»: «Чтобы и воду не расплескать, и мужиков с ума свести, воду нужно носить бедрами, тогда казаки будут пялиться и глаза сломают!». Герасимов предупредил и других актрис, что их руки должны стать похожи на привыкшие к тяжелому крестьянскому труду: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете – соседям помогите». Чтобы достичь максимального правдоподобия, Герасимов даже во время съемок заставлял актрис перестирать гору белья, а потом не разрешал им пудрить лица.

На съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

На съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: ivi.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: ivi.ru

Спустя годы Быстрицкая признавалась, что роль Аксиньи стала для нее и судьбоносной, и роковой одновременно – она принесла ей всенародную любовь и популярность, но далась ей очень тяжело и долгие годы ее не отпускала – с тех пор миллионы зрителей ассоциировали ее только с этой героиней. Актриса рассказывала: «После «Тихого Дона» тридцать старейшин донских казаков вручили мне грамоту на пергаменте в виде свитка, где объявили меня почётной казачкой и просили впредь называться не иначе как Аксинья Донская. Я ответила, что фамилию отца не изменю, но чрезвычайно им благодарна за признание моих заслуг».

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: ivi.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: ivi.ru

Петр Глебов в роли Григория Мелехова | Фото: eg.ru

Петр Глебов в роли Григория Мелехова | Фото: eg.ru

С поисками актера на главную мужскую роль тоже возникли трудности – ни одна из кандидатур не казалась режиссеру подходящей. Актеру Петру Глебову на тот момент было уже за 40, а достойных ролей он еще не сыграл. Он попросил кого-то из коллег пристроить его хотя бы в массовку на съемках «Тихого Дона», и там его и заметил Герасимов. Позже режиссер вспоминал: «Войдя в павильон, я мельком оглядел полутемный блиндаж, где за столом сидели офицеры. Я обратил внимание на одного из них, еще совсем не сопоставляя его облик с обликом Григория Мелехова. Но очень сильные глаза заставили приглядеться к актеру повнимательнее. Я ждал, когда он заговорит. И, пожалуй, голос-то как раз и решил дело». Местные говорили об актере: «Наш станичник!» А Шолохов, увидев Глебова в роли Мелехова, воскликнул: «Он! Он живой и есть».

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: ivi.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: ivi.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: kino-teatr.ru

Место съемок помог выбрать Шолохов – он посоветовал снимать в казачьих краях, там же, где был создан первый немой фильм «Тихий Дон», – на хуторе Диченске, возле города Каменска-Шахтинского. В массовых сценах были задействованы местные казаки, актеры свободное время проводили среди станичников, наблюдая за их манерами и перенимая говор, жесты и походку.

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: ivi.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: ivi.ru

Первым зрителем фильма стал Михаил Шолохов. После просмотра только что смонтированных всех 3-х серий писатель сказал: «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом». «Тихий Дон» вышел на экраны в 1957 г. и стал лидером проката – за год его посмотрели почти 47 млн зрителей. Через год он был удостоен премии «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия) – «За создание широкой панорамы жизни народа», а также Почетного диплома Гильдии режиссеров США лучшему иностранному фильму года и премии на Всемирной выставке в Брюсселе. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» «Тихий Дон» дважды – в 1957 и в 1958 гг. – признавали лучшим фильмом года.

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: culture.ru

Кадр из фильма *Тихий Дон*, 1957-1958 | Фото: culture.ru

На самом деле ролей в фильмографии этой замечательной актрисы могло бы быть намного больше: Чем Элине Быстрицкой пришлось поплатиться за прямолинейный характер.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







44369
4.04.2019 09:03
В закладки
Версия для печати




Смотрите также