Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



В прошлый четверг в Лионском музее современного искусства прошла необычная акция: две с половиной сотни человек пришли на выставку «Воплощение» в полностью обнаженном виде. Нет, это не было стихийным флешмобом или хулиганской выходкой французских возмутителей спокойствия: сам музей объявил о мероприятии, причем, как утверждается, в подобном приглашении к полному разоблачению был глубокий философский смысл.


Какую мысль скрывает идея организаторов выставки в Лионе


Рене Декарт, французский философ XVII века и один из столпов мировой научной мысли, высказал некогда идею «Я мыслю, следовательно, я существую». Музей современного искусства Лиона взял на себя смелость поспорить к этим утверждением, в котором телу уделено незаслуженно маленькое внимание. Если отойти от общепризнанной концепции и признать, что «чистая», отделенная от физического воплощения мысль невозможна, что человеческое «Я» находится в постоянном взаимодействии с телом, в котором оно рождается, – как это может сказаться, к примеру, на восприятии произведений искусства?

Будет ли отличаться восприятие искусства в обнаженном состоянии от восприятия в обычном, «одетом»? Источник: leprogres.fr

Будет ли отличаться восприятие искусства в обнаженном состоянии от восприятия в обычном, «одетом»? Источник: leprogres.fr


Музей предложил к обсуждению проблему места тела в пространстве, предложил посмотреть, каким образом будет воспринимать экспонаты и других посетителей человек, освободившийся от ряда «социальных ухищрений», под которыми в данном случае понимается одежда. Что случится, если оказаться напротив произведений искусства в буквальном смысле «в своем теле», будучи собой, сосредоточившись на восприятии самого себя?

При всей своей внешней неоднозначности идея появилась не ради хайпа и привлечения толп туристов. Проект был разработан совместно с французской Федерацией натуризма, а натуризм сам по себе считается в Европе достаточно уважаемым явлением. Приверженцы этого мировоззрения провозглашают целью стремление к гармонии с природой, защиту окружающей среды, уважение к себе, к другим людям, к миру. В отличие от нудистов они не считают наготу самоцелью или одним лишь способом жить более комфортно: это все тот же шаг к природе, к спокойному отношению к человеческому телу.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Извращение или возврат к природным истокам: нудизм как социальное явление.

Выставка, посвященная человеческому телу


Первый акт выставки «Воплощение» начался 24 февраля 2023 года и продлится до 9 июля. Он носит название «Тело» и представляет собой собрание экспонатов музея, посвященных именно этому объекту внимания художников, – объекту, остающемуся, как ни парадоксально, недостаточно исследованным, несмотря на тысячи полотен и скульптур, созданных за долгую историю человечества. Речь идет о теле как о способе экспериментирования над собой и над миром, важном факторе не только для создания, но и для восприятия произведений искусства.

Сами экспонаты выставки обращают на себя внимание почти пугающей выразительностью. Источник: google.com

Сами экспонаты выставки обращают на себя внимание почти пугающей выразительностью. Источник: google.com


Второй акт этого большого выставочного цикла начнется в сентябре и будет посвящен конфронтации с собой и с миром внутри социального контекста. «Голым» стал один лишь день экспозиции, 27 апреля 2023 года; в общей сложности выставку посетили 250 человек. Главным впечатлением посетителей стала заметная разница между посещениями музея в «обычном» виде и в обнаженном. Впрочем, и многие экспонаты способствовали получению такого специфического эстетического опыта – рассчитанные на то, чтобы шокировать, проникнуть в подсознание, полные гротеска и аллегорий.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему фаворитке короля пришлось пройтись по улицам Лондона голышом: «Святая блудница» Джеймс Шор.

Весело, стыдно, естественно или возмутительно?


Видимо, предложенная музеем инициатива идет вразрез с мировыми тенденциями – не только из-за неприятия обнаженной натуры как чего-то «стыдного» и «неправильного», но и благодаря огромному количеству излишеств и условностей, в которые современное общество склонно погружать человека. Если даже публикация простой фотографии предполагает теперь обработку с помощью фильтров, что уж говорить о честности в отношении реального тела: подобная откровенность проигрывает нынешним трендам, и побеждает стремление соответствовать шаблонам.

Выставка 2018 года в Париже была также организована в сотрудничестве с натуристами. Источник: google.com

Выставка 2018 года в Париже была также организована в сотрудничестве с натуристами. Источник: google.com


Опыт Музея современного искусства Лиона стал далеко не первым. Похожее мероприятие уже проводилось в этом же городе в 2022 году, во время выставки «Гиперреализм – это не тело», на которой экспонировались натуралистичные скульптуры, показывающие обнаженную натуру. Примечательно, что в силу ограничений по части пандемии посетителям надлежало оставаться в масках, несмотря на отсутствие одежды. Еще раньше, в 2018 году, в музее современного искусства в Париже, в Токийском дворце, все те же натуристы организовали подобную экскурсию для 160 человек (список ожидания тогда составил около 30000 желающих поучаствовать в необычном перформансе).

Наличие или отсутствие одежды в общественном месте - настолько провокационная тема, что она не могда не стать объектом внимания творческих натур и тех, кто ищет самовыражения; потому и можно встретить в метро людей без брюк: Как появились флешмобы и зачем нужны современному человеку.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3602
4.05.2023 21:03
В закладки
Версия для печати




Смотрите также