Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Период XIV–XVI веков в истории европейской культуры, который сегодня мы называем эпохой Возрождения, стал временем быстрого прогресса и радикальных достижений в живописи. Художники за достаточно короткое время отошли от плоского и символического стиля Средневековья и начали экспериментировать с перспективой, светом и тенью, что привело к более реалистичным, трехмерным изображениям. Для ценителей искусства их творчество казалось чем-то невероятным и воспринималось примерно так же, как более позднее изобретение фотографии. Благодаря чему произошли такие перемены - попробуем рассмотреть в нашей статье.

Резкий перелом в живописи - Ренессанс


Картина эпохи Возрождения. Тициан. Любовь земная и любовь небесная / Фото: theartnewspaper.ru

Картина эпохи Возрождения. Тициан. Любовь земная и любовь небесная / Фото: theartnewspaper.ru

Эпоха Возрождения или Ренессанс берет свое начало в XIV веке, когда западная культура начала претерпевать значительные изменения, характеризующиеся новой уверенностью в возможностях человеческой мысли и творчества.

Наиболее радикальные изменения начались с Италии, где глубокий интерес к классической античности был вызван повторным открытием старых текстов такими авторами, как Аристотель и Архимед, а также восстановлением древних скульптур, которые считались утерянными.

Художники эпохи Возрождения начали подробно изучать человеческое тело и его природу, обращать внимание на перспективу, чтобы передавать глубину и размеры изображаемых объектов более реалистично, чем прежде. Использование перспективы стало первым принципом, лежащим в основе живописи эпохи Возрождения, поскольку позволяло зрителям совершать путешествие внутрь картины и предлагало возможность почувствовать искусство, а не просто смотреть на него.

Древняя Греция и Рим стали идеализироваться как вершины человеческой цивилизации. Поэтому находиться под их влиянием и черпать вдохновение из их философии считалось наилучшим признаком хорошего вкуса, образованности и современности.

Яркими вершинами творчества, характерного для эпохи Возрождения, сегодня считаются работы Леонардо да Винчи, с их чувствительностью к анатомии, эмоциям и внутреннему миру человека, живопись Рафаэля с отражением эстетического идеализма эпохи Возрождения, фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы, отражающие глубокую мысль о сотворении человека и его отношениях с миром и Богом.

Использование оптики в написании реалистичных портретов эпохи Возрождения


Камера-обскура, которая могла использоваться для проекции / Фото: viktoria-latka.com

Камера-обскура, которая могла использоваться для проекции / Фото: viktoria-latka.com

Искусствоведы и эксперты по живописи эпохи Возрождения давно ломали головы над тем, как в изобразительном искусстве XIV века мог произойти такой резкий переход к реализму, и почему вдруг художники всего за несколько десятилетий стали лучше рисовать, а в их реалистичных картинах появился объем и свет. Ведь такой сложный жанр, как портрет или детальное изображение человеческого тела, должен был развиваться достаточно медленно.

Обширные исследования британского художника Дэвида Хокни натолкнули его на мысль, что художники эпохи Возрождения могли использовать какие-то вспомогательные средств для создания своих реалистичных изображений, но долгое время он не мог найти этому подтверждения. Да и какие могли быть средства в эпоху Ренессанса, когда еще ни фотография, ни оптическая линза не были изобретены.

Однажды Дэвид Хокни, рассматривая в лупу маленькие рисунки французского художника Жана Огюста Доминика Энгра, решил их увеличить с помощью ксерокса, чтобы рассмотреть получше. Каково же было его удивление, когда увеличенные рисунки не потеряли своих пропорций и сохранили реалистичность изображения. Кроме того, по технике исполнения они оказались очень похожими на работы Энди Уорхола, который известен тем, что создавал портреты известных людей, проецируя их фотографии на холст.

Дэвид Хокни пришел к выводу, что в эпоху Возрождения художники знали секрет проецирования образа человека на холст. Он предположил, что это могло быть специальное приспособление с призмой, которое крепилось к планшету или холсту и позволяло точно переносить пропорции позирующего ему человека на бумагу. По мнению Хокни, это объясняет внезапный переходу к реализму, который давно отмечался искусствоведами, только оставалось непонятным - какое это было приспособление, ведь в те времена еще не существовало способов изготовления качественных линз.

Как картина фламандского художника натолкнула на разгадку


Картина Ян Ван Эйка, которая натолкнула на разгадку

Картина Ян Ван Эйка, которая натолкнула на разгадку

На разгадку натолкнула картина фламандского живописца Ян Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», написанная в 1434 году. На картине изображены несколько реалистичных предметов, которые могли быть созданы только при использовании проекции. В частности, это выпуклое зеркало на стене и металлическая люстра на потолке с изображением мельчайших, невероятно точных деталей, освещенных световыми бликами разной интенсивности.

Изображение металлических предметов со световыми бликами - это характерная черта многих картин эпохи Возрождения. Вместе с тем изобразить их не так-то просто из-за того, что на оригинальных предметах блики меняют свое расположение и оттенки при любом смещении взгляда, а на картине они должны быть изображены так, чтобы не теряли своей естественности. В Средние века художники даже не пытались переносить на картины такие сложные изображения.

Дэвид Хокни решил провести эксперимент, он отыскал такую же люстру и попробовал ее изобразить в перспективе, чтобы убедиться в том, что реалистичная люстра на картине Ван Эйка является результатом оптической проекции. И это ему удалось. Но каким образом могла быть осуществлена ее проекция, если оптические линзы были изобретены сто лет спустя?

И тут на помощь пришло зеркало, также изображенное на картине. Хокни обратил внимание на то, что зеркало - выпуклое, и предположил, что значит в то время могли изготавливать и вогнутые зеркала, с помощью которых проецировали предметы. Он обратился за помощью к знакомому физику Чарльзу Фалко, который подтвердил его догадку, кроме того, он предположил, что на картине изображено именно вогнутое зеркало, поскольку проекция отображает зеркальную картинку.

С изобретением фотографии исчезла необходимость в применении оптики


Реалистичные портреты эпохи Возрождения

Реалистичные портреты эпохи Возрождения

Физик Чарльз Фалко помог Дэвиду Хокни провести сложные расчеты, с помощью которых они пришли к выводу, что многие портреты эпохи Возрождения были написаны с использованием оптической проекции. Это подтверждается и тем фактом, что на большинстве портретов изображения лиц имеют приблизительно одинаковые размеры, около 30 сантиметров, что говорит об использовании определенных устройств, созданных при помощи вогнутых зеркал.

Что это были за устройства - можно только догадываться. Работа художников в эпоху Ренессанса была высокооплачиваемой, мастера реалистичной живописи работали в частных мастерских, куда не допускали посторонних. Художники состояли в гильдиях, как и изготовители зеркал, которые тщательно хранили свои секреты от посторонних глаз, оберегая общественное мнение, что весь секрет - в руках мастера.

Конечно, все художники пользовались оптическими линзами по-разному, кто-то использовал их только для набросков, кто-то с их помощью делал портреты, остальное дорисовывал вручную, некоторые создавали картины по принципу коллажа, собирая их из разных фрагментов, сделанных с помощью проекции. Были и особо одаренные живописцы, которые вообще отказывались от использования оптических приспособлений.

В XVI веке научились обрабатывать стекло и изготавливать большие линзы, которые можно было вставить в камеру-обскуру и создавать проекции любого размера. К тому времени использование линз перестало быть секретом, но поскольку проекция оставалась зеркальной, это привело к появлению большого количества левшей на картинах.

А в начале XIX века была изобретена фотография, необходимость использования оптики в живописи отпала, и художники стали свободными от реалистичных образов. Однако публике понадобилось еще много времени, чтобы перестать считать сумасшедшим Ван Гога, картины которого в наши дни невозможно приобрести даже за колоссальные деньги.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1612
4.05.2025 23:11
В закладки
Версия для печати




Смотрите также