Музыка   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Немецкая пианистка, композитор и преподаватель музыки Клара Шуман была одной из самых известных и влиятельных фигур в истории музыки на протяжении всей своей 60-летней карьеры. Ей удалось вырваться из-под влияния своего деспотичного отца, выйти из тени славы своего известного мужа-композитора, а также не оказаться в сетях страстного романа с любовником, но эти трое мужчин оказали значительное влияние на ее жизнь, которая была всецело посвящена музыке.

Поняв, что его дочь вундеркинд, отец решил посвятить ей жизнь и стал настоящим деспотом


Клара Шуман / Фото: augustnews.ru

Клара Шуман / Фото: augustnews.ru

Клара Жозефина Шуман, урожденная Клара Вик, родилась в 1819 году в Лейпциге, в семье владельца фабрики по изготовлению музыкальных инструментов Фридриха Вика и известной в Германии певицы Марианны Вик, выступавшей с сольными концертами.

Отец был первым из трех мужчин, оказавшим огромное влияние на жизнь Клары. Жестокий и непреклонный патриарх, он с ранних лет планировал жизнь и карьеру Клары - обучал ее музыкальной грамоте и вокалу, игре на фортепиано и скрипке, следил за ее религиозным образованием и изучением иностранных языков. Поняв, что девочка обладает музыкальным талантом, он решил посвятить дочери жизнь, чтобы сделать из нее музыкального виртуоза.

На этой почве у него возникли разногласия с супругой, и они вскоре разошлись. Клара осталась с отцом. Он забрал девочку из школы и продолжил ее образование дома, приглашая лучших учителей и осуществляя тщательный контроль за развитием вокальных данных и оттачиванием техники игры на музыкальных инструментах. Вплоть до замужества Клары отец даже собственноручно вел записи в ее дневнике.

В девятилетнем возрасте Клара официально дебютировала на концерте в Гевандхаусе в Лейпциге, где удостоилась первых оваций, а еще через несколько лет начала в сопровождении своего отца гастролировать по всей Европе. Вскоре о ней заговорили как о юном даровании.

На одном из выступлений Клара познакомилась с другим одаренным молодым пианистом Робертом Шуманом, который был на девять лет старше. Он восхищался игрой Клары, а узнав, что девочка обучается по системе, разработанной ее отцом, попросил разрешения брать у него уроки музыки. Во время занятий, которые длились в течение года, Шуман снимал комнату в доме Вика, и за это время они с Кларой подружились.

Когда Кларе исполнилось 18 лет, она отправилась на гастроли в Вену, где на ее концерте присутствовали Фредерик Шопен, Ференц Лист и Никколо Паганини, которые высоко оценили ее музыкальный талант, а Клара получила высшую музыкальную награду Австрии - «Королевский и императорский камерный виртуоз».

Большая любовь к мужу, с которым их соединила музыка


Клара Шуман с мужем и детьми

Клара Шуман с мужем и детьми

В том же году Роберт Шуман, с которым Клара была уже много лет знакома, сделал ей предложение. Между ними давно возникли взаимные чувства, и они, находясь на гастролях в разных местах, вели постоянную переписку и писали друг другу трогательные письма. Поэтому предложение руки и сердца не стало для Клары неожиданностью, она сразу же дала согласие, но это оказалось неожиданностью для ее отца. Фридрих Вик посчитал, что его дочь достойна лучшей партии, и отказал молодым людям в своем благословении.

Роберту и Кларе пришлось обратиться в суд и пройти почти двухлетнюю юридическую процедуру, после которой влюбленные смогли пожениться. Их связывала большая любовь и общая увлеченность музыкой. Они вели совместный дневник, в котором делились друг с другом своими переживаниями, обсуждали свое творчество, и даже написали общий сборник песен, который Роберт тайно опубликовал в качестве подарка супруге к годовщине их свадьбы.

Однако, вырвавшись из-под опеки отца, Клара оказалась в новой зависимости. В последующие годы у них с Робертом родилось восемь детей, о которых она заботилась, продолжая при этом карьеру концертной пианистки, композитора и преподавателя. А у Роберта оказался тяжелый характер, он требовал повышенного внимания к себе и детям и не был доволен, когда супруга отправлялась на гастроли. К тому же у него самого не складывалось с музыкальной карьерой. Несмотря на то что он был одаренным музыкантом, он часто менял место работы, вступал в конфликты с работодателями, из-за чего семье приходилось часто переезжать из города в город. Как потом выяснилось, причина крылась в начинающемся у него психическом заболевании.

После 14 лет брака, когда Шуманы в очередной раз сменив место жительства, переехали в Дюссельдорф, у Роберта случился разрушительный нервный срыв, в результате которого он попытался покончить жизнь самоубийством. Его поместили в психиатрическую клинику в Энденихе, где он провел два последних года своей жизни.

Роман с молодым композитором начался после психического расстройства супруга, а после его смерти сошел на нет


Клара Шуман с мужем и Йоганнес Брамс

Клара Шуман с мужем и Йоганнес Брамс

Чтобы обеспечивать свою большую семью и качественное лечение супруга, Кларе пришлось отказаться от карьеры композитора и сосредоточиться на концертных турах, которые приносили значительно больший доход. Кроме того, она занялась редактированием и изданием всех произведений своего супруга, в чем ей оказывал помощь друг семьи и ученик Роберта Шумана, молодой композитор Йоганнес Брамс.

Супруги Шуман были наставниками Брамса на протяжении всей его карьеры, и когда Роберт попал в клинику, он переехал поближе к их дому, помогал Кларе не только улаживать дела Роберта, но и присматривал за детьми, давая ей возможность продолжать гастроли. Он был на 14 лет младше Клары, но это не помешало возникновению между ними романтических чувств.

Вскоре в музыкальных кругах заговорили о тривиальном «любовном треугольнике», хотя Йоганнес и Клара старались скрывать свои отношения. Но их трогательные письма друг к другу были полны любви и отчаяния. Клара просила молодого композитора «снять с нее волшебные чары», понимая, что поступает нехорошо по отношению к своему тяжело больному супругу, который находится на лечение в клинике. Брамс не хотел отказываться от возлюбленной и как мог старался ее поддержать и успокоить, называл ласковыми словами.

После смерти Роберта Шумана в 1856 году их отношения быстро сошли на нет. Ни Клара, ни Йоганнес так больше и не обзавелись семьей, хотя до конца своих дней оставались добрыми друзьями.

Творческое наследие Клары Шуман


Клара Шуман / Фото: classicalmusicnews.ru

Клара Шуман / Фото: classicalmusicnews.ru

Оставшись вдовой в возрасте 37 лет, Клара Шуман больше не сочиняла музыку и сосредоточилась на профессии пианистки. В том же году она отправилась в концертный тур в Англию, где своей игрой произведений Бетховена, музыка которого считалась чисто «мужской», привлекла внимание публики. Кроме того, она играла свои собственные сочинения, а также Мендельсона и Шопена, которые в то время были очень популярны в Лондоне.

Однако своей главной миссией она считала исполнение произведений своего мужа. Его музыка фактически не была признана до 1870-х годов и все это время Клара Шуман неустанно работала над ее продвижением. За последующие годы она побывала с концертами практически во всех странах Европы, посетила Россию, и очень много выступала у себя на родине, в Германии.

Клара Шуман оказала огромное влияние на музыку, внеся фундаментальные изменения в способ исполнения фортепианного концерта, которые практикуются и сегодня. Она была известна по всей Европе, что давало ей возможность влиять на тенденции и мнения. Она установила правило, согласно которому музыканты исполняют свои сольные произведения по памяти, а также выделила творчество тех композиторов, которые позднее приобрели историческое значение.

К концу 1850-х годов Кларе Шуман удалось стать финансово независимой и купить для своей семьи дом в Баден-Бадене. Между поездками на гастроли она старалась организовать хотя бы короткие семейные встречи со своими детьми.

В 1878 году Клара Шуман отметила свой золотой сценический юбилей, а десять лет спустя - бриллиантовый, шестидесятилетний сценический юбилей, после которого уже перестала гастролировать. Свой последний концерт она организовала у себя дома в январе 1896 года, а через два месяца перенесла инсульт, от которого так и не смогла оправиться. Она умерла весной 1896 года в возрасте 77 лет и была похоронена рядом со своим мужем в Бонне, завещая прислонить к постаменту его памятника простой надгробный камень со своим именем.

Так закончилась жизнь одной из самых великих женщин-композиторов прошлого, о которых сегодня редко вспоминают.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1102
5.05.2025 15:22
В закладки
Версия для печати




Смотрите также