Когда британский живописец Джон Констебл влюбился в Марию Бикнелл, дочь известного лондонского адвоката, он и не подозревал, сколько времени потребуется на то, чтобы она стала его женой. В течение семи лет он несколько раз просил ее руки, пока не получил благословения от ее отца, а когда она стала его женой и родила семерых детей, смерть разлучила их навсегда. Констебл пережил любимую на девять лет, воспитал детей и до конца жизни носил по ней траур, так и не смирившись с ее потерей.
Ранние годы Джона Констебла, который вопреки желанию отца становится художником
Джон Констебл / Фото: artchive.ru
Джон Констебл родился в 1776 году, в Ист-Бергхолте в Саффолке, и был четвертым ребенком в многодетной семье мельника, земледельца и торговца кукурузой Голдинга Констебла. Его родители надеялись, что он присоединится к процветающему семейному бизнесу, но Джон начал рано рисовать и мечтал посвятить свою жизнь искусству. Он самостоятельно начал брать уроки живописи у местного художника Джона Данторна и рисовал все, что видел вокруг - сельскую местность, кукурузные поля, водоемы, постоянно меняющееся небо и эффекты света и тени на движущейся воде.
Окончив гимназию, Джон попытался втянуться в семейный бизнес, начал помогать отцу перевозить кукурузу по реке Стаур на принадлежащем ему судне, но рисование не оставлял. Когда ему исполнилось 23 года, Джону наконец-то удалось уговорить родителей отпустить его учиться в Королевскую академию, чтобы начать карьеру художника. Сначала отец был категорически против, но поддавшись на уговоры матери и своего младшего сына Абрама, который согласился взять на себя обязанности Джона в семейном бизнесе, отец наконец дал согласие, причем даже оплатил обучение сына в Королевской академии.
Завершив учебу, Джон Констебл отказался от должности учителя рисования в Военном колледже Грейт-Марлоу, заявив, что хочет стать профессиональным художником, а не «инструктором по рисованию». Он пытался выставлять свои картины в Королевской академии, но на пейзажах было тяжело заработать на жизнь, поэтому он начал принимать заказы на портреты, хотя не любил портретную живопись, считая ее скучной.
Начинающему художнику повезло с друзьями, которые поддерживали его, давали советы и нередко предлагали свое покровительство. Джозеф Фарингтон и Джордж Бомонт, влиятельные члены Королевской академии, дали ему доступ к работам старых мастеров, с которых Констебл делал копии, чтобы развивать свои способности к живописи. И хотя художник экспериментировал с религиозными темами и портретами, он старался изучать азы ландшафтной композиции, в душе оставался глубоко преданным пейзажной живописи и время от времени погружаясь в изображения своей родной долины Стаур.
Судьбоносная встреча и тайные свидания с Марией Бикнелл, родители которой не давали согласия на брак

Портрет Марии Бикнелл, написанный Джоном Констеблом/ Фото:
Свою будущую жену Марию Бикнелл начинающий художник встретил в родной деревне, когда ей было всего 12 лет, и она приехала навестить своего дедушку по материнской линии, богатого настоятеля церкви из Ист-Бергхолта. Она была дочерью адвоката Чарльза Бикнелла, который надеялся, что Мария унаследует от своего деда значительную часть его состояния.
Вторая их встреча произошла спустя 9 лет, когда Марии было уже 21, а Джону - 34. Молодые люди влюбились друг в друга, и Джон впервые попросил руки Марии у ее родителей, но оказалось, что у них были на это другие планы. Они не дали согласие на их брак, так как считали, что Констебл не способен финансово обеспечить их дочь. Особенно жесткое сопротивление было со стороны дедушки Марии, который заявил, что лишит внучку наследства, если она выйдет замуж за бедного художника.
Джон Констебл предложил Марии обвенчаться тайно, но она ясно дала понять, что любит его, но не может пойти против воли своих родителей, и ее согласие будет зависеть от согласия ее семьи.
В течение семи лет они вели переписку, которая то прекращалась из-за запрета отца Марии, то возобновлялась, потому что Констебл продолжал ей писать, даже не получая писем в ответ. Им было запрещено видеться, но иногда они встречались тайно. Они оба страдали от разлуки, которая сказывалась и на творчестве художника - у него пропадало желание писать, он понимал, что не может заработать столько денег, чтобы это удовлетворило отца Марии и он дал бы разрешение на их брак.
Ситуация поменялась в 1816 году, когда умер отец Джона, оставив завещание, по которому он, как и другие его братья, получил часть доходов от семейного бизнеса и солидную сумму от продажи части земли. Это означало, что у Джона внезапно появился стабильный и достаточный доход, чтобы содержать жену и детей, которые могут у них появиться. Джон вновь обратился к отцу Марии, прося руки его дочери, и на этот раз получил согласие.
В том же году влюбленные обвенчались в церкви Святого Мартина-ин-зе-Филдс в Лондоне. Никто из членов семьи Марии на свадьбе не присутствовал, она получила пособие от отца в размере 50 фунтов стерлингов в год, а дед все-таки лишил внучку наследства. Но перед смертью он смягчился и оставил завещание своим правнукам, детям Марии.
Погоня за славой и финансовым благополучием

Пейзажная живопись Джона Констебла
После женитьбы на любимой женщине Джон Констебл приложил все усилия, чтобы хорошо обеспечивать семью, он стал зарабатывать на жизнь как портретист. И хотя терпеть не мог писать портреты, но они приносили неплохой доход, поэтому он принимал большое количество заказов, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Но самым известным его портретом стал портрет Марии, который он написал примерно за три месяца до их свадьбы.
Вдохновение в творчестве, пришедшее к Констеблу после женитьбы на любимой женщине, привело также к новаторскому подходу в изображении пейзажей. В тот период он написал несколько масштабных «шестифутовых» холстов с видом реки Стаур, которые выставил в Королевской академии.
В результате в 1819 году он был избран ассоциированным членом Академии, в том же году у него случилась первая крупная продажа картины «Белая лошадь», хотя отношение к его пейзажам по-прежнему оставалось прохладным, они практически не продавались.
И хотя сейчас Джон Констебл считается одним из величайших пейзажистов Англии, при жизни он получил гораздо большее признание во Франции, что глубоко ранило художника, мечтавшего о признании на родине. Три картины, которые он выставил в Парижском салоне в 1824 году, произвели настоящий фурор, завоевав золотую медаль и восторженные похвалы французских художников.
Супружеская жизнь Джона Констебла и Марии Бикнелл

Эскизы Джона Констебла - он и его жена
Первые годы брака с Марией были периодом наибольшего счастья для Констебла. В доме, который они арендовали на Кеппел-стрит, он написал лучшие свои работы, в этом доме к нему пришла слава, там появились их долгожданные дети, с которыми супруги замечательно проводили время в саду, где Констебл делал свои наброски.
Но вскоре их семейная жизнь начала омрачаться болезнью Марии, которая стала постоянным источником беспокойства. Мария была больна туберкулезом, но, помимо этого, за двенадцать лет брака с Джоном Констеблем она практически постоянно была беременна, родила семерых детей и перенесла один выкидыш, что сильно подорвало ее здоровье.
Летом 1819 года художник арендовал коттедж в лесной зоне Хэмпстеда, а позднее на южном побережье Англии в графстве Восточный Суссекс, чтобы увезти семью из хмурого и дождливого Лондона, и они переехали туда на постоянное место жительства. Констеблу приходилось совершать регулярные поездки между своей лондонской студией и семейным домом, но он радовался, что жена наконец может жить в лучших условиях и дышать морским воздухом.
Однако к концу 1828 года, вскоре после рождения седьмого ребенка, болезнь Марии обострилась. Джон Констебл был в отчаянии и не мог сосредоточиться ни на чем, кроме здоровья жены. Он на некоторое время забросил свое творчество и сутками сидел у ее постели. Она умерла от туберкулеза, оставив убитому горем супругу семерых маленьких детей. Все они были младше одиннадцати лет, и Констебл понимал, что должен взять себя в руки, потому что детям нужна его забота.
Последние годы жизни Джона Констебла
Джон Констебл / Фото: muzei-mira.com
Потеря любимой женщины омрачила остаток жизни Констебла, он так до конца и не оправился от этого удара, но дети оставались его величайшим утешением, ради них он продолжал жить и работать. В последние годы жизни он уже не чувствовал такого творческого подъема и вернулся к портретам и более мелким рисункам, а также начал писать акварелью, поскольку эти работы можно было отложить и вернуться к ним позже.
Только через год после смерти Марии исполнилась его давняя мечта - он стал постоянным членом Королевской академии художеств, но это уже не приносило ему особой радости. Президент академии Бенджамин Уэст сказал Констеблу: «Всегда помни, что свет и тень никогда не стоят на месте». Он всегда помнил его слова, но считал, что его жизнь прошла в тени.
Он жил в тени, ожидая признания как художник, жил в тени, когда ждал того счастливого момента, когда сможет жениться на своей любимой Марии, жил в тени, чувствуя, как туберкулез постепенно забирает ее, и, наконец, жил в тени, не способный смириться с ее смертью. Периоды света в его жизни были мимолетными, а тень - густой и долгой, пока не накрыла его полностью.
До конца своих дней Констебл продолжал носить по жене траур и одеваться только в черную одежду. Однажды он написал своему брату Голдингу: «Каждый час я ощущаю потерю моего ушедшего Ангела. Я больше никогда не буду чувствовать то, что чувствовал раньше, облик мира для меня полностью изменился».
Он пережил свою Марию на девять лет, уйдя из жизни в 1837 году, не дожив пару месяцев до своего 61-го дня рождения, и был похоронен рядом со своей любимой на кладбище Святого Иоанна в Лондоне. А его пейзажная живопись с изображением исчезающей английской сельской местности до сих пор вдохновляет зрителей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: