Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Арт    



Никита Хрущев на выставке авангардистов в Москве, 1962 год. | Фото: img-fotki.yandex.ru/

Никита Хрущев на выставке авангардистов в Москве, 1962 год. | Фото: img-fotki.yandex.ru/

1 декабря 1962 года к 30-летию московского отделения Союза художников СССР состоялась выставка, которую посетил сам Никита Сергеевич Хрущев. В экспозиции были представлены работы художников-авангардистов. Первый председатель ЦК КПСС трижды обошел зал, а потом подверг картины жесткой критике. После этой выставки в Советском Союзе надолго забыли, что такое абстрактное искусство.


Абстрактные фигуры И. Л. Табенкина. | Фото: s14.stc.m.kpcdn.net.

Абстрактные фигуры И. Л. Табенкина. | Фото: s14.stc.m.kpcdn.net.


Выставку организовали в Московском Манеже. Там же выставили свои работы и художники студии «Новая реальность». Авангардизм тогда был признанным во всем мире искусством, но Хрущев, воспитанный на соцреализме, не просто не понял картин, а разразился бранной речью: «Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что — мужики или п... проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»

Кремль в изображении художника-авангардиста. | Фото: liveinternet.ru.

Кремль в изображении художника-авангардиста. | Фото: liveinternet.ru.


Никита Хрущев не стеснялся в выражениях, останавливаясь у каждой картины: «Какой это Кремль?! Наденьте очки, посмотрите! Что вы! Ущипните себя! И он действительно верит, что это Кремль. Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство. Где тут зубцы на стенах — почему их не видно?»

Но больше всего досталось организатору авангардной выставки художнику и теоретику искусства Элию Михайловичу Белютину: «Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!»

Творчество советских авангардистов. | Фото: liveinternet.ru.

Творчество советских авангардистов. | Фото: liveinternet.ru.


После такого резонансного посещения Хрущевым выставки в газете «Правда» появилась статья, которая практически поставила крест на авангардистском искусстве. Художники стали преследоваться, доходило до того, что сотрудники КГБ и МВД задерживали их для допросов с пристрастием.

М. Тупицына, В. Немухин, В. Тупицын, С. Бордачев - советские художники-авангардисты на «бульдозерной» выставке в Москве. | Фото: pastvu.com.

М. Тупицына, В. Немухин, В. Тупицын, С. Бордачев - советские художники-авангардисты на «бульдозерной» выставке в Москве. | Фото: pastvu.com.


Положение авангардистов в СССР улучшилось только через 12 лет. Да и то, без борьбы не обошлось. 15 сентября 1974 года художники, несмотря на официальный запрет властей, организовали выставку своих работ на пустыре. Среди зрителей находились их друзья, родственники и представители отечественной и заграничной прессы.

Один из тракторов, которые использовали для разгона «бульдозерной» выставки. | Фото: lib.rus.ec.

Один из тракторов, которые использовали для разгона «бульдозерной» выставки. | Фото: lib.rus.ec.


Как только картины были установлены, тут же появились рабочие с саженцами, которые нужно было обязательно посадить в воскресный день. Выставка продлилась не более получаса, как на пустырь приехали бульдозеры, поливальные машины и сотрудники милиции. На людей направили струи воды, картины ломали, художников били и увозили в участки.

Участников «бульдозерной» выставки разгоняют с помощью спецтехники. | Фото: pastvu.com.

Участников «бульдозерной» выставки разгоняют с помощью спецтехники. | Фото: pastvu.com.


События, которые окрестили «Бульдозерной выставкой», вызвали общественный резонанс. Иностранные журналисты писали, что людей в Советском Союзе сажают просто за желание выразить свои идеи на холсте. А за безобидные авангардные картины с художниками делают все, что угодно.

После этих статей советское правительство вынуждено было пойти на уступки, и спустя две недели авангардисты организовали официальную выставку своих картин в Измайлово.

Выставка картин советских художников-авангардистов. | Фото: calvertjournal.com.

Выставка картин советских художников-авангардистов. | Фото: calvertjournal.com.


Имя французского художника-авангардиста Пьера Брассо, выставившего свои работы в 1964 году, было связано с курьезом. Его картины возымели большой успех, но, как выяснилось позже, полотна писал не мужчина, а обезьяна.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







7533
6.10.2017 15:10
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Владимир Зыков 10.10.2017 21:54    

    НСХ, конечно, тот ещё кадр, по сути, с него развал страны начался. Но в данном случае... как бы это помягче... а много ли действительно искусства на той выставке было? И не почуял ли он своим мужицким умишком, что это - предвестник инсталляции "Говно художника"? :)






Смотрите также