Art   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 3
+3
-1 0
Арт    





Отношение к жемчугу было особенным еще со времен Нового Света – вроде бы такая же драгоценность, как алмазы, изумруды и рубины, но, в отличие от них, жемчуг – «живой». Эти таинственные «кусочки», добытые из водных глубин, словно крохотные пришельцы, будоражили воображение и вызывали у богатых людей самую настоящую «жемчужную лихорадку», сводя их с ума. Пожалуй, наиболее точно вся прелесть жемчуга передана в фигурках эпохи Возрождения…


Полёт фантазии

Женщины верхом на морских коньках, саламандры, глотающие изумруды, языческие боги, обезьяны – на что только ни вдохновляла авторов тех лет структура и форма жемчуга. Такой жемчуг ювелиры называют барочным – он не имеет идеальную круглую форму, по очертаниям напоминая силуэты живых существ либо предметов – в зависимости от фантазии мастера.
Иногда жемчуга были отдельным украшением, но часто они становились телами фантастических существ.

Кулон в виде саламандры, эмалированный золотой набор с жемчугом и изумрудом, Западная Европа, конец XVI века.

Кулон в виде саламандры, эмалированный золотой набор с жемчугом и изумрудом, Западная Европа, конец XVI века.


Многие из этих шедевров появились благодаря подъему гуманизма в эпоху Ренессанса. В сочетании со свободой и открытостью искусства эпохи Возрождения он дал нам эти удивительно гротескные гибридные подвески, которые начали появляться по всей Европе и быстро завоевывать популярность.

Кулон в виде корабля, 1620-30 (слева) и кулон с женщиной верхом на морском коньке, изготовленный в Испании в конце XVI века. /Фото:V&A

Кулон в виде корабля, 1620-30 (слева) и кулон с женщиной верхом на морском коньке, изготовленный в Испании в конце XVI века. /Фото:V&A


Подвеска-лев. Вторая половина XVI века.

Подвеска-лев. Вторая половина XVI века.


Самым известным из данной партии в ювелирном мире стал кулон The Canning Jewel (1560). Это скульптурное украшение, выполненное в стиле барокко, характерном для периода Возрождения, включает в себя большую жемчужину в сочетании с золотом, эмалированными цветными драгоценными камнями и бриллиантами, в комплексе формируя фигуру бородатого морского царя с ятаганом в правой руке и маской дракона в левой.

Свое название кулон получил в честь бывшего владельца – Чарльза Джона Каннинга, известного как Виконт Каннинг, который был генерал-губернатором Индии с 1856 по 1861 годы. Это был бурный период в истории Индии, во время которого произошло первое организованное восстание против британского правления либо, как ее называло местное население, Первая война за независимость от Великобритании.

Знаменитый кулон, привезенный в Европу из Индии. /Фото:V&A

Знаменитый кулон, привезенный в Европу из Индии. /Фото:V&A


Изящно обработанный скульптурный кулон, представляющий собой памятник изобретательности и мастерства неизвестного ювелира эпохи Возрождения, предположительно, был приобретен виконтом Каннингом во время службы в Индии. Каким образом он попал к Каннингу – доподлинно неизвестно. Кулон мог быть подарен виконту, куплен им у его владельца или же конфискован виконтом в силу полномочий, предоставленных ему как генерал-губернатору и представителю королевы в британской колониальной Индии.

Лекарство или символ невиданного богатства?

К сожалению, подобные украшения несколько выходят за пределы нашего ценового диапазона: сегодня такой камень будет продаваться более чем за полмиллиона долларов. А уж в старые времена он был невиданной роскошью.

Ягненок немецкого производства XVI-XVII век. /Фото:V&A

Ягненок немецкого производства XVI-XVII век. /Фото:V&A


После того как крестоносцы привезли жемчуг в Европу, во времена Средневековья, вплоть до XIX века, считалось, что он имеет целебные качества и дает владельцу духовные силы, особенно хорошо излечивая от меланхолии. Жемчуг растворяли в уксусе, добавляли немного молока и меда – и вот, словно по волшебству (а, скорее всего, благодаря силе внушения), страдалец тут же начинал чувствовать себя «в боевой форме».

Мужчина-сирена. Предположительно, 1860 год.

Мужчина-сирена. Предположительно, 1860 год.


Кулон в виде сидящей кошки, конец XVI - начало VII вв. / Фото:The Met

Кулон в виде сидящей кошки, конец XVI - начало VII вв. / Фото:The Met


Особенно любила носить украшения из жемчуга Королева Елизавета I. Даже когда она умерла, ее похоронили с жемчужными медальонами на туфлях (при жизни она носила их, чтобы продемонстрировать свою силу и могущество).

Изделия более позднего периода.

Изделия более позднего периода.


Торговля с Италией, которая изобиловала мастерами золотых и жемчужных ювелирных изделий, достигла пика в 1400-х годах и открыла спрос на них среди богатых людей по всей Европе. Жемчуг удерживал популярность в течение нескольких столетий.

Жемчужная подвеска барокко. XVI век. /Фото:Британский музей

Жемчужная подвеска барокко. XVI век. /Фото:Британский музей


Кулон с Венерой и Купидоном на Дельфине, ок. 1865-90 (слева) и кулон с Фортуной, 1859-1907.

Кулон с Венерой и Купидоном на Дельфине, ок. 1865-90 (слева) и кулон с Фортуной, 1859-1907.


Знакомство европейцев с этой невероятной драгоценностью положило начало «Жемчужному веку», в котором подобные украшения были настолько популярны, что элита начала принимать законы, регламентирующие, кто имеет, а кто не имеет право носить их в высших кругах общества. Для многих людей жемчужины стали своего рода формой валюты, которую можно было использовать для различных целей – медицинских, духовных, эстетических. В каком-то смысле это были «биткоины эпохи Возрождения».

Воин среди трофейного оружия кулон, Нидерланды, 1590.

Воин среди трофейного оружия кулон, Нидерланды, 1590.


«Груша» ценой в 40 миллионов долларов

В XVI веке испанский невольник добыл в глубинах Панамского залива потрясающую жемчужину в форме груши, которую королева Испании назвала «Ла Перегрина». Драгоценность была настолько крупна и великолепна, что за ее обнаружение невольник получил свободу.

Английские монаршие особы часто позировали художникам с этой жемчужиной.

Английские монаршие особы часто позировали художникам с этой жемчужиной.


За несколько столетий реликвия сменила множество весьма титулованных владельцев и, наконец, в 1969 году ее купил на аукционе «Сотбис» актёр Ричард Бартон, чтобы подарить на Валентинов День своей супруге, легендарной актрисе Элизабет Тейлор.

По причине большого веса за всю свою историю «Перегрина» неоднократно выпадала из оправы. Однако ее неизменно находили. Широко известна история о том, как однажды Элизабет Тейлор обнаружила пропажу жемчужины в номере отеля и после отчаянных поисков нашла ее… в пасти своего щенка.

Там самая грушевидная жемчужина, которую грыз щенок. /Фото:luxos.com

Там самая грушевидная жемчужина, которую грыз щенок. /Фото:luxos.com


Кстати, жемчужину, которую так непринужденно пожевала собачка, современные американские эксперты оценивают в 40 миллионов долларов.

Падение интереса

Увы, в XX веке жемчуг стал стремительно терять свою популярность, и восстановить ее до сих пор не удалось. Причиной стало, прежде всего, наводнение ювелирного рынка искусственно выращенным жемчугом.

Кулон XIX века. Жемчуг еще популярен. / © V&A

Кулон XIX века. Жемчуг еще популярен. / © V&A


Возможно, в наши времена былой интерес со стороны общества жемчуг может вернуть себе только с помощью возрождения того искусства эпохи Возрождения, на которое были способны лишь мастера Ренессанса. Если их современным последователям удастся создавать столь же диковинные шедевры из случайно найденных природных жемчужин, нет сомнений, что они будут цениться так же высоко. А пока нам остается лишь любоваться старинными реликвиями.

Cовременный вариант: работа 1999 года. /Фото:Джеффри Роулендсон

Cовременный вариант: работа 1999 года. /Фото:Джеффри Роулендсон


В продолжение темы: Как на Руси жемчуг добывали и подвески им украшали.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







4688
7.07.2019 12:33
В закладки
Версия для печати




Смотрите также