История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Разное    



Суэцкий канал, открытый для судоходства в 1869 году, оказался очень затратным и очень прибыльным предприятием. К тому же, это был прорыв в морском сообщении – больше не нужно было огибать Африку, как это делал Васко да Гама, чтобы попасть в средиземноморские воды из Индийского океана. Почему же новый водный путь не был проложен раньше? Возможно, потому, что в прошлом люди больше заботились о сохранении окружающей среды.


Канал фараонов


Эксплуатация Суэцкого канала приносит Египту миллиарды долларов ежегодно, и этот денежный поток, конечно, затмевает многие минусы самого факта существования этого транспортного пути. Но побочные эффекты от возникновения рукотворного канала между двумя морями приходили на ум еще древним фараонам или, по крайней мере, их советникам; возможно, именно это становилось причиной того, что большую часть своей истории канал оказывался заброшен и занесен песком, ненадолго возвращаясь к жизни при отдельных правителях.

Суэцкий канал. Фото: Википедия

Суэцкий канал. Фото: Википедия


Еще в XIX веке до н.э., по другим данным – на шестьсот лет позже, начались первые работы по соединению Суэцкого залива Красного моря и одного из рукавов дельты Нила. Возможно, канал был открыт и суда по нему проходили, правда, ряд историков считает, что до наступления новой эры
строительство так и не было завершено. Аристотель, а за ним и Страбон, писали о том, что уровень моря якобы оказался выше уровня воды в Ниле, а потому, чтобы не допустить попадания соленой воды в реку, работы были остановлены.

Возможно, в Древнем Египте использовали канал между Нилом и Красным морем, возможно - нет

Возможно, в Древнем Египте использовали канал между Нилом и Красным морем, возможно - нет


По другой версии, история Канала фараонов, как называют сейчас это древнее гидротехническое сооружение, знала периоды активного использования и периоды заброшенности, когда русло канала на долгие века оказывалось занесено песком. К возобновлению идеи о соединении Нила и Красного моря возвращался и царь Дарий I после того, как Египет был захвачен персами. После того, как канал снова пришел в запустение, его расчисткой занимались Птолемей II Филадельф и – уже во II веке новой эры – римский император Траян.

После наполеоновского похода Египет начал преображаться

После наполеоновского похода Египет начал преображаться


В 642 году «реку Траяна» восстановили очередные завоеватели египетских земель, арабы, которые, впрочем, засыпали канал в 767 году по причинам экономического характера. На тысячу с лишним лет этот прообраз Суэцкого канала был забыт, а возобновил идею о водной связи между Средиземным и Красным морями Наполеон Бонапарт.

Проект Наполеона и «Компания Суэцкого канала»



Наполеон не стал тем, кто построил Суэцкий канал, хотя к вопросу этому все же подступался. В 1798 году он собрал комиссию, которая два года прорабатывала вопрос – и совершила ошибку, обнаружив не существующий в реальности перепад высот между уровнем Средиземного и Красного морей почти в десять метров. Инженеры предлагали систему шлюзов – но Наполеон уже распрощался с идеей колонизации Египта, а сам проект выглядел уж слишком сложным и затратным, и на несколько десятилетий от него отказались.

Португальский мореплаватель Васко да Гама был вынужден огибать Африку, возвращаясь из Азии в Португалию

Португальский мореплаватель Васко да Гама был вынужден огибать Африку, возвращаясь из Азии в Португалию


Дальнейшее изучение Египта выявило ошибку исследователей – выяснилось, что перепадов высот в реальности нет. Среди тех, кого вдохновляла мысль о строительстве канала, были не только инженеры, но и политики. Неудивительно – путь из Азии в Европу таким образом сократился бы на восемь тысяч километров. Проект создания «искусственного Босфора» начали разрабатывать в конце 1840-х, а в 1855 году была создана корпорация «Компания Суэцкого канала», чтобы привлечь финансы для строительства канала и обеспечивать его последующее функционирование.

Фердинанд де Лессепс

Фердинанд де Лессепс


Основателем компании и организатором строительства стал французский дипломат Фердинанд де Лессепс, который позже участвовал и в создании Панамского канала, что завершилось «панамским скандалом»: во втором большом предприятии француза были выявлены серьезные злоупотребления средствами вкладчиков. Да и во время египетского проекта расходование средств корпорации часто оказывалось «нецелевым» - огромное количество денег уходило на подкупы чиновников, взятки представителям османского султана, плате за лоббирование интересов компании во власти.

Карикатура на Лессепса 1867 года. 25 лет спустя француз станет фигурантом «панамского скандала»

Карикатура на Лессепса 1867 года. 25 лет спустя француз станет фигурантом «панамского скандала»


Французы владели большей частью акций корпорации, египетское правительство – меньшей, огромные средства выделил на строительство канала султан Османской империи. Общий бюджет превысил полмиллиарда франков. Но затея обошлась дорого не только в финансовом отношении: работа под палящим солнцем в пустыне уносила в огромном количестве жизней рабочих. Чтобы решить проблему водоснабжения, к 1863 году вырыли другой, маленький канал, параллельный основному. Глубиной около двух метров, а шириной по дну около восьми, он приносил воды Нила – позже ими пользовались жители населенных пунктов, возникавших вблизи Суэцкого канала.

Первые суда, движущиеся по Суэцкому каналу

Первые суда, движущиеся по Суэцкому каналу


В результате проведенных работ были соединены Порт-Саид на Средиземном море и Горькие озера, давным-давно к тому времени высохшие и теперь вновь наполнившиеся водой. Южный участок, ведущий к порту Суэц на Красном море, частично совпал с руслом древнего канала фараонов.
Длина Суэцкого канала составила 160 километров, глубина – 12-13 метров (впоследствии канал был углублен до 20 метров). Ширина по зеркалу воды достигала 350 метров.

Новая транспортная артерия



Открытие Суэцкого канала стало большим событием. В еще не избалованный вниманием европейцев Египет на празднества, приуроченные к запуску нового пути между водами Индийского и Атлантического океанов, приехало множество высокопоставленных визитеров. Среди них была и супруга Наполеона III императрица Евгения, и император Австро-Венгрии Франц Иосиф I, а также члены королевских семей Пруссии, Голландии и других европейских держав.

Тереза Штольц, исполнившая партию Аиды на европейской премьере оперы в 1872 году. Имя Аида было придумано специально ради этого произведения и впоследствии прижилось - так стали называть девочек

Тереза Штольц, исполнившая партию Аиды на европейской премьере оперы в 1872 году. Имя Аида было придумано специально ради этого произведения и впоследствии прижилось - так стали называть девочек


Египетские власти затеяли многодневное действо, но не все удалось реализовать. Серьезным разочарованием стал перенос премьеры оперы «Аида», которая была заказана специально ко дню открытия Суэцкого канала: Джузеппе Верди не успел закончить произведение в срок. Первый показ «Аиды» в Каирском оперном театре состоялся спустя два года и стал отдельным культурным событием.

Порт-Саид. Фото: Википедия

Порт-Саид. Фото: Википедия


Первым судном, открывшим движение по Суэцкому каналу, стала яхта «Аль-Махруса», которая приняла участие и в запуске второго Суэцкого канала спустя почти полтора века. 6 августа 2015 года состоялось открытие нового канала. На протяжении части пути был углублен и расширен уже существующий Суэцкий канал, а 72 километра русла были прорыты параллельно существующему. Движение судов стало возможным одновременно в обоих направлениях. В результате увеличилась пропускная способность всего маршрута, сократилось время ожидания прохода по каналу.

В Суэцком канале есть течение, оно зависит от времени года, а еще - от приливов и отливов в Красном море

В Суэцком канале есть течение, оно зависит от времени года, а еще - от приливов и отливов в Красном море


Большой Суэцкий канал вскоре после открытия в 1869 году оказался во владении англичан и французов: египетские власти были вынуждены продать свою долю в предприятии, чтобы решить долговые проблемы. Вплоть до 1956 года канал фактически контролировался Великобританией; после он был национализирован правительством Египта и с тех пор является одним из главных источников доходов в национальном бюджете.

Снимок Суэцкого канала со спутника

Снимок Суэцкого канала со спутника


Но за внушительным денежным потоком и несомненным удобством этого пути для мореплавания и международной торговли остается практически не слышным голос экологов, которые уверяют: это масштабное строительство уже необратимо изменило флору и фауну двух морей, и со временем ситуация будет лишь усугубляться.

Железнодорожный мост Эль-Фердан через Суэцкий канал, самый длинный в мире поворотный мост

Железнодорожный мост Эль-Фердан через Суэцкий канал, самый длинный в мире поворотный мост


Несмотря на то, что частью канала стал участок с очень соленой водой – это Горькие озера, из Красного моря в Средиземное в результате миграции проникло довольно большое число организмов. Межвидовая конкуренция сократила, например, количество рыбы барабульки в средиземноморских водах. Открытие Суэцкого канала, а затем и второй его части, привело к изменению показателей температуры воды и ее солености. С завершением ограничений по пандемии планируется вновь поднять вопрос защиты экологии Красного и Средиземного морей в связи с функционированием канала, а также сделать выводы для новых проектов, например, дополнительного пролива между Мраморным и Черным морями.

А идею для знаменитой оперы Верди придумал когда-то Огюст Мариет, француз, который откапывал Большого Сфинкса и спасал Египет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







7608
8.01.2021 11:48
В закладки
Версия для печати




Смотрите также