Сбежала от мужа из Лондона, а потом 22 года снимала себя на камеру в пустой квартире: Почему закончила жизнь в нищете «Машенька» Валентина Караваева

Автор: KsenaV, 8.03.2025 18:25



Валентина Караваева, исполнившая роль Машеньки в одноименной киноленте Райзмана, получила билет в славное актерское будущее. Но все перспективы перечеркнула автомобильная катастрофа. Последующие годы актриса с изуродованным шрамом лицом безрезультатно обивала пороги киностудий. Пробовала забыться за границей, став хозяйской роскошного лондонского особняка. Но мечта вернула ее в Москву, где, дойдя до нищеты и безумства, Караваева 22 года снимала сама себя в закрытой квартире и полном одиночестве.


С мечтами о «Чайке»



Кадр из "Машеньки". / Фото: www.fotodebut.ru

Кадр из "Машеньки". / Фото: www.fotodebut.ru


Советская актриса Валентина Караваева знакома зрителю по ролям в фильмах «Машенька», «Повесть о первой любви», «Обыкновенное чудо», «Весёлые расплюевские дни». Будущая актриса росла в тверской семье то ли ткача, то ли священника. Валентина указывала при анкетировании противоречивые данные. Когда, заболев туберкулезом, попала в стационар для чахоточных детей, отвлекалась томиком Чехова. Тогда девочка и заразилась «Чайкой», твердо решив стать актрисой.

После полного выздоровления Караваева написала письмо на имя Сталина с просьбой обучаться творческой профессии. Когда Валентину пригласили на курс в школу «Мосфильма», наставником девушки стал Юлий Райзман. Он впоследствии и выбрал актрису на роль Машеньки. За эту работу всю съёмочную группу удостоили Сталинской премии. Одухотворенная дебютом Караваева с легкостью перевоплощалась в разные амплуа, в глубине души понимая, что это лишь начало, и буквально бредя ролью в «Чайке».

Забыться в Лондоне



Кадр из "Обыкновенное чудо". / Фото: www.armmuseum.ru

Кадр из "Обыкновенное чудо". / Фото: www.armmuseum.ru


Вскоре Райзман, до того не отступавший от принципа снимать артиста всего один раз, повторно пригласил Караваеву в «Небо Москвы». Этот счастливый поворот, увы, стал для Валентины роковым. В 1944-м по пути на съёмки автомобиль, где находилась актриса, врезался в трамвай. Водитель моментально погиб, а Валентина оказалась серьезно травмирована. Из-за этого она больше не могла иметь детей. Но не менее страшным стало другое последствие - уродливый шрам от уха до подбородка, затронувший и губу. Такой дефект, казалось бы, закрыл актрисе путь в кино. Каким-то чудом 9 мая 1945-го Караваева блистала в премьере «Чайки», чего ждала всю жизнь. Сыграла гениально, но за фурором последовал провал.

Караваева познакомилась с британским дипломатом Джорджем Чапменом. Военный атташе влюбился в актрису, увидев её в «Машеньке». Чувства были столь сильными, что он не обращал внимания на изуродованное лицо. Советские власти, на удивление, отнеслись к ситуации здраво. Сажая граждан без суда и следствия за любую сомнительную связь с западными дипломатами, Караваеву от пустили через 2 часа после беседы на Лубянке. А потом была свадьба и официальное разрешение выехать за границу для более качественной пластической операции.

В Лондоне Караваева хозяйничала в роскошном особняке мужа – потомственного аристократа, выучила английский, французский. Джордж боготворил Валентину и баловал ее драгоценностями, нарядами, путешествиями. Профинансировал создание мини-театра с русскими эмигрантами, где ставили все ту же «Чайку». Но это было ничто в сравнении с миллионами советских зрителей. Да и не справились европейские хирурги с повторной операцией по удалению шрама. Верхняя губа Караваевой по итогу утратила чувствительность.

Снова домой



Сбежала от мужа из Лондона в СССР. / Фото: www.moskvichmag.ru

Сбежала от мужа из Лондона в СССР. / Фото: www.moskvichmag.ru


В 1951-м Валентина неожиданно развелась с британским мужем и уехала назад в СССР. Путь в кино был заказан, да и театральные режиссёры опасались связываться с политически неблагонадёжной эмигранткой. По стране катились послевоенные репрессии, и Караваева написала по назначению покаянное письмо. Признавалась, что жалеет об отъезде из лучшего в мире государства, после чего ее никто не беспокоил. Жить было негде, доходы отсутствовали. Не один год Валентина писала Фурцевой, и ей все же выделили однокомнатную квартиру возле Киностудии им. Горького.

Там Караваева зарабатывала озвучиванием иностранных фильмов, что давало хоть какие-то средства к существованию. Через долгих 20 лет, в 1964-м, актрису наконец пригласили сняться в «Обыкновенном чуде» в роли Эмилии. Но за этим новых ролей не последовало, кроме пары-тройки эпизодов. Караваева стала погружаться в нищету и безумие. Распродавала подаренные иностранным мужем наряды и украшения, оставив несколько для постановки вожделенной «Чайки».

Сама себе режиссер



22 года снимала себя в квартире. / Фото: www.kinoagentstvo.ru

22 года снимала себя в квартире. / Фото: www.kinoagentstvo.ru


Соседи по квартире постоянно слышали монологи в исполнении Караваевой, которые она круглосуточно штудировала в собственной квартире. Сама выступала и режиссером, и оператором, и декоратором, и исполнительницей всех ролей. Валентина Ивановна при помощи любительской камеры снимала сцены, проявляла пленку, выявляла при просмотре ошибки и проигрывала сцены заново. Этим Валентина занималась долгих 22 года…

Январским днем 1998-го дом, в котором жила актриса, затопило. Пенсионерка из 89 квартиры Валентина Ивановна Чапмен не раз отмечалась в подобных происшествиях. Ее дверь взломали, потому как хозяйка не подавала признаков жизни. Внутри обнаружили бездыханное тело Караваевой с выбеленным гримом лицом, которое перетягивал злополучный шрам. Покойная была одета в старинное европейское платье, стены единственной комнаты-студии затемняла черная ткань, а кухня была превращена в гримерку.

В затопившей квартиру смердящей воде плавали изысканные наряды и драгоценности, а мебель и подоконники были завалены запыленной кинопленкой. Каждый кадр был заполнен одной только Валентиной в одних и тех же декорациях и неизменной позе. Могила Караваевой на Хованском кладбище годами оставалась без присмотра и зарастала лопухами. Приличная плита появилась там лишь спустя долгое время. Вся жизнь актрисы уместилась в надгробной надписи: «Валентина Ивановна Чапмен-Караваева. Незабвенная Машенька».

О "Чайке" мечтала еще одна талантливая актриса. Лучшая Чайка и Бесприданница: как личная трагедия сделала из Веры Комиссаржевской гениальную драматическую актрису.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/show/history/?act=newrecord

Постоянный URL записи: https://kulturologia.ru/blogs/080325/63359/ https://kulturologia.ru