История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Бесправное положение сирот, которое царило в древности, пытались исправить с помощью создания воспитательных домов и приютов. Петр I приказал открывать «сиропитательницы» при монастырях и смотреть за «зазорными» детьми. Дело продолжила Екатерина II, при которой открыли Московский Воспитательный дом. Задумка проекта была хорошей – разделить детей по возрасту, дать им воспитание, растить в любви и ласке. На самом деле вышло хуже: кормилиц не хватало, и новорожденные подкидыши умирали. Детей пробовали отдавать временно в крестьянские семьи, но чаще возвращать было некого – они и там не выживали, а семьи получали за них деньги.


Бесправное положение ребенка в семье, особенно незаконнорожденных


Дети в Древнем Риме. / Фото: ВКонтакте

Дети в Древнем Риме. / Фото: ВКонтакте

Сейчас трудно представить, что к ребенку можно относиться как к предмету в доме или смотреть на него только с точки зрения выгоды для семьи и государства. Греческий закон Ликурга – самое ужасное, что придумало человечество в древности. По этому закону всех новорожденных представляли суду, и там решали, пригоден ли младенец для государства. Больных и слабых сбрасывали со скалы, чтобы от них не пошло хилое потомство. Отцы были вправе распоряжаться жизнью младенца: если он не обращал внимания на новорожденного ребенка, которого клали к его ногам, то такого убивали.

Дети могли быть отданы в рабство, брошены на произвол судьбы, убиты, и за это не следовало наказания. Период, когда богам приносили в жертву детей, еще более усугубляет ситуацию их бесправия. Жрецы требовали задабривать богов не только детьми рабов. По их мнению, Сатурн был доволен, когда ему принесли в жертву 200 детей из знатных семей и 300 детей рабов. Детей могли похоронить заживо в честь богини или какого-то деятеля. Эта жестокость могла зародиться благодаря существующему образу жизни, когда гладиаторские смертельные бои были нормой.
Законодатель негласных спартанских законов - Ликург. / Фото: dzen.ru

Законодатель негласных спартанских законов - Ликург. / Фото: dzen.ru

В редких случаях мать пыталась сохранить жизнь своему ребенку, относя его в лес, в надежде, что какая-то волчица примет его в свою стаю и выкормит. Даже когда отец оказывался любящим, государство строго следило за выполнением закона. Так, суд забрал больного сына, хотя он был любим в семье, и приказал выбросить его в море.

Детоубийство запрещалось у евреев, персов, в Древнем Египте, там, где желали увеличения своего народа. Оберегали беременных женщин, а за преступления против детей применялись суровые наказания. Но таких островков милосердия было мало. Общество стало меняться с появлением христианства, когда монастыри стали воспитывать подброшенных детей.

Реформа Петра I: создание «сиропитательниц» для зазорных детей


Сиропитательницы при Петре 1. / Фото: dzen.ru

Сиропитательницы при Петре 1. / Фото: dzen.ru

Нормы жизни добропорядочных граждан предполагали крепкую семью, но случались прелюбодеяния, от которых на свет появлялись нежеланные дети. Таковым места в семье не было, поэтому чтобы избавиться от новорожденного, женщины шли на их убийство. Именно этим и обеспокоился Петр I, который пытался вводить реформы и налаживать цивилизованную жизнь. По примеру Европы он распорядился, чтобы при монастырях были открыты помещения – «сиропитательницы». Первое подобное заведение было открыто митрополитом Иовом в 1707 году в Новгороде.

По указу императора в 1715 году подобные стали открываться и в других городах, называя их «сиропитательными госпиталями». В них использовали европейскую практику тайного приема, когда можно было оставить ребенка в специальном окне. Содержание таких сирот было возложено отчасти на государство, а отчасти на пожертвования неравнодушных граждан. Но после смерти императора приюты начали закрываться, а количество брошенных детей и их трупы – возрастать.

Воспитательный дом при Екатерине II


Московский Воспитательный дом Екатерины 2. / Фото: mos.ru

Московский Воспитательный дом Екатерины 2. / Фото: mos.ru

Императрица Екатерина II была правительницей, которой были небезразличны судьбы брошенных детей. После Петра I она серьезно занялась сиротами и отказниками. В 1763 году был издан манифест о создании воспитательных домов. Этим вплотную занялся Бецкий, являясь представителем императрицы. Его проект был масштабным: построить пятиэтажное здание, в котором должны были жить дети разных возрастов, каждый на своем этаже. Дети должны были делиться на группы: первая – до 2 лет, находящиеся на грудном вскармливании; вторая – до 6-7 лет, когда можно было чему-то их научить; третья – до 11 лет; учащиеся в школе и обучающиеся легкой работе; четвертая группа – до 14 лет, кроме школы, учились ремеслу; пятая – до 16 лет, когда уже могли работать в мастерских.

Питомцы воспитательных домов должны были научиться читать, писать, получить элементарную математическую грамоту. Предписывалось, что они должны расти в любви, до 7 лет детям не читать сказки и ужасные истории, не обучать молитвам. Они должны иметь светлый ум, не обремененный навязанными представлениями. Им нужно было прививать любовь к растениям, животным, учить доброте.
Воспитательный дом. / Фото: dzen.ru

Воспитательный дом. / Фото: dzen.ru

На строительство масштабного проекта требовалось много денег, и Екатерина II делала все возможное, чтобы вельможи инвестировали в строительство, при этом и сама внесла 1 млн рублей. Пожертвования купцов и мещан составляли от 14 тысяч до 50 тысяч рублей ежегодно. Так, например, наследник престола Павел вложил 500 тысяч рублей, Бецкий и княгиня Голицына – по 22 тысячи рублей, княгини Барятинская, Белосельская и князья Кантемир и Голицын, а также многие другие – до 14,5 тысячи рублей. Деньги пересылали даже из Европы – 10 тысяч рублей были переданы принцессой Гессен-Гамбургской. Некоторые вместо денег отписывали усадьбы и дорогие предметы. Особо выделился уральский богач Прокофий Демидов, не жалевший средств на благотворительность, но вместе с тем доставлявший массу хлопот из-за своего необузданного характера и тем, что постоянно вмешивался в строительство.

Дети в Воспитательном доме


Дети в приюте. / Фото: spb.aif.ru

Дети в приюте. / Фото: spb.aif.ru

Светлые идеи Бецкого оказались трудно осуществимыми в реальности. Пока строилось основное здание, открыли отделение при нем, в которое начали свозить детей до 3 лет из ранее открытых при монастырях «сиропитательниц». Но даже при монастырях дела обстояли плохо. Смертность новорожденных детей была очень большой – из 417 принятых в Архангельской сиропитательнице выжило 377 детей. Когда выживших стали свозить в Москву, то они выглядели слабыми и болезненными по сравнению с теми, кого только начали приносить. Чтобы заинтересовать женщин не выбрасывать и не убивать новорожденных, было приказано платить за каждого принесенного ребенка 2 рубля. Принимать должны были ночью и днем, а спрашивали только о том, крещеный он или нет, и имя.
Младенцы в Воспитательном доме. / Фото: citywalls.ru

Младенцы в Воспитательном доме. / Фото: citywalls.ru

Большинство новорожденных детей умирало в приюте, не получая грудного молока. Тогда было выпущено объявление, что набираются кормилицы, но их число было намного меньше поступающих детей. Воспитатели и руководство Воспитательного дома стали экспериментировать с молоком – сначала пробовали давать детям козье, а потом закупили коров и давали коровье молоко. Но для грудничков, которых приносили, когда еще пуповина не отпала, оно было тяжелым. Тогда ввели распоряжение, что матери могут приходить и кормить своих детей до 4 недель. Таким образом пытались обеспечить нормальное кормление и, вероятно, возбудить любовь женщины к своему ребенку. Государство даже стало выплачивать пособие: за 1 неделю – 4 рубля, за вторую – 3 рубля, за третью – 2 рубля и за четвертую – 1,50 рубля.

Позже стали детей отдавать временно в крестьянские семьи на воспитание: сначала до 9 месяцев, а потом увеличили этот срок до 7 лет. Затем ребенка должны были вернуть назад в Воспитательный дом. Но, по сути, хорошая задумка на этом заканчивалась. Семьи, поняв, что на таких детях могут немного заработать, их брали, но должного ухода не давали. Если женщина честно соблюдала правила и кормила взятого питомца, то, значит, свой ребенок мог недополучить питания и чахнуть.
Дети в крестьянских семьях. / Фото: dzen.ru

Дети в крестьянских семьях. / Фото: dzen.ru

За детьми, которые отдавались в крестьянские семьи, должны были следить чиновники. Создавались специальные комиссии, которые навещали семьи с приемными детьми, чтобы проследить, как тратятся государственные деньги. Но члены комиссии проживали в городе, а до окраин доезжали раз в два месяца. Порой деньги перечислялись в крестьянские семьи, но ребенка в живых уже не было. Метод, которым хотели уменьшить смертность детей, отдавая их в семьи, не подействовал. За 32-летний период из 30 014 детей умерло 22 556 детей, и только более 4 тысяч вернулось назад в воспитательный дом.

Не все женщины отдавали детей в Воспитательный дом, потому что он был обузой. Были и добросовестные матери, которые были вынуждены из-за своего бедственного положения оставлять детей государству. Порой такие нанимались кормилицами, чтобы видеть своего ребенка и знать, что он жив. Перед тем как его отдать, они старались сделать пометку на теле ребенка, если у него не было явно видимых признаков отличия.

Зарабатывание на детях


Воспитанники дома призрения в Санкт-Петербурге. / Фото: dzen.ru

Воспитанники дома призрения в Санкт-Петербурге. / Фото: dzen.ru

Со временем на передаче детей крестьянским семьям развился бизнес. Посредники брали детей из Воспитательного дома и привозили их в определенный уезд, где получали плату от семьи, бравшей ребенка на воспитание. Те, в свою очередь, также рассчитывали на получение денежной помощи. Когда появилась железная дорога, а количество воспитательных домов уменьшилось, оставшись только в Москве и Санкт-Петербурге, приток отказников увеличился. Нашлись женщины-доставщицы, которые за определенную плату отвозили детей в приюты. Но чтобы не делать «пустой» ход, они собирали сразу по несколько детей, поэтому пока находился седьмой, то первый был уже в полумертвом состоянии из-за голода. Некоторые умирали прямо в поездах.

В 1882 году правила оплаты матерям за кормление ребенка были изменены Опекунским советом. Матерям разрешили вскармливать грудью своих детей дома до 6 недель. При этом женщина получала в сутки по 35 коп. летом, и 30 коп. – зимой. После этого срока она должна была его вернуть в Воспитательный дом, а потом его отправляли в деревню. Но мать могла изъявить желание воспитывать ребенка до трехлетнего возраста, получая в первый год жизни ребенка 30 коп. в сутки, на втором году жизни – 20 копеек, на третьем – 10 копеек. Но это правило пришлось вскоре отменить, потому что на государство легло непосильное бремя растрат.
Воспитанники в приютах. / Фото: citywalls.ru

Воспитанники в приютах. / Фото: citywalls.ru

Каждый из последующих императоров вносил изменения в воспитание детей в приютах. Они предполагали улучшенную степень подготовки и обучение на бесплатной основе. Из воспитанников пытались сделать «третье» сословие, по задумке Бецкого, которое представляло собой что-то среднее между знатью и крестьянами, но они были бы свободными людьми, приносящими пользу государству. Сначала ударение делалось на ремесленные работы. При Марии Федоровне было введено разделение воспитанников по их способностям: по письму, арифметике, латыни. Благодаря такому разделению и дальнейшему обучению вышло много талантливых людей. Девочки могли изучить повивальное искусство, а не только рукоделие. Порой бесплатное образование подталкивало родителей отдавать своих детей с 7-летнего возраста в приюты, чтобы иметь лучшие перспективы в жизни.

После смерти Марии Федоровны ввели жесткие ограничения. Детей, отданных на воспитание в крестьянские семьи, было приказано не возвращать, а Воспитательный дом предназначался для детей-сирот унтер-офицеров. Классы были закрыты, сделав для всех образовательную школу. Выросших питомцев женили методом жребия и отправляли в специально созданную колонию, где они должны были стать землепашцами. Им давали избу, утварь, скотину, и они должны были создавать семью. Подобная колония существовала в Саратовской губернии, но не долго. Воспитанники, которым насильно навязали образ жизни, бунтовали.

Воспитательные дома должны были решить проблему сирот и предупредить детоубийства, но государство не смогло справиться с потоком отказников.
После революции борьба с беспризорностью продолжилась. Было несколько довольно необычных проектов, в которых проявил себя «железный Феликс».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








697
8.05.2025 02:26
В закладки
Версия для печати




Смотрите также