История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0



Сейчас по головному убору можно отличить разве что мужчину от женщины, да и то не всегда. А вот буквально 100-200 лет назад традиционный наряд сообщал очень много информации о его носительнице – замужем ли она, есть ли у нее дети (иногда – сколько их) и уж конечно, из какой она губернии. В отдельных случаях география определялась и еще точнее. Причем некоторые из этих уборов женщины одевали на свадьбу вплоть до 50-х годов XX века.


До свадьбы


Девичий головной убор был намного проще женского. До замужества можно было демонстрировать свою косу – девичью красу. На голову повязывали обычно ленту или одевали венчик (венец) – красиво украшенный и завязывающийся сзади.

Девушка в венце  (В.И.Суриков, портрет Натальи Федоровны Матвеевой)

Девушка в венце (В.И.Суриков, портрет Натальи Федоровны Матвеевой)

Во время свадебных обрядов косу расплетали и волосы укладывали вокруг головы. Поэтому выражение «окрутить девку» изначально недвусмысленно означало именно официальное замужество. Волосы убирали под бабий убор и показывать их в дальнейшем считалось большим стыдом. Выйти из дому с простыми волосами – опростоволоситься замужняя женщина позволить себе не могла.

Волосник или повойник


Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Волосник XVI-XVII века из золотых и серебряных нитей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля

Волосник XVI-XVII века из золотых и серебряных нитей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Современные авторские повойники

Современные авторские повойники


Кика рогатая или копытцем


В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Этот вид женского убора, вероятно, является одним из самых древних. Его форма является прямой отсылкой к языческим культам, так как во многих древних культурах рога (бык, корова) считались символами плодородия. Поэтому носить кику рогатую могла только замужняя женщина. В некоторых областях рога означали плодовитость в прямом смысле, и в старости кика заменялась на безрогую. А в некоторых более ранних традициях длина рогов была связана со статусом женщины в роду – на молодуху сначала одевали кичку с едва наметившимися рогами, и заменяли ее на полноценную бабью кику после первых родов. Самые большие рога при этом носила наиболее уважаемая женщина.

Рогатая кичка. Вторая половина XIX века. Спасский уезд Тамбовской губернии

Рогатая кичка. Вторая половина XIX века. Спасский уезд Тамбовской губернии

Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой. Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.

Кика рогатая – традиционный наряд женщин русского юга

Кика рогатая – традиционный наряд женщин русского юга


Копытообразная кика тоже несла в себе символику удачи и здоровья

Копытообразная кика тоже несла в себе символику удачи и здоровья


Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.

Тульская сорока



Такой головной убор одевался по праздникам

Такой головной убор одевался по праздникам

Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:

«…головной убор, состоящий, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который - длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки (…) Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро…»

Сборник (самшура, моршень)



Появился такой головной убор в Вологодской и Архангельской губерниях

Появился такой головной убор в Вологодской и Архангельской губерниях

Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.

Кокошник


В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.

Разновидности кокошников

Разновидности кокошников


Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.

Абрам Клюквин «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» (предп. начало 19 века)

Абрам Клюквин «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» (предп. начало 19 века)


Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Парадный наряд фрейлин Её Императорского Величества. Из альбома «Придворные дамские наряды», Высочайше утверждённого в 1834 году.

Парадный наряд фрейлин Её Императорского Величества. Из альбома «Придворные дамские наряды», Высочайше утверждённого в 1834 году.

Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.

Карл Лагерфельд, коллекция Paris-Moscou (2008/9)

Карл Лагерфельд, коллекция Paris-Moscou (2008/9)


Кадр из фильма «Звездные войны». Принцесса Амидала в фантазийном кокошнике

Кадр из фильма «Звездные войны». Принцесса Амидала в фантазийном кокошнике


Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








28117
8.11.2018 18:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также