
На северо-западе Мюнхена расположен один из самых больших и красивых дворцов Европы - Нимфенбург, также известный как дворец нимф, который является визитной карточкой этого баварского города. Когда-то он был летней резиденцией правителей Баварии, происходивших из рода Виттельсбахов, а потом Людвиг I Баварский создал здесь галерею портретов самых красивых девушек. С одного из портретов, размещенных в центре галереи, смотрит очаровательная юная красавица. Это принцесса Александра Амалия Баварская, женщина удивительной и трагической судьбы.
Детство и юность принцессы Александры

Принцесса Александра Баварская
Прекрасная принцесса Александра родилась в 1826 году и была пятой дочерью из девятерых детей короля Людвига I Баварского. Представительница баварской королевской семьи из рода Виттельсбахов, она с детства отличалась необыкновенной красотой, хрупкостью и изысканными манерами.
Принцессу Александру воспитывали лучшие гувернеры и обучали лучшие преподаватели того времени, она получила прекрасное образование, и достигнув совершеннолетия, расцвела во всей своей красе. Она всегда выглядела нежной и аккуратной, старалась одеваться только в белые наряды, и, вероятно, могла бы выбрать себе в мужья любого принца, поскольку многие обращали на нее внимание. Известно, что племянник Наполеона, принц Луи Люсьен Бонапарт, просил у короля Людвига руки Александры, но его предложение было отклонено отцом под предлогом, что принц Бонапарт уже был женат и находится в разводе.
Поступали и другие предложения, и всякий раз король находил повод для отказа, и лишь после того, как придворные стали замечать странности в поведении принцессы, он начал ссылаться на слабое состояние ее здоровья. Однако все было куда хуже. Если раньше Александра просто любила чистоту, белые наряды и всегда старалась выглядеть аккуратно, за что ее прозвали «белой принцессой», то со временем это превратилось у нее в навязчивую идею.
Странное поведение и несостоявшееся замужество «стеклянной» принцессы
Страхи Александры Баварской, связанные с хрустальным роялем / Фото: kulturologia.ru
В погоне за чистотой Александра начала терроризировать всю прислугу, она могла устроить настоящую истерику, если замечала какую-то соринку на полу или небольшое пятнышко на скатерти стола, не говоря уже о своей одежде, которая всегда должна была выглядеть безупречно.
Со временем она стала опасаться заходить в некоторые комнаты дворца, полностью отказалась от верховой езды, которую любила с детства. Особенно близкие забеспокоились, когда у принцессы появилась привычка передвигаться по дворцу как-то боком, мелкими шажками, словно опасаясь наткнуться на что-то невидимое. И однажды она поведала обеспокоенному отцу страшную тайну, что у нее в животе находится хрустальный рояль, и если она случайно его заденет, он может разлететься на множество мелких кусочков.
Врачи, осмотревшие принцессу, сказали, что ее «стеклянная мания» связана с детскими травмами, возможно, когда-то ей рассказывали страшные сказки на ночь, а может быть, это стало следствием случившимися при дворце скандалами, когда ее отец даровал титулы и состояние своей любовнице, актрисе и танцовщице Лоле Монтес, и Александра была травмирована его поступком.
Нужно сказать, что «стеклянная мания» или ощущение себя слишком хрупким для этого мира в те времена считалось распространенным психическим заболеванием среди знати. Как бы там ни было, но о замужестве принцессы пришлось забыть. Ее немедленно отправили в известную психиатрическую клинику Илленау, где она в течение трех лет проходила лечение.
Успешная писательская карьера и ранний уход из жизни

Принцесса Александра в последние годы жизни
Неизвестно, избавилась ли принцесса полностью от страха, что у нее внутри рояль, но она нашла для себя точку опору в творчестве, благодаря чему смогла прожить хоть и короткую, но плодотворную жизнь, и построить успешную литературную карьеру.
В 1852 году принцесса Александра дебютировала со своим первым сборником рассказов под названием «Рождественская роза». На следующий год она опубликовала книгу собственных воспоминаний, мыслей и эссе и роман «Полевые цветы», гонорар от которых пожертвовала приюту Максимилиана. Чуть позднее вышли еще две книги принцессы «Грезы и биографические очерки» и «Капли росы». Она также занималась переводами художественной литературы с французского и английского языков на немецкий, и выпустила несколько сборников рассказов известных писателей в переводе. Кроме того, Александра сотрудничала с разными журналами, периодически публикуя там переводы и свои небольшие рассказы.
Карьера принцессы Александры как писательницы и переводчицы продолжалась до середины 1870-х годов. Она жила попеременно в Мюнхенском дворце Нимфенбург, в замке Леопольдскрон, и на вилле Людвигсхее около Эденкобена. Она всегда сочувствовала бедным и больным людям, заботилась о них и занималась благотворительностью. В 1860-х годах она спонсировала благотворительную столовую для людей, нуждающихся в помощи.
В последние годы жизни по просьбе отца Александра стала Верховной настоятельницей королевского женского монастыря Святой Анны в Мюнхене и Вюрцбурге, религиозной общины, состоявшей в основном из благородных женщин. Она оставалась незамужней и бездетной на протяжении всей своей жизни и скончалась в молодом возрасте, 49 лет, в замке Нимфенбург. Ее прах покоится в склепе Виттельсбахов в церкви Театина, в Мюнхене, а ее портрет является украшением галереи красавиц Людвига I Баварского.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: