Кино   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Разное    




Подрезанные крылья и полевые романы. Советские фильмы о лётчицах на Великой отечественной

Подрезанные крылья и полевые романы. Советские фильмы о лётчицах на Великой отечественной

От 500 000 до миллиона женщин — столько служило в разные периоды Великой отечественной войны на фронте. Пожалуй, самые легендарные из советских воительниц — лётчицы. Один ночной бомбардировочный полк, один истребительный и один скоростной бомбардировочный. Девушки в небе наводили ужас на врага. Неудивительно, что их подвиг увековечен в как минимум пяти советских фильмах.


«Небесный тихоход», комедия, 1945


Прославленный лётчик Булочкин из-за ранения перенаправлен в ночной бомбардировочный полк и летает теперь на совсем негероических с виду лёгких самолётах. На новом месте он знакомится с лётчицами-бомбардировщицами и знакомит с ними своих двух лучших верных друзей. Тем временем на фронт приехала молодая корреспондентка. Если кратко, все друг в друга влюбляются.

Фильм снят по свежим следам, так что упор в нём не на героику лётчиц в такой, по традиционным воззрениям, неженской профессии. Наоборот, подвиг их будничен. Они профессиональны, и как так вышло, уже никому не приходит в голову спрашивать. За войну привыкли.



На съёмках фильма исполнители ролей Булочкина и корреспондентки Петровой и в самом деле полюбили друг друга, поженились и прожили вместе двенадцать лет. Дублёрами актёров в воздухе были настоящие военные лётчики, только что вернувшиеся с фронта, они же выступали консультантами.

В 1970 году из фильма вырезали несколько сцен, укоротив его на 10 минут. Например, пропали три сцены, пронизанные игривым настроением — флирт с медсестрой, кокетливый танец Тучи и Кутузовой и воспоминания врача в исполнении Раевской о былых романах. Кстати, лётчик Туча как персонаж появляется ещё раз в детском фильме через тридцать лет! В исполнении того же актёра.

У фильма теперь есть раскрашенный вариант.

У фильма теперь есть раскрашенный вариант.

«Крылья», психологическая драма, 1966


Простая директриса учебного заведения, Надежда Петрухина, в годы войны служила в смешанном авиационном полку. После победы женщин перестали допускать в авиацию. Но вылеты — не только самое страшное, что помнит Надежда, но и самое прекрасное. Её преследует тоска по небу и навязчивые воспоминания о войне. Запрет для женщин на карьеру в авиации буквально подрезал ей крылья. В конце концов Петрухина решается угнать учебный самолёт. Просто побыть в небе ещё разок.

В годы войны Надежда служила в авиаполку. Кадр из фильма.

В годы войны Надежда служила в авиаполку. Кадр из фильма.

В советском прокате фильм пробыл всего три дня. Но его не запретили! Просто прокатчики сочли, что кассы он не сделает, так что уделом картины на долгие годы стали редкие показы в клубах и на тематических вечерах. Драма выстроена типично для авторского кино шестидесятых (насколько можно считать авторским кино неформатные фильмы, всё же оплаченные государством) — без линейного повествования. Прошлое героини выстраивается по обрывкам разговоров, воспоминаний, визуальных намёков. Камера часто идёт от лица героини, от её глаз — на то, что она смотрит, как бы молчаливо превращая её в главного созерцателя, более главного, чем зритель по ту сторону экрана.

Актриса Майя Булгакова изумительно сыграла человека с ПТСР после войны.Она много раз видела таких людей в жизни. Кадр из фильма.

Актриса Майя Булгакова изумительно сыграла человека с ПТСР после войны.Она много раз видела таких людей в жизни. Кадр из фильма.


У Надежды одновременно твёрдый и болезненный взгляд — актриса, сама не воевавшая, смогла ухватить и передать это выражение глаз тех, чья душа была обожжена боями. Одна из самых драматичных сцен — когда Надежда бродит по краеведческому музею и слышит, как у стенда, посвящённого её подвигам, говорят, что она умерла. Обозреватели советского кино считают фильм одной из лучших женских картин (то есть снятых одновременно женщиной и о женщине) в двадцатом веке.

«Тысяча сто ночей», документальный, 1970


Сергей Аранович с детства болел небом, хотел стать пилотом. И обязательно каким-нибудь необыкновенным! Так что закончил он Институт морской авиации, стал служить за Полярным кругом. Но через шесть лет попал в тяжёлую аварию, долго лечился, и профессию пришлось сменить. Сергей стал режиссёром. Конечно же, мимо темы «Ночных ведьм» пройти не мог: снял о них документальный фильм.

Воспоминания лётчиц зачитываются актрисами-дикторами от первого лица, что превращает фильм почти в художественный.

Воспоминания лётчиц зачитываются актрисами-дикторами от первого лица, что превращает фильм почти в художественный.

В кадре — не только имена лётчиц, но и их занятия до войны. Астроном, инструктор авиаклуба, будущая врач, студентка лётного училища… Каждая из них готовилась к мирной жизни, к тому, чтобы приносить ежедневную пользу, или уже жила для себя и людей. Воспоминания от первого лица и кадры военной хроники. Возможно, этот фильм — самое полное исследование при жизни тех лётчиц, что с фронта вернулись, притом поданный настолько художественно, что кажется кинопоэмой.

«В бой идут одни старики», драма, 1973


Сюжет картины крутится вокруг военных лётчиков-мужчин, но судьба и подвиг лётчиц в нём отмечены особо. На аэродроме совершает вынужденную посадку лёгкий ночной бомбардировщик; внутри — девушки по имени Зоя и Маша. Маша влюбляется в одного из пилотов-мужчин, и тот отвечает ей взаимностью.

Даже на войне хочется влюбляться. Кадр из фильма.

Даже на войне хочется влюбляться. Кадр из фильма.

На очередной концерт эскадрилья приглашает женский авиаполк, расквартированный неподалёку. Влюблённые пилоты решают жениться, и просят на это разрешение. Но увы, жениха смертельно ранят в бою. Когда друзья идут сообщить невесте о его смерти, то узнают, что погибла и она.

Это короткое появление лётчиц в картине подкупает простотой подачи, без драматизма сверх того, каким является любая гибель молодых, без бескрайнего удивления, что женщина может покорять небо и воевать.

Лётчицы Зоя и Маша, Кадр из фильма

Лётчицы Зоя и Маша, Кадр из фильма


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «В бой идут одни старики»: Реальные истории и мистические совпадения, связанные с фильмом Леонида Быкова >>

«В небе „Ночные ведьмы“», драма, 1981


Первый художественный фильм, посвящённый именно самому легендарному авиаполку. И неудивительно! Сняла его бывшая «ночная ведьма» Евгения Жигуленко, вернувшаяся когда-то с фронта в звании гвардии майора и Героя Советского Союза. Ей очень захотелось запечатлеть судьбы подруг, так, как их знали только те, кто рядом. Время уходило, уходили из жизни и ветераны…

Фильм о лётчицах сняла одна из знаменитых лётчиц.

Фильм о лётчицах сняла одна из знаменитых лётчиц.


Уже в наше время зрители, не знающие, что снимала картину очевидица и участница событий, порой берутся утверждать, что многие показанные сцены нереалистичны. Дамочки? Таскали стокилограммовые бомбы? Что за чушь, правда? Но именно так всё и было. Другие просвещают, что прозвища «ночные ведьмы» лётчицы не любили, оно оскорбляет их женственность и доброту. Но режиссёр им гордится, и, вероятно, её подруги гордились тоже.

Как хочется, чтобы всегда жива была память о том, что сделали для своих потомков «ночные ведьмы» и другие советские летчицы, которых боялись немцы.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







6155
9.05.2018 16:07
В закладки
Версия для печати




Смотрите также