Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    


Военная блокада Ленинграда – поистине один из самых трудных моментов за всю историю этого великого города. Началась она 8 сентября 1941 года и длилась до 27 января 1944 года. Практически 900 дней люди стоически держались, мужественно преодолевая трудности и испытания. Основная цель всех ленинградцев была выжить. Несмотря на проведение массовой эвакуации людей, многие жители остались в своем любимом, дорогом сердцу Ленинграде. В статье речь пойдет об известных художниках, которые не опустили руки, не предали свое дело, а работали из последних сил в этих тяжелейших и нечеловеческих реалиях.


Иван Яковлевич Билибин



И хотя Иван Билибин сильно болел и был физически истощен, он трудился над иллюстрациями к былине «Дюк Степанович» до последнего дня: «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…»

И хотя Иван Билибин сильно болел и был физически истощен, он трудился над иллюстрациями к былине «Дюк Степанович» до последнего дня: «Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…»


Иван Билибин – известный русский и советский художник, иллюстратор, театральный оформитель, педагог. Художник был известен не только на родине, но и за границей. Среди его известных работ можно выделить иллюстрации к детским книгам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане» и прочие. А после того, как он сделал иллюстрации для «Русалочки» датского писателя Ганса Христиана Андерсена, один за другим стали поступать предложения по оформлению немецких, французских и других зарубежных сказок.

Во Франции иллюстратор сдружился с советским дипломатом В. П. Потемкиным, который помог Ивану Яковлевичу вернуться на родину после долгих шестнадцати лет вынужденной эмиграции. Осенью 1936 года художник со своей семьей вернулся в родной Ленинград. Там ему предложили работать на кафедре в Институте живописи, а также заниматься театральным оформлением.

Помимо этого он продолжал создавать циклы иллюстраций к произведениям, в том числе книг Толстого, Лермонтова и прочих. Осенью 1941 года была запланирована персональная выставка работ художника, но все планы разрушила война. С началом блокады Билибину неоднократно предлагали покинуть город, но он отказался от эвакуации, отвечая, что из осажденной крепости не убегают, ее защищают.

Одной из его последних работ стали иллюстрации к былинному циклу «Дюк Степанович», над которыми он работал до последнего дня, несмотря на все трудности и болезни. Умер Иван Яковлевич в феврале 1942 года от истощения. Его похоронили на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.

Константин Иванович Рудаков



Художница Татьяна Белоцветова вспоминала о работе Константина Ивановича: «У Рудакова очень большое панно, полное горя и смятения. Семья беженцев — мать и четверо детей — на фоне зарева пожарища спешит уйти от гибели. Впечатление… сильное, но не тяжелое: верилось, что люди спасутся… Комиссия… для осмотра панно Рудакова решила подняться на хоры. Некоторое время прошло в полном молчании. Потом сверху послышался тихий плач. Константин Иванович быстро поднялся наверх. Долго они там оставались». На фото справа картина Мать «Блокада» (1942)

Художница Татьяна Белоцветова вспоминала о работе Константина Ивановича: «У Рудакова очень большое панно, полное горя и смятения. Семья беженцев — мать и четверо детей — на фоне зарева пожарища спешит уйти от гибели. Впечатление… сильное, но не тяжелое: верилось, что люди спасутся… Комиссия… для осмотра панно Рудакова решила подняться на хоры. Некоторое время прошло в полном молчании. Потом сверху послышался тихий плач. Константин Иванович быстро поднялся наверх. Долго они там оставались». На фото справа картина Мать «Блокада» (1942)


Константин Рудаков - советский художник-график, педагог, состоял в Союзе художников Ленинграда. После революции развивал свое творчество в иллюстрациях для различных сатирических журналов. Но известным он стал благодаря своим иллюстрациям к произведениям классической литературы, например, «Евгений Онегин» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Щелкунчик» Гофмана и прочих.

Во время блокады, не обращая внимания на трудности, художник написал целый ряд портретов отважных бойцов ПВО, создавал эскизы костюмов и декораций для театральных постановок, иллюстрировал романы Льва Толстого «Анну Каренину» и «Войну и мир». А в 1942 году начал монументальный проект — огромное панно, приуроченное к 25-летию с момента Октябрьской революции. Художник смог выстоять страшнейшее время родного Ленинграда. Умер он уже в мирное время, в 1949 году.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как коты спасали блокадный Ленинград: Ярославская «мяукающая дивизия» >>

Алексей Федорович Пахомов



Воспоминания Пахомова о работе над серией «Ленинград в дни блокады»: «…я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата…»

Воспоминания Пахомова о работе над серией «Ленинград в дни блокады»: «…я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата…»


Алексей Пахомов - известный художник-живописец, график, иллюстратор, преподаватель, участник Союза художников СССР, обладатель множества престижных наград и премий. Способности к художеству у Алексея проявились еще в детском возрасте, когда он учился писать портреты своих близких. В будущем его стиль базировался на традициях русского реализма и народной культуре.

Графические работы Алексея Федоровича, посвященные детям, являются однозначно лучшими среди его творений. Также художника привлекала социалистическая действительность: работа фабрик и заводов, реалии сельскохозяйственной жизни и прочее. Среди его известных произведений XX века можно выделить следующие полотна: «Жатва», «На покосе», «Крестьянский мальчик», «Авиамоделистка» и другие. Его творения всегда отличаются своей актуальностью и гражданственностью.

Всю Великую Отечественную войну Алексей Федорович пережил в родном Ленинграде и даже в блокадный период не бросал свою работу. В эти годы он создал невероятный цикл литографий «Ленинград в дни блокады» - одно из наиболее значимых произведений искусства военных лет. В серию вошло свыше тридцати работ: «На Марсовом поле в затишье», «За водой», «В очаге поражения» и другие. В этой работе Алексей Федорович раскрыл доблесть и мужество советских людей, у которых была одна цель – победа! В 50–70-е годы художник изображал простые бытовые сюжеты, а основными героями его картин были трудящиеся, врачи, учителя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему передвижник Константин Савицкий разрезал на части первый вариант картины «На войну»>>

Леонид Терентьевич Чупятов



Советский искусствовед Дмитрий Лихачев вспоминал: «Умирая, Чупятов рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.  Лучшая его картина — темный ленинградский двор колодцем, вниз уходят темные окна, ни единого огня в них нет; смерть там победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива еще, но у нее нет силы зажечь коптилку. Над двором на фоне темного ночного неба — покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и распростерла ризы; на ризах — изображение древнерусского храма. Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было»

Советский искусствовед Дмитрий Лихачев вспоминал: «Умирая, Чупятов рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне. Лучшая его картина — темный ленинградский двор колодцем, вниз уходят темные окна, ни единого огня в них нет; смерть там победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива еще, но у нее нет силы зажечь коптилку. Над двором на фоне темного ночного неба — покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и распростерла ризы; на ризах — изображение древнерусского храма. Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было»


Леонид Чупятов - советский художник-авангардист, преподаватель в учебных заведениях Киева, Новгорода, Ленинграда. Также он работал в мультипликации и театральным сценографом. В блокаду Чупятов с семьей остался в родном Ленинграде. Художник писал в своих последних письмах, что он и его семья решили умереть в родном Ленинграде. Леониду Терентьевичу было страшно, что он гибнет как художник, а вместе с ним и все его работы, написанные за тридцать лет.

К сожалению, Леонид Терентьевич и его жена не пережили это страшное время. В первую же блокадную зиму супруги умерли от голода. Но до последнего вздоха художник писал картины. Даже когда закончились холсты, он продолжал творить на фанере, картоне и прочих материалах. К счастью, Леонид Терентьевич успел завершить свое главное творение, ставшее символом блокады Ленинграда, — непревзойденное полотно «Покров Богородицы над осажденным городом».

Павел Николаевич Филонов



Воспоминания сестры Филонова о его смерти: «…он лежал в куртке, теплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась»

Воспоминания сестры Филонова о его смерти: «…он лежал в куртке, теплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась»


Павел Филонов - российский и советский художник, иллюстратор, авангардист. Ему принадлежит создание новейшего художественного течения - «аналитического искусства». О нем говорят, что художник писал картины «атомами» и верил, что они развиваются подобно живым организмам. Поэт А. Е. Крученых называл Филонова великим художником и очевидцем незримого, а сам Павел Николаевич считал себя вовсе не художником, а исследователем.

Павел Николаевич встретил начало войны в Ленинграде, но также, как и Чупятов, умер в первую зиму от истощения. Так что художнику не удалось описать на холсте события военных лет. Супруга, которая считала гением своего мужа, пережила его на несколько месяцев. Все творения Павла Николаевича хранились у его семьи, поэтому родные длительное время не покидали блокадный город, так как боялись что картины Павла Николаевича могут пропасть. Лишь оставив его гениальные работы под охрану музея, родные художника покинули блокадный Ленинград.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева



«Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы» - Анна Остроумова-Лебедева, «Автобиографические записки»

«Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы» - Анна Остроумова-Лебедева, «Автобиографические записки»


Анна Остроумова-Лебедева - русская и советская художница, гравер. Лучше всего ей удавались пейзажи, особенно городские виды, в которых соединены воедино величие архитектуры и красота природы. Благодаря Анне Петровне русская гравюра перешла на новый уровень, форму и приобрела цветную печать.
Ленинград был всегда ее главным героем графических пейзажей. И в самые трудные его дни - блокаду - художница даже и не думала уехать из родного и горячо любимого города, желая пережить с ним все испытания. Она была уверена, что всему этому ужасу настанет конец и хотела быть здесь, чтобы убедиться в этом.

Во время блокады женщина продолжила работать. Для этого она обустроила мастерскую в ванной комнате, так как там было самое тихое и безопасное место в доме. Анна Петровна создала множество гравюр, на которых был изображен блокадный Ленинград, почтовые открытки с пейзажами. Помимо всего прочего, женщина делала записи в личный дневник, который издали по окончанию войны под названием «Автобиографические записки».

Художница осознанно отказалась изображать ужасные разрушения, обрушившиеся на ее родной красивый город, ведь для большинства русских людей Ленинград ассоциировался именно с множественными его образами в её живописи и гравюрах. Остроумова-Лебедева всегда подчеркивала всю мощь, величественность, красоту, культуру и силу Ленинграда — колыбели нашей страны. Читайте далее более подробно о русской художнице, открывшей соотечественникам красоту Санкт-Петербурга.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:










2983
9.05.2022 11:51
В закладки
Версия для печати





Смотрите также