
Константина Маковского считали самым модным и дорогим художником 19 века. У него в жизни имелось все, поэтому заставлять себя работать было сложно. По объемам продаж картины Константина Егоровича сравнимы разве что с самым плодовитым русским мастером Айвазовским. Оценить уровень популярности Маковского даже за пределами России легко по одному факту: именно его приглашали писать первый портрет президента Рузвельта. Сохранили знаменитые работы художника и главные истории его любви.
Идеальная семья

Маковскому позировали первые красавицы. / Фото: www.artchive.ru
Маковский рассказывал, что ему позировали первые красавицы страны. Удавалось легко зарабатывать огромные деньги и жить по-царски. Художник сетовал, что несмотря на огромное число написанных картин, в полной мере реализовать Богом данный талант ему не удалось. И причина тому – красивая жизнь. Константин Егорович слыл любвеобильным мужчиной. На момент знакомства с первой будущей супругой имел внебрачную дочь - плод скоротечного студенческого увлечения.
В 1867-и преуспевающий художник женился на юной актрисе Александрийского театра. Елена Буркова приходилась внебрачной дочерью министру Николая I графу Адлербергу. Лена наполнила богемную жизнь Маковского романтикой, любовью и порывистыми поступками. Хрупкая и в прямом смысле слова болезненная девушка умела держаться в обществе и проявляла допустимую слабость. Брак с Еленой выдался на зависть счастливым. Супруги имели общие интересы, ориентировались на схожие духовные ценности и смотрелись идеально. Но долгого счастья не получилось. После рождения в 1871-м умер первенец, а Елене диагностировали туберкулез. Врачи посоветовали сменить климат, и Маковский тут же отвез любимую супругу в Египет. Но то ли уже было поздно, то ли медики ошиблись. Весной 1873-го художник овдовел.
15-летняя избранница

Юлия Павловна в исполнении мужа. / Фото: www.ru.pinterest.com
Похоронив первую жену, Константин Егорович познакомился на балу с 15-летней Юленькой Летковой. Правда, смотрелась она старше своего возраста и уже умела достойно держаться в обществе, умело используя свою ослепительную внешность. Маэстро Илья Репин говорил о ней, как об «ангеле неизреченной красоты». На момент знакомства с Маковским Юлия планировала учебу в консерватории, мечтая стать певицей. Но после того, как покорила с первого взгляда Маковского, передумала. Разумеется, с подачи кавалера. Художник пригласил избранницу в гости и в тот же день объявил остальным гостям, что назначает ее хозяйкой дома.
Это и стало своеобразной помолвкой. Нет свидетельств того, как относилась к Маковскому сама Юлия, но отказать не решилась. Жених был старше на 20 лет, но юную невесту это не смутило. До венчания, позволенного с 16 лет, пришлось ждать почти год. За это время девушка окончательно отошла от занятий вокалом и освоилась в роли хозяйки богатого дома. Константин Егорович баловал очередную супругу, чем только мог, и чуть ли не ежедневно писал ее портреты. Не было, пожалуй, ни одного полотна Маковского того периода, на котором бы не было его жены-музы.

Юлия часто позировала мужу. / Фото: www.youla.ru
Один из самых известных шедевров "Боярский свадебный пир в XVII веке" пользовался головокружительным успехом и в 1883-м удостоился высочайшей награды на Всемирной выставке в Антверпене. В процессе Маковскому позировали Юлия Павловна, ее сестра Екатерина и сын Сергей.
Семейная идиллия стала нарушаться, когда Юлия Павловна заболела плевритом. Совсем за короткое время она настолько ослабла, что могла перемещаться только в коляске. По рекомендациям докторов пришлось покинуть Россию и поселиться в Ницце. Но и средиземноморский воздух не приносил видимого облегчения. Только операция позволила пойти на поправку. Все это время Маковский виделся с семьей наездами. Его основное время занимали выставки, новые картины, салоны. Правда, через время выяснилось, что новая пассия уже родила художнику сына.
Третий счастливый союз

Мария Матавтина. / Фото: www.ru.wikipedia.org
В 1889-м Константин экспонировал на Всемирной выставке в Париже свои картины. Там он и встретил 20-летнюю Марию Матавтину. Через два года она родила от художника сына, и настал черед во всем признаться Юлии Павловне. Оскорбленная жена прощать измену оказалась не готова. 18 ноября 1892-го она потребовала официального права проживать с детьми при условии устранения их отца от всякого вмешательства в воспитание и образование. Развод был оформлен только в 1898-м, а до того длились сложные и накладные судебные тяжбы.
Помимо юридических моментов, экс-супруга потребовала огромных отступных. Такая сумма оказалась неподъемной и несправедливой даже для богача Маковского. Оставшиеся годы Юлия Павловна жила с семьей сына Сергея во французской эмиграции. А Маковский, получив развод, тут же женился на Матавтиной и узаконил рожденных вне брака детей. Всего их было у пары трое.

Третья жена была самой любимой. / Фото: www.ru.wikipedia.org
Мария Алексеевна боготворила мужа, ловя каждое его слово и совершенно искренне распевая в его адрес дифирамбы. Внешне, как замечали современники, она напоминала первую покойную жену художника. Этим многие и оправдывали поступок Маковского, оставившего вторую жену. Уставший от болезненного и нервного состояния Юлии Павловны, он встретил ту, которая напомнила ему о первой и большой любви. Неудивительно, что стареющий ценитель женской красоты решил вспомнить молодость и попробовать ее нагнать. В процессе семейных разборок Маковский встретил в Париже известного издателя Алексея Суворина. Последний позже напишет, что Константин выглядел подавленным и не мог спокойно говорить о бывшей спутнице жизни. В состоянии крайнего негодования он выпалил приятелю: "Если б у меня не было с ней сына, я бы дал себя знать".
Новая избранница была почти на 30 лет моложе Маковского, сияла свежестью, здоровьем и отличалась пикантной самоуверенностью. Счастливый союз продлился 17 лет. В 1915-м Константин Маковский попал в досадное ДТП. Извозчик, управлявший каретой художника, не справился с лошадью. Животное, не привыкшее к только появившимся на улицах трамваям, испугалось и понеслось на большой скорости. Коляска перевернулась, Маковский получил сильнейшую травму и скончался, не приходя в сознание. Третья любимая супруга прожила без него всего 4 года.
А вот другой знаменитый художник посвящал полотна земным грехам.
В чем секрет тревоги на картинах Босха: Как художник убеждает людей, что худшее неизбежно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: