История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Необычная фамилия Коккинаки досталась легенде советской авиации Владимиру Константиновичу от обрусевших греков, чьим прямым потомком он и являлся. Родившемуся в портовом городке мальчишке из многодетной семьи была уготована судьба героя. Он установил больше двадцати мировых рекордов, дважды становился Героем Советского Союза, лауреатом Ленинской премии, испытал десятки новых самолетов, а его орденов и медалей попросту не счесть. Как Владимиру удалось взлететь в небо, если жизнь готовила для него скорее море?


Владимир родился 25 июня 1904 года в Новороссийске и уже к 20-ым годам слава о братьях Коккинаки – Георгии, Владимире и Павле гремела на весь город. В семье он был третьим ребенком, а у его родителей всего было шестеро сыновей и одна дочь. Пятеро старших детей играли в футбольной команде порта и часто брали призовые места в первенстве города.

Видная внешность, запоминающаяся фамилия и спортивные успехи делали братьев яркими персонами в городе. Но семья была большая, одного заработка главы семейства было недостаточно. Братья брались за любую работу. Став знаменитым летчиком, он вспоминал, что свой трудовой путь начинал на виноградниках «Абрау-Дюрсо» и до конца жизни считал, что настоящий вкус винограда – это привкус пота и слез, которыми он дается.

В школу Владимир пошел лишь в 15 лет, отучиться он смог всего три года – нужно было помогать содержать семью. К тому же к этому времени он подрос для более серьезной работы и примкнул к рыболовецкой артели. Молодецкой силы и удали в нем было с лихвой, несмотря на то, что в море они выходили на исхудалых суденышках, дома всегда был улов.

Мечта о небе



Большая семья Коккинаки / ФОТО: www.topwar.ru

Большая семья Коккинаки / ФОТО: www.topwar.ru


Казалось бы, для Володи, как и для всех его братьев, была уготована одна судьба так или иначе связанная с морем, у берегов которого они родились. Но мечтал он о другом. Его взросление совпало со становлением советской авиации. И как-то увидев аэроплан, он воодушевился настолько, что стал мечтать о небе. Возможно, именно эта мечта помогла ему экстерном окончить девять классов, параллельно работать и не бросать спорт. Именно как спортсмен он и сумел прославиться в родном городе еще в молодости.

В 1925 году его призывают в ряды красноармейцев. Несмотря на то, что он мечтал, что именно в армии сможет осуществить свою мечту, по распределению он попал в пехоту. Физически развитого, высокого Коккинаки, да к тому же именитого спортсмена, назначают инструктором по физкультуре. Солдатом он был на хорошем счету, возможно именно поэтому было решено удовлетворить его настойчивые просьбы о летной школе.

Впервые летчик-испытатель поднялся в небо на самолете, созданном по образцу британского Avro-504K \ ФОТО: www.dzen.ru

Впервые летчик-испытатель поднялся в небо на самолете, созданном по образцу британского Avro-504K \ ФОТО: www.dzen.ru


Направление в военно-теоретическую летную школу ему дали в 1927 году. Впервые в небо Коккинаки поднялся на биплане «Avro-504K», чей британский образец для копирования с фронта добыл механик Сергей Ильюшин – будущий авиаконструктор. В ближайшем будущем им еще только предстояло работать ради общего дела. Поначалу целеустремленному молодому человеку приходилось нелегко. Особенно сложно давались задания, которые требовали чисто механического исполнения. Но он повторял их раз за разом с завидным упорством, если не сказать упрямством. А вот овладеть фигурами высшего пилотажа у него получалось гораздо быстрее и проще.

Была еще одна отличительная черта, которая выделяла его среди остальных летчиков. Многие особенно не вникали в устройство летательных аппаратов, будучи уверенными, что для этого есть техники. Чего не скажешь о Коккинаки. Он часто бывал в мастерских, где наблюдал за работой техников, уточнял, помогал им.

Читайте так же: Почему в СССР не хотели называть предателем летчика, угнавшего истребитель в США и как он закончил свои дни

Комсомольцы – на самолет!



К 30-ым годам советская авиация испытывает острый дефицит летчиков-испытателей, поскольку было произведено немало летательных аппаратов, которые необходимо было испытывать. Уже гремели имена Валерия Чкалова и Михаила Громова, но нужны были новые молодые летчики, которые при этом хорошо бы разбирались в технике. В это время оканчивает училище и Коккинаки, уже через год он возвращается сюда же, но уже в роли инструктора.

Кстати его братья все как один тоже связали свою судьбу с небом. Старший Павел стал бортинженером, Александр летал на бомбардировщике и героически погиб на фронте, Константин тоже стал летчиком-испытателем и получил Героя Советского Союза, Валентин же погиб во время испытания реактивного бомбардировщика.

Искренняя любовь к своей профессии привела его к успеху / ФОТО: www.rostec.ru

Искренняя любовь к своей профессии привела его к успеху / ФОТО: www.rostec.ru


Коккинаки сначала работал в научно исследовательском институте военно-воздушных сил, затем на авиазаводе. Работу свою он любил всем сердцем, из любой ситуации умел выходить с честью. За все годы работы он ни разу не воспользовался парашютом, не бросил в небе летательный аппарат. Его старшим товарищем был Валерий Чкалов, с которым они работали на одном аэродроме. Мужчины встречались почти каждый день, трагическая гибель Чкалова произошла на глазах у Коккинаки. Он тяжело перенес смерть коллеги, но для него это не стало поводом бросить опасную работу. Он понимал степень ответственности, которая возложена на его плечи. Ведь он сумел достичь высшего профессионализма – стать летчиком-испытателем.

Позже он назначается шеф-пилотом завода, а конструкторским бюро начинает заведовать Ильюшин. Он проектирует самолеты, а Владимир первым поднимает их в воздух. В те времена не было сложных приборов учета, каких-то датчиков и самописцев. Огромную роль играла оценка пилота-испытателя. Было важно, чтобы было понимание между летчиком и конструктором. И Коккинаки с Ильюшином не просто работали совместно, а буквально чувствовали друг друга и самолеты. Можно сказать, что все разработки Ильюшина были испытаны Коккинаки. К тому же он присутствовал на сборке и мог внести коррективы по ходу работы. К его мнению прислушивались.

Читайте так же: Яркая жизнь и загадочная гибель летчицы-рекорсменки 1930-х, или за что попала в Книгу рекордов Гиннеса Эми Джонсон

Рекордная высота



К своим рекордам он шел целенаправленно и планомерно / ФОТО: www.rostec.ru

К своим рекордам он шел целенаправленно и планомерно / ФОТО: www.rostec.ru


Однако в летном деле он не ограничивался испытательными полетами. Недаром за ним числится добрых два десятка рекордов. На них у него было особенное чутье. К тому же, полученный рекорд приносил славу стране, самолету, заводу, а еще позволял узнать предельные мощности аппарата и использовать эти данные для дальнейших конструкторских разработок.

Очередным рекордом для него стала максимальная высота. На тот момент рекорд был установлен итальянским пилотом Ренато Донати, который поднялся на высоту почти 14,5 метра. Это было крайне опасно. Множество пилотов погибло, а техники было уничтожено в стремлении взять новую высоту. Риск был огромен. Коккинаки, поставив перед собой цель, шел к ней планомерно, набирая высоту постепенно, день за днем. В ноябре 1935 года он поднялся на 14575 метров на истребителе И-15.

С самолета в буквальном смысле сняли все кроме мотора, для того чтобы он смог подняться на такую высоту. За бортом было минус 60. Увы, но официально рекорд засчитан не был, потому что страна не входила в состав международной авиационной федерации. Но весь мир заговорил о советском летчике.

Его имя по праву считается легендарным в отечественной авиации / ФОТО: www.dzen.ru

Его имя по праву считается легендарным в отечественной авиации / ФОТО: www.dzen.ru


После того как была взята высота, Коккинаки заинтересовался дальностью перелетов. В 1938 году он составляет обращение в правительство, с просьбой одобрить полет до Америки. Но сначала ему предлагают совершить перелет до Дальнего Востока. К тому же в этот период обстановка в этом регионе была крайне напряженная. Возможность серийных бомбардировщиков летать на дальние расстояния весьма усилила бы военную мощь страны. Коккинаки и его штурман Александр Брядинский на ЦКБ-30 уложились в 25 часов, перелетев через Спасск-Дальний под Владивостоком. За это оба они получили звание Героев Советского Союза.

Впереди был трансатлантический перелет. Машина вылетела из подмосковного аэропорта 28 апреля. Курс был на Нью-Йорк. Он был выстроен по кратчайшему маршруту. Однако вскоре отказал автопилот. Остальное время летели вручную, кабина промерзла насквозь, уровень кислорода падал. Из-за погодных условий их не принимали в аэропортах. Самолет совершил вынужденную посадку на острове залива Святого Лаврентия. О поступке советского летчика писали в американских газетах. Маршрут же, проложенный Коккинаки использовался для перелетов впоследствии. Именно за этот перелет летчик удостоен почетной награды – бриллиантового ожерелья «Цепь пионера розы ветров».

Нужен в тылу



Памятник летчику в родном Новороссийске / ФОТО: www.rus.team

Памятник летчику в родном Новороссийске / ФОТО: www.rus.team


К началу Второй мировой войны Коккинаки был уже в звании генерал-майора авиации. Несмотря на настойчивые просьбы отправить его на фронт он всегда получал отказ – он нужен был в качестве испытателя. Ильюшин работал над самолетом-штурмовиком, которого не было ни у одной армии мира. Коккинаки уже успел облетать Ил-2 и высоко оценил его качества. Но запускать его в массовое производство не спешили. Только после личного обращения к Ворошилову, в начале 1941 года его стали выпускать.

Карьера летчика-испытателя была завершена в 1964 году. Однако из авиации он не ушел, продолжал работать в конструкторском бюро. Не стало летчика в январе 1985 года.

А вот морем грезил Владимир Костенко - человек, заложивший основы советского судостроения, который предугадал крушение Титаника

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2584
10.12.2023 18:27
В закладки
Версия для печати