История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Появление на улицах городов и на проселочных дорогах безлошадных экипажей заставило общество когда-то пройти несколько стадий принятия неизбежного. Сначала – восхищение небывалым чудом техники, почти одновременно – страх перед тяжелыми машинами, раздражение от их шума и запаха и наконец – ужас от новостей о первых авариях. Стало очевидно, что эту волну прогресса придется взять под контроль, а автомобилистов как минимум подвергнуть строгому учету. Иногда получалось забавно – Генри Форд получил свои права только в пятьдесят шесть, а в Великобритании раньше всех сдал экзамен по вождению мистер Бин.


История аварий длиннее истории водительских прав


До начала XX столетия главным транспортным средством были конные экипажи, а автомобили представляли собой скорее редкость, чем явление обыденное. Но время шло, и уже к исходу первого десятилетия прошлого века транспорт на лошадиной тяге оказался в меньшинстве. Число водителей в Европе и в Америке стремительно росло, появлялись целые клубы автомобилистов, совершенствовались технические характеристики самодвижущихся экипажей, но привычных сейчас светофоров, дорожных знаков, правил движения не существовало. Зато постоянно увеличивалось число аварий на городских улицах и не только там.

Всего за пару десятков лет улицы европейских и американских городов изменились до неузнаваемости

Всего за пару десятков лет улицы европейских и американских городов изменились до неузнаваемости


Первое дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом было зарегистрировано в 1896 году в Лондоне, где автомобиль совершил наезд на женщину. Суд, кстати, оправдал тогда водителя. Одной из причин аварий было то, что пешеходы, непривычные к новому виду транспорта, без лошадей и движущемуся на «огромной» скорости, не всегда реагировали правильно или хотя бы сдержанно. Да и сами водители в стремлении разогнаться посильнее, удивить сидящую рядом даму сердца и другими способами разнообразить и без того яркий опыт вождения, натворили на заре автомобилизма немало бед.

Появились автомобили - стали случаться и автомобильные аварии

Появились автомобили - стали случаться и автомобильные аварии


Водители разгонялись на прямых, совершали резкие маневры, врезались в деревья и различные ограждения и в отсутствие правил парковки оставляли машины где попало. Было ясно, что требуется, во-первых, допускать к вождению не кого попало, а людей обученных и учтенных. А во-вторых, стало необходимостью выработать правила дорожного движения, которые снизили бы число аварий или – как тогда еще надеялись – полностью исключили бы их повторение.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как домохозяйка и мать 2 детей совершила самое первое путешествие на первом автомобиле: Берта Бенц.

Водительские права: начало


Прообраз водительских прав – или, точнее, разрешение на управление транспортным средством – появился в 1888 году благодаря изобретению Карла Бенца – Motorwagen, первого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Реагируя на жалобы горожан, недовольных шумной машиной, великий герцог Бадена выписал особое постановление. Бенцу предписывалось при управлении транспортным средством не превышать скорость в 6 километров в час в городе и 12 – за его пределами, а также сбавлять ее при сближении с другими участниками дорожного движения.

В Германии, Великобритании, Франции, в России к 1905 году уже существовала практика выдачи водительских удостоверений

В Германии, Великобритании, Франции, в России к 1905 году уже существовала практика выдачи водительских удостоверений


А в 1893 году префектом парижской полиции Луи Лепином некоему гражданину была выдана справка, разрешающая управлять транспортным средством с мотором, это была первая справка из множества последовавших за ней. Следует отметить, что речь пока не шла о каких-то испытаниях для водителей: первые подобные удостоверения лишь регистрировали автомобилистов и их транспортные средства, а также устанавливали первые правила для организации дорожного движения. В Великобритании закон 1903 года ограничивал максимальную скорость движения автомобилей уже до 32 километров в час.

Чикаго. Фото начала XX века. Источник: pinterest.com

Чикаго. Фото начала XX века. Источник: pinterest.com


Не отставала и Российская империя. В мае 1895 года первые жители Петербурга получили от градоначальника письменное разрешение управлять моторными транспортными средствами в столице, а несколькими годами позже уже появилось постановление о порядке дорожного движения, которое предписывало не только соблюдать ограничения по возрасту водителя и максимальной скорости (от 17 лет и 13 километров в час соответственно), но еще и заставляло автомобилистов сдать экзамен по вождению, а также проверять свое здоровье, техническое состояние машины, получать номера и личные карточки с фотографией.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему в Советском Союзе колхозники не имели паспортов, и кто отбирал их у сотрудников Госбанка.

Экзамены, правила, штрафы за нарушения


В 1909 году была принята Международная конвенция относительно движения автомобилей, и Россия к ней присоединилась. Появились первые дорожные знаки, права стали выдавать с 18 лет, за первое нарушение «Правил езды по дорогам на автомобиле» предусматривался штраф в 100 рублей, за второе виновному назначался арест на 14 суток, после третьего эпизода нарушителя лишали права садиться за руль снова. К тому времени существовали уже и первые отечественные курсы для обучения вождению, там же преподавали азы ремонта транспортного средства. Старый, дореволюционный формат водительских прав оставался действующим и с наступлением советского периода отечественной истории.

Главной причиной аварий в начале XX века было превышение скорости движения.

Главной причиной аварий в начале XX века было превышение скорости движения.


В разных странах все было по-разному – где-то водителю требовалось пройти серьезное испытание, чтобы доказать свою способность безопасно управлять автомобилем, а где-то достаточно было попросить о выдаче удостоверения. Правила различались даже внутри одного государства, например, в американском штате Иллинойс обязательный экзамен по вождению существовал уже в 1899 году, а в штате Нью-Йорк он был введен только в 1910 году и то – распространялся лишь на профессиональных водителей. Кстати, в США к 1909 году насчитывалось уже 200 тысяч моторизованных автомобилей, а спустя еще несколько лет их количество увеличилось более чем в десять раз.

Водительские права Генри Форда и Чарли Чаплина

Водительские права Генри Форда и Чарли Чаплина


Великобритания, еще в начале прошлого века принявшая закон об автомобилях и их регистрации, только в 1934 году ввела обязательный экзамен для получения водительского удостоверения. Первым человеком, успешно прошедшим испытание, стал некто мистер Джей Бин – произошло это в 1935 году. А современный вид водительские права, ставшие теперь документом, признанным международным сообществом, приобрели с 1999 года. А вот как появились мотороллеры столетней давности – автопеды, на которых разъезжали еще в начале XX века.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2901
11.02.2023 18:52
В закладки
Версия для печати




Смотрите также