Скульптура   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    

Анна Лэдд: портретистка, подарившая новые лица и новую жизнь ветеранам Первой Мировой войны.

Анна Лэдд: портретистка, подарившая новые лица и новую жизнь ветеранам Первой Мировой войны.

Иногда шутят, что анапластологию — науку о том, как протезом вернуть лицу или телу приемлемый вид — назвали в честь неё, Анны Лэдд. Нет, конечно же. Но у истоков анапластологии она всё же стоит. Лэдд — легендарная, как говорили в начале двадцатого века, «скульптриса», которая вернула возможность полноценной человеческой жизни и общения десяткам изуродованных Первой Мировой войной солдат.


Первая Мировая война воспринималась как война беспредельной жестокости, которую не с чем сравнить в прошлом. Да, в сражениях прошлого часто убивали тысячи воинов и после них — бестрепетно уничтожали пленных, но до Первой Мировой не было газа, который заставлял тебя выплёвывать несколько минут собственные лёгкие, пока ты не умрёшь. И после войн прошлого на улицах и в больницах оказывалось гораздо меньше калек: пушечным ядром отрывало голову насмерть, а пуля прошивала ткани напрямую. Осколки же от новых бомб могли снести половину лица, оставив человека в живых.

В верхнем ряду: слепки лиц солдат с ужасными ранениями. В нижнем: макеты их новых лиц.

В верхнем ряду: слепки лиц солдат с ужасными ранениями. В нижнем: макеты их новых лиц.


Выглядит как осколки карнавальных масок, но это полноценные протезы лиц.

Выглядит как осколки карнавальных масок, но это полноценные протезы лиц.

Пластическая хирургия, да и хирургия вообще, даже близко в начале двадцатого века не обладала тех возможностей, которыми обладала уже в конце его. Доктора выходили на новый уровень, добиваясь для пациента возможности дышать, говорить, есть, пить — в общем, как-то шевелить остатками лица. Но выкроить новое лицо, с которым можно будет ходить на службу или просто показываться в людных местах без чувства неловкости и бурной реакции окружающих, они были не в силах.

И тогда за дело взялись два скульптора-экспериментатора, Фрэнсис Вуд в Лондоне и Анна Лэдд в Париже. Собственно говоря, Вуд был автором идеи, а Лэдд — его последовательницей, но в конечном итоге именно к ней съезжались ветераны чуть не со всей Европы, в то время, как Вуд помогал только британцам. Кроме того, Лэдд действовала не в одиночестве — её напарником был хирург Гарольд Гиллис, который, собственно, сначала спасал лицо и способность им владеть насколько возможно было при его уровне даровитости и доступных материалах и инструментах. Только после ряда операций, сделанных Гиллисом, за дело бралась Лэдд.

Пациент после операции доктора Гиллиса. Фотографии до операций выдержит не всякая психика.

Пациент после операции доктора Гиллиса. Фотографии до операций выдержит не всякая психика.


Тот же пациент. Справа он в протезе.

Тот же пациент. Справа он в протезе.

Протез лица изготавливался из тонкой и лёгкой гальванизированной меди, которую затем раскрашивали под цвет кожи. Его надо было сделать настолько похожим на прежнее лицо, насколько это вообще возможно, и рассчитать форму так, чтобы носить протез было комфортно, чтобы он прилегал в нужных местах и оставлял свободу в других. На многих протезах был чуть приоткрыт рот — так, чтобы можно было засунуть папироску или попить через соломинку, а главное — чтобы не было дополнительных препятствий для речи (у большинства пациентов она, понятное дело, становилась очень невнятной после ранения). Крепились протезы при помощи дужек, часто — при помощи припаянной оправы очков. Чтобы добиться сходства, Лэдд просила приносить старые фотографии; если кто-то из близких мог подсказать, насколько похожим получается искусственное лицо, тоже было хорошо.

Во время «восстановления лица» трижды делалась фотографическая съёмка: до работы хирурга, после работы хирурга, после изготовления протеза. Для изготовления протезов Лэдд также снимала гипсовые слепки лиц, которые сохранялись отдельно. Пациенты одной из двух первых лицевых протезисток в мире писали ей потом благодарности — мысль о том, что они будут приводить своим видом в ужас даже близких людей, многих приводила до работы Лэдд к отчаянию и мыслям о самоубийства. Так что Лэдд спасала буквально жизни.

Пациент до операции: может дышать только через трубочку в носу. После операции: может дышать сам, но его внешность всё ещё заставляет его страдать от неловкости под взглядами.

Пациент до операции: может дышать только через трубочку в носу. После операции: может дышать сам, но его внешность всё ещё заставляет его страдать от неловкости под взглядами.


Лэдд за работой.

Лэдд за работой.


Один из пациентов Гиллиса и Лэдд.

Один из пациентов Гиллиса и Лэдд.


Анна в процессе работы над его протезом.

Анна в процессе работы над его протезом.


Иногда раненому требовался совсем маленький протез.

Иногда раненому требовался совсем маленький протез.


Иногда - буквально новое лицо.

Иногда - буквально новое лицо.


Лэдд и Гиллису были благодарны множество искалеченных войной солдат.

Лэдд и Гиллису были благодарны множество искалеченных войной солдат.

Урождённая Уоттс, Анна родилась в США, в штате Филадельфия. В Париж она приехала обучаться искусствам. Училась она также и в Риме. В 1905 году Анна переехала в Бостон и вышла замуж за врача Мэйнарда Лэдда, получив его фамилию. В Бостоне она продолжила обучение. Анна была не только «скульптрисой», но и писательницей. Её перу принадлежат две книги: исторический роман «Иеронимус Райдс» и реалистическая повесть «Искренний авантюрист». Кроме книг, она сочинила две пьесы, одну из них — автобиографическую.

Хотя известны жанровые скульптурные работы Анны Лэдд, она очень быстро стала склоняться к скульптурным портретам. Ей принадлежит один из трёх прижизненных портретов итальянской актрисы Элеаноры Дузе. В 1917 году Лэдды переехали во Францию: Мэйнард был назначен руководителем Детского Бюро Красного Креста. Связи в Красном Кресте помогли Анне добиться открытия фонда, который собирал деньги специально на протезирование лица ветеранам войны, что и позволило ей развернуть настолько масштабную помощь. За свой самоотверженный труд она получила орден Почётного Легиона — национальную французскую награду.

В 1936 году Лэдды вернулись в США, где Анна умерла через три года. Дочь Анны Габриэлла вышла замуж за писателя Генри Седжвика. Это был поздний брак, и детей у них не осталось. Род Анны Лэдд прервался.

Увы, но у многих знаменитых людей в двадцатом веке дети были или очень несчастны, или умерли, не оставив потомства — как сложились судьбы детей шести поэтов Серебряного Века, например.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








11494
11.10.2018 13:25
В закладки
Версия для печати




Смотрите также