Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Некоторым сюжетам тесно на обычной картине, какой бы большой она ни была. Некоторым художникам требуется размах для написания батальной сцены. Чтобы масштаб произведения соответствовал масштабу действа, подходит панорама, она погружает и самого художника, и зрителя в атмосферу того события, которому довелось стать темой для картины. Вот какие панорамы существуют в России.


1. Панорама «Бородинская битва», Москва



Здание, где размещается панорама в наши дни

Здание, где размещается панорама в наши дни


Знаменитая московская панорама появилась к вековому юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. Инициатива принадлежала художнику Францу Алексеевичу Рубо, который к тому времени уже имел опыт создания таких произведений – за плечами у него была работа над батальными панорамными картинами «Штурм аула Ахульго» и «Оборона Севастополя». Император Николай II дал добро на проект.
Рубо собрал команду, в которую входили, в частности, художник Иван Мясоедов и консультант генерал Колюбакин. К 1912 году картина была готова, ее размеры составили 15 на 115 метров. Важную роль играл предметный план – размещенные между смотровой площадкой и полотном отдельные экспонаты, дополнявшие картину и размывающие границу между реальными предметами и иллюзорными, нарисованными. Для демонстрации произведения решили возвести отдельное здание – деревянный павильон, который был установлен на Чистопрудном бульваре.

Ф. Рубо - работа над панорамой "Бородино"

Ф. Рубо - работа над панорамой "Бородино"


Торжественная церемония открытия «Бородинской панорамы» состоялась 29 августа 1912 года, присутствовали император и его семья. Был открыт доступ и простым посетителям – правда, через некоторое время крыша павильона начала протекать и само здание, не рассчитанное на долгий срок службы, стало приходить в негодность. Но начавшаяся мировая война, а за ней революция отодвинули решение судьбы произведения до 1918 года, когда панорама была снята, свернута и начала кочевать по складам и подвалам Москвы.

Фрагмент Бородинской панорамы в современном виде

Фрагмент Бородинской панорамы в современном виде


Из-за неправильных условий хранения была утрачена большая часть произведения, но после Великой Отечественной войны группа реставраторов взялась за восстановление панорамы. В первоначальный сюжет внесли некоторые изменения – например, добавили фигуру раненого Багратиона. Однако новый холст не сразу был выставлен на всеобщее обозрение, а лишь в 1962 году, когда по случаю полуторавековой годовщины войны с Наполеоном был выстроен и открыт новый музей на Кутузовском проспекте – на том месте, где раньше находилась знаменитая деревня Фили.

Павильон на Чистых прудах, где первоначально размещалась панорама

Павильон на Чистых прудах, где первоначально размещалась панорама


2. Панорама «Сталинградская битва», Волгоград



Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»

Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»


Идея создать панораму, которая увековечила бы подвиг защитников Сталинграда, впервые прозвучала уже в 1943 году. В 1944 году был создан первый вариант, разборно-передвижная панорама, изображавшая события сентября 1942 года и битву на Мамаевом кургане. Этот проект в итоге был отвергнут, и после войны студия военных художников имени М.Б. Грекова взялась за новую картину.
Панорама была завершена в 1950 году и сначала демонстрировалась в Москве, а после была перевезена в Сталинград, где ее выставили для обозрения в кинотеатре «Победа». А позже начались работы по сооружению отдельного здания для картины о Сталинградской битве, само полотно было создано заново и стало самым крупным среди отечественных произведений живописи: в длину его размеры составили 120 метров, в высоту – 16.

Фрагмент панорамы

Фрагмент панорамы


Доступ к экспозиции был открыт в июле 1982 года. Панорама, запечатлевшая заключительный этап Сталинградской битвы, включает изображения зданий, ставших знаменитыми – мельница Гергардта, элеватор, дом Павлова. На картине можно увидеть и героев-защитников Сталинграда, совершивших подвиги в разные дни битвы за город.

3. «Оборона Севастополя», Севастополь



Панорама «Оборона Севастополя», фрагмент

Панорама «Оборона Севастополя», фрагмент


Эта работа стала второй панорамой, созданной Францем Рубо – на семь лет раньше, чем посвященная Бородинской битве под Москвой. В основу картины положена битва на Малаховом кургане в июне 1855 года, после года осады города войсками французов и англичан во время Крымской войны. То была первая оборона Севастополя – в отличие от следующей, случившейся спустя почти сто лет во время Великой Отечественной войны.

Панорама, как и другие, состоит из живописной части и предметного плана

Панорама, как и другие, состоит из живописной части и предметного плана


Франц Рубо работал над картиной на протяжении четырех лет, изучая документы и местность, где велось сражение, встречаясь с очевидцами событий полувековой давности. Для панорамы размером 14 на 115 метров было выстроено отдельное здание – возглавлял работу военный инженер Фридрих-Оскар Энберг. В 1905 году состоялось торжественное открытие.
А во время второй обороны Севастополя помещение, где размещалась панорама, пострадало от бомбежки и начавшегося в результате пожара. Панорама, вернее, ее отдельные части, были спасены благодаря героическим усилиям севастопольцев и вывезены на корабле в Новороссийск. По прибытии оказалось, что произведение пострадало от морской воды, и реставрацию признали невозможной.

Франц Рубо, создатель панорамы

Франц Рубо, создатель панорамы


После окончания войны восстанавливали панораму исходя из сохранившихся фрагментов, и в результате работы большой группы художников новое произведение увидело свет к столетию первой обороны города, в 1954 году.

4. «Волочаевская битва», Хабаровск



Панорама «Волочаевская битва»

Панорама «Волочаевская битва»


Сюжетом для этой панорамы размером 6 на 43 метра стало Волочаевское сражение – битва во время Гражданской войны, в которой войскам Народно-революционной армии удалось разгромить части Белоповстанческой армии, которая объединяла бывшие колчаковские и семеновские силы, и обеспечить стратегическое преимущество в Приморье. У станции Волочаевка, в 55 километрах от Хабаровска, состоялся штурм сопки Июнь-Корань, который и воссоздан на картине.

Фрагмент панорамы

Фрагмент панорамы


Авторами произведения стали художники-баталисты Сергей Агапов и Анатолий Горпенко, посвятившие четыре года работе над панорамой. В создании произведения участвовал военный консультант. Картина заняла место в круглом зале здания Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, а открытие панорамы состоялось 30 апреля 1975 года.

5. Панорама «Транссибирская железная дорога»



Всемирная выставка 1900 года в Париже

Всемирная выставка 1900 года в Париже


Уникальная в своем роде панорама когда-то завоевала Золотую медаль Всемирной выставки в Париже – произошло это в 1900 году. Демонстрировалось произведение необычным образом: посетители занимали места в трех вагонах, стоявших в павильоне. Специальные приспособления создавали иллюзию движения вагонов – их покачивало, как во время настоящей поездки. Но главная иллюзия ждала посетителей за окнами вагонов: там двигались четыре экрана с акварельными изображениями видов вдоль Транссибирской железной дороги.

«Транссибирская железная дорога»

«Транссибирская железная дорога»


Самый быстрый, ближний экран, вращался со скоростью 300 метров в минуту – на ленту были наклеены камни и валуны, на следующем экране, чуть медленнее – кусты. Основная лента с акварелями двигалась перед стоящими вагонами со скоростью 40 метров в минуту. Общая длина панорамы составила 942 метра, картина представляла собой виды Великого Сибирского пути от Самары до Владивостока.
Художник – Павел Пясецкий – работал над панорамой с 1894 года. Он был приглашен запечатлеть строительство Транссибирской железной дороги с художественной стороны, и почти десять лет провел в разъездах по стране, рисуя виды, открывающиеся из окна поезда. Для него были выделены специальные вагоны – один для размещения мастерской, другой – для отдыха.

Акварели Пясецкий рисовал во время движения по вновь построенным участкам железной дороги

Акварели Пясецкий рисовал во время движения по вновь построенным участкам железной дороги


За свою работу Пясецкий получил на выставке в Париже орден Почетного легиона. После возвращения в Россию панорама многие годы провела в запасниках. В 2007 году отреставрированные акварели «Транссибирская железная дорога» вновь увидели свет на выставке, посвященной 170-летию Российских железных дорог, в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга.

К вопросу о героях Бородинского сражения: вот как складывалась семейная жизнь генералов Отечественной войны 1812 года.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








10093
12.05.2021 22:21
В закладки
Версия для печати




Смотрите также