Шаманы могут за себя отомстить и после смерти.
Мистические истории, связанные со смертью шаманов, навевают страх. Если верить преданиям, место упокоения обладает мистической силой, и все живое старается обходить его стороной. В советские годы к паранормальным явлениям относились со скепсисом, но история знает случай, когда дух шамана отомстил даже работникам НКВД.
Похороны шамана – это целый ритуал, который нельзя нарушать во избежание неприятностей. Если дух колдуна не будет почивать с миром, то и живым не будет покоя, в особенности – его родственникам. Согласно традициям, тело шамана после смерти не предают земле. Вначале на деревьях обустраивают специальное сооружение из деревянных досок – арангас. Его устанавливают на предварительно спиленные четыре дерева, которые образуют своеобразные подпорки. В арангасе тело шамана находится сто лет, и семья почившего передает потомкам дату следующего перезахоронения. Для повторного похоронного ритуала сооружали новый арангас, и лишь спустя 300 лет тело предавали земле.
Для шаманов в Якутии всегда использовали воздушные захоронения.
Следует отметить, что в Якутии воздушные захоронения долгое время были нормой. Будучи язычниками, якуты верили, что так у праха человека сохраняется связь с духом леса. Была и более прозаичная причина: вырыть могилу в промерзлой земле практически невозможно. Старинный уклад изменился только с приходом в эти края христианства, тогда установили обязательное погребение, но для шаманов все еще делали исключения. Все окончательно изменилось с установлением в России советской власти.
Арангас в лесу.
Одна из самых необъяснимых историй в Якутии произошла в 1937 году. Тогда заволновался дух шамана Ойуун Монньогон, похороненный по всем канонам в арангасе почти 200 лет назад. Он стал являться потомкам во сне, жалуясь на то, что ему крайне неудобно лежать. Во-первых, во время дождей он слишком сильно намокает, а, во-вторых, у него истлели сухожилия, и один из пальцев закатился под спину, так что лежать шаману было крайне неудобно.
Потомки Монньогона понимали, что местные власти могут уличить их в суеверности и репрессировать, но и оставлять просьбу шамана без внимания не могли, знали, что тот может разгневаться, и тогда всем несдобровать. Председателя колхоза удалось уговорить, чтобы ритуал провели в кратчайшие сроки. После того, как могилу Монньогона открыли, действительно нашли его палец, который закатился под спину. При перезахоронении необходимо принести в жертву вороного жеребца, сухожилие убитого животного использовали для того, чтобы привязать отвалившуюся фалангу. Всем обрядом руководил шаман Омокун, через него Монньогон попросил, чтобы кто-то из парней стал его провожатым.
Арангас - место захоронения шамана.
В тот момент, когда Монньогон озвучил свое пожелание, все присутствующие в ужасе отпрянули от арангаса. Никто не готов был стать провожатым в царство мертвых. И только Омокун стал тут же хрипеть и задыхаться: видимо, из-за отсутствия добровольцев Монньогон решил забрать его. Спас ситуацию доброволец Григорий Федоров. Мужчине было уже 70 лет, и он вызвался сопровождать дух умершего шамана. Монньогон принял его решение, но выкрикнул, что зол на всех, и нашлет на всех неприятности, правда, все закончится благополучно.
В тот же день Григорий Федоров действительно умер. Вскоре в село приехал проверяющий, увидев расходы на перезахоронение, арестовал и председателя колхоза, и шамана, и их помощников. Казалось, что суд неизбежен в этой ситуации. Однако все сложилось иначе: по непонятным причинам прокурор республики лично настоял на закрытии дела из-за того, что якобы не было состава преступления. Работники НКВД были удивлены, но приказ выполнили, а жители села решили, что это дух Монньогона спас обвиняемых, как и обещал.
Воздушное погребение практикуют не только в Якутии, но и на Филиппинах, там гробы с умершими подвешивают на скалах. И у местных жителей для этого есть веская причина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: