Кино   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    

Народная артистка РСФСР Валентина Телегина | Фото: kino-teatr.ru

Народная артистка РСФСР Валентина Телегина | Фото: kino-teatr.ru

Имя Валентины Телегиной вряд ли известно большинству зрителей, а вот ее лицо наверняка знакомо всем. Она не играла главных ролей в кино – в основном, ей доставались образы простых русских женщин: крестьянок, поварих, санитарок, проводниц и т. д., словом, «женщин из народа». Ее вряд ли можно назвать звездой кино, но и представить советские фильмы без ее участия просто невозможно. Для многих зрителей Телегина навсегда осталась «всесоюзной мамой», «лицом всех матерей войны» и «большой актрисой маленьких ролей». А вот на склоне лет она оказалась в одиночестве и забвении…


Валентина Телегина в фильме *Комсомольск*, 1938 | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Телегина в фильме *Комсомольск*, 1938 | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Телегина родилась в 1915 г. в Новочеркасске. Во время учебы в школе она занималась в кружке художественной самодеятельности, и педагог, обратив внимание на ее способности, посоветовал ей попробовать поступить в столичный театральный вуз. Ей не только удалось это с первой же попытки – ее даже зачислили сразу на второй курс Института сценического искусства в Ленинграде. Помимо учебы в институте, Валентина посещала курсы молодого режиссера Сергея Герасимова, который на тот момент только открыл свою актерскую мастерскую. После окончания института Телегина выступала на сцене Ленинградского театра-студии, а затем – театра Балтфлота.

Кадр из фильма *Член правительства*, 1939 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Член правительства*, 1939 | Фото: kino-teatr.ru

Кинокарьера Валентины Телегиной началась еще в студенческие годы с эпизода в фильме Сергея Герасимова «Люблю ли тебя». Сотрудничество со знаменитым режиссером продолжалось и в дальнейшем – в фильмах «Комсомольск» и «Учитель». С первых же ролей за Телегиной закрепилось амплуа женщины из народа, простой, скромной и неприметной, но из той породы, которую называют «соль земли». Она не была красавицей, и на роли романтических героинь претендовать не могла. С молодого возраста ей доставались роли матерей. Сама она о своем амплуа шутила: «Все тетки – мои!»

Валентина Телегина в фильме *Поезд идет на восток*, 1947 | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Телегина в фильме *Поезд идет на восток*, 1947 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Кубанские казаки*, 1949 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Кубанские казаки*, 1949 | Фото: kino-teatr.ru

Когда началась Великая Отечественная война, Телегина вместе с другими артистами не раздумывая отправилась на фронт. Они не только поддерживали моральный дух бойцов, выступая перед ними с концертами, но и помогали санитарам, ухаживали за ранеными, а также возили продукты и варили еду для солдат. О том, насколько значимой в то время была роль артистов на фронте, можно судить по фразе, однажды сказанной Валентине одним солдатом: «Как объяснить Вам, не знаю, но все равно мы все уверены: пока актеры близко – смерть далеко». Когда началась эвакуация с острова Эзель, где они тогда находились, Валентина уехала в числе последних, уступив свое место раненому солдату. Затем она попала в блокадный Ленинград, была эвакуирована в Алма-Ату вместе с другими артистами, а потом снова выступала в концертных бригадах на фронте.

Кадр из фильма *В степи*, 1951 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *В степи*, 1951 | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Телегина в фильме *Море студеное*, 1954 | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Телегина в фильме *Море студеное*, 1954 | Фото: kino-teatr.ru

После окончания войны Телегина переехала в Москву, была принята в труппу Театра-студии киноактера и на киностудию имени Горького. Ей продолжали предлагать в кино однотипные роли – доярок, стрелочниц, проводниц, санитарок, о которых сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль – простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна». Несмотря на то, что на экранах она появлялась всего на несколько минут в ролях второго плана, зрители ее запомнили и полюбили, а критики называли «лицом эпохи», «лицом всех матерей войны».

Кадр из фильма *Дом, в котором я живу*, 1957 | Фото: biographe.ru

Кадр из фильма *Дом, в котором я живу*, 1957 | Фото: biographe.ru

Кадр из фильма *Дом, в котором я живу*, 1957 | Фото: stuki-druki.com

Кадр из фильма *Дом, в котором я живу*, 1957 | Фото: stuki-druki.com

В основном, Валентине Телегиной предлагали роли матерей – как, например, роль Клавдии Давыдовой, матери троих детей, в фильме «Дом, в котором я живу». Отрицательных героинь в ее фильмографии очень мало, но некоторые из таких работ стали для нее знаковыми. Зрители наверняка помнят ее сплетницу-самогонщицу из фильма «Дело было в Пенькове», злую волшебницу Авдотью Петровну из «Сказки о потерянном времени», самогонщицу в «Павле Корчагине», спекулянтку в военной драме «Вызываем огонь на себя» и т. п. Несмотря на то, что подобные героини не были ей близки, она вживалась в образы настолько достоверно, что на встречах со зрителями ей часто задавали вопросы о том, откуда актриса знает жителей их села – как это было после премьеры фильма «Павел Корчагин».

Валентина Телегина в фильме *Дело было в Пенькове*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Телегина в фильме *Дело было в Пенькове*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Прощайте, голуби!*, 1960 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Прощайте, голуби!*, 1960 | Фото: kino-teatr.ru

Народная артистка РСФСР Валентина Телегина | Фото: kino-teatr.ru

Народная артистка РСФСР Валентина Телегина | Фото: kino-teatr.ru

Сыграв около 90 ролей в кино, к концу жизни актриса оказалась невостребованной и незаслуженно забытой. В последние годы она много болела и страдала от того, что вдруг стала ненужной. Киновед Эльга Лындина вспоминала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...».

Кадр из фильма *Сказка о потерянном времени*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Сказка о потерянном времени*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Телегина в фильме *Три тополя на Плющихе*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Валентина Телегина в фильме *Три тополя на Плющихе*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

4 октября 1979 г. Валентины Телегиной не стало. На тот момент ей было всего 64 года. Причиной смерти были бронхиальная астма и диабет.

Кадр из фильма *Капля в море*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Капля в море*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Происшествие*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Происшествие*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Валентину Телегину называли «всесоюзной мамой», а ее коллегу – «бабушкой всего СССР»: Как Татьяна Пельтцер перестала быть жертвой нацизма.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








11623
13.03.2019 09:05
В закладки
Версия для печати




Смотрите также