Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



В XIX веке поддержка изобразительного искусства меценатами и коллекционерами стало широко распространенным явлением во всем мире. Прослыть меценатом считалось престижным и среди российских купцов, фабрикантов, владельцев крупных промышленных предприятий. Среди покровителей искусства встречались весьма эксцентричные и даже странные личности, у которых складывались непростые отношения с художниками, но все они внесли весомый вклад в развитие мировой культуры, открывали музеи и театры, помогали развиваться новым художественным направлениям.

Павел Третьяков: русский купец и основатель Третьяковской галереи


Павел Третьяков / Фото: idemvmuzei.ru

Павел Третьяков / Фото: idemvmuzei.ru

История братьев Третьяковых, происходивших из богатой купеческой семьи и ставших основателями знаменитой картинной галереи, началась в 1850-х годах, когда Павел на Сухаревском рынке приобрел две первые картины русских художников, положивших начало их знаменитой коллекции. И если его брат Сергей, тоже увлекавшийся коллекционированием, покупал преимущественно полотна западных художников, то Павел больше увлекался творчеством русских живописцев.

Однако Павел Третьяков не был знатоком высокого искусства, он ориентировался на свой собственный вкус, к тому же не мог отличить подлинник от подделки, поэтому позднее стал просто заказывать картины известным художникам. Это решение оказало большое влияние на развитие русской живописи, но и породило множество конфликтов мецената с художниками.

Будучи человеком суровым и прямолинейным, Третьяков нередко пытался навязать свое видение, отличное от авторского, а если картина не соответствовала его вкусу, мог и отказаться от ее приобретения. Он предпочитал жанровые картины, отражающие жизнь России XIX века, а к портретной живописи относился прохладно. Известно, например, что изначально он отказался от приобретения картины «Неизвестная» Ивана Крамского.

Не очень хорошие отношения у Павла Третьякова сложились с живописцем Ильей Репиным, которого он заставил на картине «Не ждали» переписать лицо народовольца, вернувшегося из ссылки. По его мнению, оно «не гармонировало с лицами семьи», а позднее даже запретил художнику приближаться к его картинной галерее, опасаясь, что тот может внести другие правки в свои картины.

Савва Мамонтов: театральный визионер и «отец» русских талантов


Савва Мамонтов / Фото: idemvmuzei.ru

Савва Мамонтов / Фото: idemvmuzei.ru

Потомственного купца и строителя железных дорог Савву Мамонтова называли «отцом русских талантов». Он был человеком образованным, наделенным художественным вкусом, увлекался музыкой, живописью, скульптурой, очень любил театр и был его частым посетителем. В своем подмосковном имение Абрамцево он проводил творческие вечера, создал домашний театр, там проходили репетиции, создавались декорации и костюмы, в тонкостях которых Мамонтов хорошо разбирался. К нему приезжали многие известные художники, композиторы, режиссеры, многим талантливым людям он оказывал свое покровительство.

Мамонтов был многогранной личностью, он пробовал себя в разных сферах искусства, причем за любое дело брался с присущей ему энергией и страстью, но при этом был великим выдумщиком и отличался эпатажным, а порой даже странным поведением. Ему ничего не стоило, пригласив гостей, заставить их переодеться в бременских музыкантов, а самому изображать осла, или в разгар веселья переодеться в балетную пачку и начать танцевать кадриль.

Мамонтов был рискованным человеком, в какой-то момент он не рассчитал свои силы, купил несколько заводов, взяв ссуду в банке и не смог вернуть долг. Его арестовали, описали и продали имущество, на свободу он вышел банкротом, что по тем временам расценивалось как позор. Прожив еще 18 лет, он так и не смог начать новый бизнес, занимался художественной керамикой, даже выставлял свои работы на выставке в Париже и умер через год после Октябрьской революции.

Пегги Гуггенхайм: богемная покровительница модернизма


Пегги Гуггенхайм / Фото: forbes.ru

Пегги Гуггенхайм / Фото: forbes.ru

Дочь американского промышленника, утонувшего на «Титанике», Пегги Гуггенхайм была одной из самых известных покровителей искусства и коллекционеров ХХ века. Огромное состояние, которое она унаследовала от отца, на протяжении всей своей жизни она тратила на искусство, собрала лучшую коллекцию картин первой половины XX века, открыла первую галерею современного искусства в Лондоне, а впоследствии - в Нью-Йорке, к тому же спонсировала многих известных художников США и Европы.

Пегги стала известна как одна из самых активных сторонниц абстрактного экспрессионизма, продвигая новое и радикальное искусство, которое многие в то время не понимали. Но она игнорировала мнение других и говорила, что ее задача - «продвигать живое искусство и игнорировать мертвое». Она проводила персональные выставки Жана Кокто, Ива Танги, Василия Кандинского, работы которых считались антиакадемическими и вызывающими.

Когда Европа погрузилась в войну, Пегги взяла на себя миссию по сохранению искусства модернизма. Находясь в Париже во время немецкой оккупации, она каждый день покупала по одной картине, прятала их у себя в саду, а потом смогла перевезти их в Нью-Йорк, спрятав их среди своих личных вещей. Это были работы Пабла Пикассо, Сальвадора Дали, Фернана Леже, которые в ту пору еще не были поняты в США, но именно благодаря ей это вскоре изменилось.

Изабелла Стюарт Гарднер: американская эксцентричная коллекционерка


Изабелла Стюарт Гарднер

Изабелла Стюарт Гарднер

Изабелла Стюарт Гарднер родилась в США, в богатой нью-йоркской семье, унаследовала большое состояние и много путешествовала по миру. Побывав во многих музеях Европы, она пришла к выводу, что ее молодая страна больше всего нуждается в искусстве, которого у них никогда не было. В письме другу она писала, что у американцев было мало возможностей увидеть красивые вещи, поэтому она хочет посвятить свою жизнь искусству.

Изабелла начала собирать произведения искусства, тратя на них огромные деньги, что сделало ее невероятно известной женщиной в конце XIX века. Она также создала много поводов для светских хроник того времени, со своей репутацией стильной женщины с отменным вкусом и экстравагантным поведением. Ее появление на концерте Бостонского симфонического оркестра 1912 года с белой повязкой на голове, украшенной надписью «Oh, you Red Sox», как сообщалось, вызвало настоящий шок в обществе, и до сих пор остается одной из ее самых обсуждаемых эксцентричных выходок.

Изабелла была покровительницей многих художников, писателей и музыкантов. Она стала одним из самых значительных коллекционеров и покровителей искусства той эпохи, когда в Америке только зарождалась своя собственная художественная идентичность, собрала невероятное количество мировых шедевров и создала свой собственный музей изящного европейского искусства в Бостоне, с условием, что после ее смерти ни одна из выставленных работ не будет переставлена, а останется так, как она задумала при жизни.

Яёи Кусама: японская покровительница феминистического искусства


Яёи Кусама

Яёи Кусама

Японская художница Яёи Кусама, творчество которой охватывало не только живопись, но и перформансы, скульптурные инсталляции, презентации размером с комнату, моду, дизайн и скульптуру, стала известна благодаря своему особому точечному стилю. В детстве у нее было видение - огромное поле цветов, похожих на точки, которые тянулись так далеко, насколько хватало взгляда, и она чувствовала, как будто она исчезает среди них. Этот странный опыт повлиял на большую часть ее последующих работ - все свои произведения Яёи Кусама создавала с помощью разноцветных точек. Она говорила, что это путь в бесконечность, который помогает ей творить.

Яёи Кусама стала одной из создательниц и покровительниц феминистического искусства начала ХХ века. Родившись в Японии, она переехала в Нью-Йорк, так как там происходило много всего интересного в искусстве и было больше свободы для творчества в новых захватывающих художественных течениях, таких как поп-арт и минимализм. Она также стала одним из первых художников, экспериментировавших с перформансом и экшн-артом. В 1960-х годах переключившись на скульптуру и инсталляцию, Кусама стала неотъемлемой частью нью-йоркского авангарда, она также стала основательницей серий «Фестивалей тела», на которых обнаженные участники разрисовывались в яркий горошек.

В 1973 году Яёи Кусама вернулась в Японию, но обнаружила, что искусство там по-прежнему более консервативно, чем в Нью-Йорке. Попытавшись организовать бизнес по продаже картин, она попала в больницу из-за психических проблем, где провела всю оставшуюся жизнь, но и там она продолжала создавать свои произведения искусства, а также занялась литературным творчеством, написав несколько романов, сборник стихов и автобиографию.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1354
13.05.2025 16:22
В закладки
Версия для печати