История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Разное    





Все эти прекрасные французские аристократки, чьи образы хранят картины и воспроизводят киноэкраны, иногда просто завораживают своими сложными прическами. Можно было бы подумать, что модницы тех времен задавались одной целью – перещеголять друг друга в эффектности и великолепии своих образов. Но нет, и в XVII веке волосы стригли и укладывали согласно веяниям моды, и каждая из причесок – Анны Австрийской ли, другой ли королевы или фаворитки короля – носила свое название.


Эпоха барокко в прическах XVII века



Семнадцатый век во Франции - время причесок в стиле барокко

Семнадцатый век во Франции - время причесок в стиле барокко


Это была отдельная эпоха в истории парикмахерского искусства – французский XVII век. Стиль барокко из изобразительного искусства перекочевал во все сферы жизни аристократии – в моде были роскошь и пышность, дорогие изысканные материалы, крупные, тяжелые украшения. Сдержанности не было места ни в интерьерах дворцов, ни в одежде, ни в нарядах. Это столетие ознаменовалось чрезмерным вниманием к внешности – как женщин, так и мужчин. Аристократы обоего пола в изобилии пользовались пудрой и духами, носили чулки, банты, кружева и драгоценности, само собой, не забывая и о волосах и прическах.

П.П. Рубенс. Портрет Марии Медичи

П.П. Рубенс. Портрет Марии Медичи


В начале XVII века во Франции еще прослеживалось влияние испанской моды – благодаря высоким воротникам мужчины носили короткие стрижки. Да и женщины укорачивали волосы – мать Людовика XIII Мария Медичи ввела в моду прическу «гарсетт», которая отличалась еще и легкой короткой челкой. Вскоре стали носить отложные воротнички, волосы отпускали ниже плеч, мужчины подвязывали их бантом, а женщины укладывали разными замысловатыми способами. Какая бы прическа ни украшала голову придворной модницы, получалось уникальное творение – благодаря своим собственным приемам и деталям. Это мог быть отдельный локон, например, завязанный на конце бантом – он носил название «мусташ», то есть «ус».

Женские прически XVII века



Некоторое время была популярной прическа «аль-анфан» - «по-детски», которая представляла собой мелкие локоны, завитые по всей голове, распущенные, подвязанные лентой. Другая популярная прическа во Франции XVII века – «тортье». Волосы укладывали в пучок на затылке, по бокам оставляли длинные пряди, которые завивали в слегка небрежные волны.

Прическа «тортье» на даме с портрета кисти Ван Дейка

Прическа «тортье» на даме с портрета кисти Ван Дейка


Часто новый стиль в прическе диктовали отдельные дамы, которые впервые демонстрировали ее на публике. Так было в случае с маркизой де Севинье – именно она ввела в моду собирать завитые волосы в пучки на висках, делать едва заметную челку и украшать прическу небольшой шапочкой – «бонне» или кружевной наколкой.

Прическа «севинье»

Прическа «севинье»


Королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, придумала прическу «фейерверк», когда спереди волосы укладывали плоско, а сзади делали массивный пучок, на плечи же спускались змеевидные локоны или пряди, закрученные в форме штопора. Именно такую прическу мы привыкли видеть на королеве в ее киновоплощениях, ее же можно часто наблюдать на портретах знатных французских дам середины семнадцатого века.

Прическа «фейерверк»

Прическа «фейерверк»


Друг сердца Анны и ее, по некоторым данным, официальный супруг, кардинал Мазарини, став фактически первым лицом во французском королевстве, выписал к себе из Италии племянниц, «мазаринеток», многие из которых сыграли большую роль в европейской политике, а некоторые существенным образом повлияли и на историю парикмахерского искусства. Одна из самых знаменитых причесок той эпохи появилась благодаря Олимпии Манчини, графине де Суассон, женщине с полной событиями биографией.

Портрет трех сестер Манчини, Олимпия - в центре

Портрет трех сестер Манчини, Олимпия - в центре


Вот как создавали прическу «а-ля-Манчини»: волосы делили на прямой пробор, взбивали над висками, укладывали над ушами в две большие розетки. Два локона – «серпенто» («змейки») – оставляли на плечах. Олимпия Манчини была одной из фавориток короля Людовика XIV, а потому стремлению быть на нее похожей французские аристократки, само собой, противиться не могли.

Фаворитки короля – законодательницы моды в области причесок



Маркиза де Монтеспан

Маркиза де Монтеспан


Другая знаменитая королевская фаворитка, маркиза де Монтеспан, сделала популярной прическу «юрлю-берлю», создающую впечатление милой небрежности, растрепанности. Вот как описывала ее в письме мадам де Севинье: «волосы изящно разделяются пробором в паре дюймов от пучка, волосы по обе стороны пробора подстригаются ступеньками и закручиваются свободными локончиками, которые заканчиваются всего на дюйм ниже уха. И все это выглядит так молодо и прелестно – будто два букета локонов с каждой стороны».

Прическа «юрлю-берлю»

Прическа «юрлю-берлю»


Интересно, что юрлю-берлю ознаменовала собой некоторую революцию в области французского парикмахерского искусства, она стала первым знаменитым творением профессиональных парикмахеров. До определенного времени дам причесывали их собственные служанки, и первые патенты на оказание услуг куаферов, парикмахеров, король стал выдавать лишь в 60-е годы XVII века. Авторство прически «растрепы» приписывают некоей мадам Мартен, владелице парижского парикмахерского салона.

А. Пигайем. Портрет Анжелики де Фонтанж

А. Пигайем. Портрет Анжелики де Фонтанж


А законы моды все же продолжали исходить от фавориток. Однажды одна из них, Анжелика де Фонтанж, участвовала в королевской охоте и наскоро подвязала лентой растрепавшиеся волосы – в высокий пучок на макушке. Людовик был в восторге, сделав своей спутнице комплимент, он пожелал видеть на ней эту прическу и впредь – и, разумеется, на следующий же день большая часть придворных дам повторили экспромт Анжелики. Укладка «фонтанж» предполагала расположение завитых локонов горизонтальными рядами надо лбом, волосы украшали драгоценностями.

М.В. Жакото. Портрет маркизы де Ментенон

М.В. Жакото. Портрет маркизы де Ментенон


Ближе к концу правления Людовика XIV прически дам становились все более скромными, одна из них, с гладко зачесанными в пучок волосами, и вовсе носила название «смирение». Так любила укладывать волосы маркиза де Ментенон – еще одна знаменитая фаворитка короля.

Дамы более поздних эпох продолжали экспериментировать с теми прическами, что придумали когда-то французские аристократки

Дамы более поздних эпох продолжали экспериментировать с теми прическами, что придумали когда-то французские аристократки


Прически барокко, однажды возникнув во французских придворных кругах, продолжали пользоваться успехом и в последующие эпохи – видоизменяясь, то набирая популярность, то утрачивая ее. На портретах уже русских аристократок XVIII и XIX века можно проследить влияние этой моды, созданной еще при Людовике XIV. Сам же король к закату своего правления все больше ценил парики, которые стали во Франции очень распространены – все потому, что, по всей видимости, с возрастом он заметно облысел.

Героини Атенаис де Монтеспан и Анжелики де Пейрак на экране причесаны в соответствии с правилами своей эпохи

Героини Атенаис де Монтеспан и Анжелики де Пейрак на экране причесаны в соответствии с правилами своей эпохи


И еще немного о фаворитках королей, что вертели монархами, как хотели.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







9095
13.10.2019 16:30
В закладки
Версия для печати




Смотрите также