Современное искусство   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Французская художница Берта Моризо была активной участницей движения импрессионистов, которая большую часть своей жизни рисовала исключительно женщин. Как правило, в своих душевных работах она акцентировала внимание на разных жизненных моментах и повседневности, всеми силами стараясь подчеркнуть уникальность, значимость и нужность особ прекрасного пола в столь непростом и сложном мире, где мнение мужчин гораздо важнее, чем мнение прекрасных дам.


Краткая биография


Слева направо: Берта Моризо с букетом фиалок, портрет работы Эдуарда Мане, 1872 год. \ Автопортрет.

Слева направо: Берта Моризо с букетом фиалок, портрет работы Эдуарда Мане, 1872 год. \ Автопортрет.


Берта родилась в Париже. Её отец был бывшим архитектором и высокопоставленным государственным служащим, а мать - дальней родственницей художника в стиле рококо. Берту и её сестру Эдму поощряли в их любви к искусству, настолько, что родители построили для них студию и познакомили дочерей с известными художниками. Они также учились у уважаемого пейзажиста Камиля Коро.

Мать и сестра художника Берты Моризо, 1869-70 гг. \ Фото: mobile.twitter.com.

Мать и сестра художника Берты Моризо, 1869-70 гг. \ Фото: mobile.twitter.com.


На одной из самых ранних картин Берты изображены её мать и сестра в их роскошной гостиной. Мать читает, а Эдма смотрит на неё любящим взглядом. Картина была написана, когда Эдма, ожидая рождения своего первого ребёнка, жила в родительском доме. Героини на картине «Мать и сестра» выглядят очень непринуждённо. Ни одна из женщин не отвечает зрителю взглядом, оставаясь полностью погружёнными в свой мир.

Материнство


Колыбель, Берта Моризо, 1872 год. \ Фото: kazoart.com.

Колыбель, Берта Моризо, 1872 год. \ Фото: kazoart.com.


Эта картина с изображением матери и ребёнка была показана на Первой выставке импрессионистов в 1874 году. Женщина сидит на стуле, склонившись над детской кроваткой, в которой спит ребёнок. Это сестра Берты Эдма со своим маленьким ребёнком.

Белый цвет доминирует на холсте, но сквозь белую краску просвечивают другие оттенки. В центре - мать с каштановыми волосами и в тёмно-синем платье. Она смотрит на своего ребёнка со смесью любви и усталости. Её взгляд показывает как радости, так и трудности материнства. Берта, будучи матерью, как никто другой хорошо знала об этом.

Однако ей не нравилось изображать себя в роли матери, опасаясь, что её не воспримут всерьёз как профессионального художника.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Берта Моризо и братья Мане: любовь на фоне импрессионизма

Женская дружба


На скамейке в Булонском лесу, Берта Моризо, 1870 год. \ Фото: escapetosouvenir.com.

На скамейке в Булонском лесу, Берта Моризо, 1870 год. \ Фото: escapetosouvenir.com.


Берта не только запечатлела женщин в их буржуазных домах, она также изобразила современную парижскую жизнь в парках и садах. Вместо того, чтобы смотреть на этих женщин, женский взгляд позволяет зрителю увидеть их глазами женщины и представить, каково это, быть похожим на них.

Летний день, Берта Моризо, 1879 год. \ Фото: pinterest.it.

Летний день, Берта Моризо, 1879 год. \ Фото: pinterest.it.


Эта картина была выставлена на Пятой выставке импрессионистов вместе с другой картиной Берты «Летний день» (которая на сегодняшний день в Национальной галерее, Лондон). Берта жила недалеко от Булонского леса, где в 1850-х годах Наполеон III и ландшафтный архитектор Жан-Шарль Адольф Альфанд превратили его из официального парка в естественный лес, предназначенный для жителей города. Сцена, сочетающая буржуазный досуг с ухоженной сельской местностью, типична для картин импрессионистов. Однако, поскольку Берта была прежде всего художником-портретистом, она решила сосредоточиться на двух женщинах и их действиях.

Парижанки


Женщина с веером, Берта Моризо , 1876 год. \ Фото: ivejournal.com.

Женщина с веером, Берта Моризо , 1876 год. \ Фото: ivejournal.com.


Берта всю свою жизнь рисовала женщин. На многих картинах изображена её семья или друзья в парижском районе Пасси, где она жила с 1850-х по 1895 год. Она часто рисовала фигуру, известную как парижанка: шикарная, городская, утончённая женщина, одетая по последней моде, которая олицетворяет парижскую современность.

Слева направо: В ванной, Берта Моризо. \ Портретная фотография Эжен Мане.

Слева направо: В ванной, Берта Моризо. \ Портретная фотография Эжен Мане.


Цветовая гамма в «Женщине с веером» тёмная, но есть несколько ярких штрихов в розоватом лице женщины и жёлтых волосах, веере. Женщина одета для выхода, может быть, в театр. Американская художница Мэри Кассат, жившая в Париже вместе с другими импрессионистами, также написала несколько картин с изображением женщин внутри театра.

Интимные сцены дома


Перед зеркалом, Берта Моризо, 1875-80 гг. \ Фото: themetropolegroup.com.

Перед зеркалом, Берта Моризо, 1875-80 гг. \ Фото: themetropolegroup.com.


Берта также рисовала женщин перед выходом на улицу, вовлечённых в интимный акт туалета. Будучи женщиной, художница могла получить доступ к этим очень личным моментам в домах женщин и изобразить их женским взглядом. На картине «Перед зеркалом» женщина повёрнута спиной к зрителю, что позволяет стать частью её мира, а не смотреть на неё как на объект желания.

Слева направо: Фотография, на которой запечатлена Берта Моризо. \ Семейная фотография: Берта Моризо с мужем и дочерью.

Слева направо: Фотография, на которой запечатлена Берта Моризо. \ Семейная фотография: Берта Моризо с мужем и дочерью.


Цветовая гамма в основном белая, но белый смешивается с другими цветами. На картине показан более свободный стиль, который стал определяющим для Берты. Мазки кисти динамичны и спонтанны, а работа имеет незавершённое качество. Берта считала, что живопись должна стремиться запечатлеть то, что проходит, и этот краткий взгляд в комнату женщины как раз выполняет эту функцию.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Странный роман музы и гения, или Почему Мане перестал писать портреты своей любимой модели

Между личным и общественным


Женщина и ребёнок на балконе, Берта Моризо, 1872 год. \ Фото: conniejjasperson.com.

Женщина и ребёнок на балконе, Берта Моризо, 1872 год. \ Фото: conniejjasperson.com.


На картине «Женщина и ребёнок на балконе» женщина и её дочь стоят за перилами, глядя на Париж. Чёрное платье матери и её модный головной убор контрастируют с простым белым платьем дочери. Эта картина иллюстрирует ещё одну важную тему в работах Берты: разделение между общественной и частной жизнью. Художница была очарована промежуточными пространствами: верандами, балконами и окнами.

Слева направо: покой, Эдуард Мане, 1870 год. \ В столовой, Берта Моризо.

Слева направо: покой, Эдуард Мане, 1870 год. \ В столовой, Берта Моризо.


Это также позволило ей сочетать внутренние и наружные настройки. Женщин часто изображали за балконом с видом на город. Во времена Берты женщинам не полагалось бродить по улицам в одиночку, подобно знаменитой фигуре фланера Шарля Бодлера, наблюдая за городской жизнью. Вместо этого мир женщины заключался в первую очередь в доме и саду.

Женщины за работой


Кормилица, Берта Моризо, 1879 год. \ Фото: digitalcommons.providence.edu.

Кормилица, Берта Моризо, 1879 год. \ Фото: digitalcommons.providence.edu.


Более необычными были изображения Бертой работающих женщин. Домашняя прислуга и раньше изображалась в искусстве, но большинство домашних работниц, которых рисовала Берта, были женщинами, работавшими в её собственном доме. Эти картины демонстрировали статус художницы как работающей профессиональной женщины, которая нанимала других для выполнения домашней работы, что было очень редким явлением в её время. Поскольку Берта знала этих женщин лично, её женский взгляд делал их личностями, а не просто служанками для кого-то другого. В «Кормилице» Берта показывает, как за её собственной дочерью ухаживает другая женщина.

Берта была очень оригинальной не только по тематике, но и по стилю. Эта картина также показывает, как она продвинула импрессионизм дальше в более смелый, свободный стиль. Мазки кисти, создающие листья на заднем плане, и платье женщины – широкие, и имеют незавершённый вид. Ребёнок, изображённый на картине, почти сливается с женщиной, которая, в свою очередь, сливается с окружающей средой. Это снова показывает женский взгляд Берты, подчёркивая важную роль женщины, а не её индивидуальные профессиональные особенности.

Прачки


Развешивание стираного белья, Берта Моризо, 1875 год. \ Фото: commonwealmagazine.org.

Развешивание стираного белья, Берта Моризо, 1875 год. \ Фото: commonwealmagazine.org.


Берта также рисовала других работающих женщин, таких как прачки. Работники низшего класса не часто считались достаточно достойными, чтобы быть объектами живописи. Здесь, однако, можно увидеть женщин, развешивающих бельё в полях за пределами Парижа. Постельное бельё удачно окрашено в белый цвет. Эта картина не изображает женщин вблизи. Она показывает их на фоне пейзажа, подчёркивая общественный аспект развешивания белья.

Слева направо: Парикмахер, Берта Моризо. \ Женщина шьёт в саду, Берта Моризо.

Слева направо: Парикмахер, Берта Моризо. \ Женщина шьёт в саду, Берта Моризо.


Картина представляет собой типичное импрессионистское изображение как в пейзажной обстановке, так и в обращении с краской. Контуры остаются расплывчатыми, а мазки светлого пастельного цвета используются для обозначения фигур, объектов и природы. Пасторальная обстановка, изображённая Бертой, похожа на поля, нарисованные её современниками, с их вьющейся травой, причудливыми домиками и пологими холмами.

Жюли


Маленькая девочка с куклой, Берта Моризо. \ Фото: imagenesyarte.com.

Маленькая девочка с куклой, Берта Моризо. \ Фото: imagenesyarte.com.


Она вышла замуж за брата Клода Мане и в скором времени у них родилась дочь Жюли. 1878 год был единственным годом, когда Берта не принимала участия в ежегодной выставке художников-импрессионистов. Она изобразила Жюли на всех этапах её жизни, начиная с первых месяцев жизни младенца у кормилицы и заканчивая уверенной молодой и элегантной девушкой. Она также изобразила Эжена с Жюли, читающими ей в саду или играющим с ней. Такие сцены, в которых отец присматривает за своими детьми, были весьма необычными, но показывают современного мужчину, который видел таланты своей жены и был очень рад расставить приоритеты в её художественной карьере.

В «Маленькой девочке с куклой» Жюли сидит на мягком кресле, прижимаясь к своей кукле. На ней тёмное платье, а её чёрные колготки подчёркнуты чёткими чёрными контурами. Жюли уверенно сморит перед собой, по-видимому, она всегда с лёгкостью позировала для своей матери. После смерти Берты Жюли заботилась о наследии своей матери до конца своих дней.

Автопортрет


Автопортрет у мольберта, 1885 год. \ Фото: google.com.

Автопортрет у мольберта, 1885 год. \ Фото: google.com.


Это единственный автопортрет, написанный Бертой в возрасте сорока четырёх лет. Её волосы, собранные в пучок, уже седеют. Цвета портрета яркие: красные цветы на её светло-коричневой блузке, чёрный шарф на шее. Её туловище изображено в профиль, но голова повёрнута лицом к зрителю. Мазок кисти динамичный, а портрет кажется незаконченным. Берта умерла от пневмонии в возрасте пятидесяти четырёх лет, оставив после себя огромное наследие.

Берта Моризо была не единственной женщиной, которая в своих работах акцентировала внимание на особах прекрасного пола. Неоднозначное творчество Синди Шерман – отличный тому пример. В своих снимках, больше похожих на кадры из фильма, она показывает взгляд на различного рода проблемы и ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются девочки, девушки и женщины по всему миру независимо от возраста.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







2434
13.10.2021 15:31
В закладки
Версия для печати





Смотрите также