Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



В детстве многие из нас любили поделки из бумаги – материал доступный и легкий в работе, а линейка и ножницы найдутся в любом доме. Однако некоторые люди проносят это увлечение через всю жизнь и превращают в настоящее искусство. Долгие часы кропотливой работы, фантазия и изобретательность, самоотверженность по-настоящему увлеченного человека – и вот уже из самого простого материала рождается настоящий шедевр..


Акира Ёсидзава – крестный отец оригами



Акира Ёсидзава со своими работами.

Акира Ёсидзава со своими работами.


Акира Ёсидзава, разумеется, не изобретал оригами. Но благодаря ему искусство оригами стало таким, каким мы его знаем. Он родился в Каминокаве в 1911 году, рос в бедной крестьянской семье, а в тринадцать лет оставил школу, чтобы устроиться на работу. Однако юношей он был любознательным и мечтал о большем, а потому начал посещать вечернюю школу. Поступив на машиностроительный завод на должность чертежника, он уже вскоре получил возможность обучать новичков. Тут и пригодилось его давнее увлечение оригами – основы геометрии он объяснял, складывая известные всем фигурки.
Не оставлял он занятие бумажным искусством и в годы Второй мировой, во время работы в военном госпитале – раненые хоть немного отвлекались от мучавших их болей и кошмаров, глядя на бумажных журавлей и бабочек…

Ромул и Рем в технике оригами.

Ромул и Рем в технике оригами.


И вот война позади – позади и прежний мир, и теперь Ёсидзава, бедствующий вдовец, берется то за одну тяжелую работу, то за другую, чтобы прокормить себя, но любимого дела не бросает… И вот однажды к нему, чудаку из префектуры Тотиги, обратился редактор известного журнала – им срочно понадобился мастер, способный сделать в традиционной технике оригами образы животных китайского календаря. Наутро после выпуска журнала Ёсидзава проснулся знаменитым – и слава его только росла. За свою долгую жизнь мастер выпустил почти два десятка книг об оригами, изобрел новые методы работы с бумагой (например, мокрое складывание) и открыл Международный центр оригами в Токио.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 3-х метровый слон из бумаги и «мокрое складывание»: 6 современных художников, которые ломают стереотипы об оригами.

Эрик Жуазель - оригами как жизнь



Персонажи произведений Толкина.

Персонажи произведений Толкина.


Метод мокрого складывания, разработанный Ёсидзавой, довел до совершенства французский мастер Эрик Жуазель. Увидев однажды работы своего японского предшественника, он буквально заболел оригами, а потеряв работу (Жуазель был менеджером типографии), решил посвятить жизнь искусству складывания бумаги. Он был человеком вдумчивым и щепетильным в работе, мог посвятить разработке схемы и сборке одной фигурки несколько лет – ведь в оригами принципиально важно отсутствие склеиваний и разрезов!

Музыкант и персонажи Толкина.

Музыкант и персонажи Толкина.


Фигурки Жуазеля – изысканные и сложные. Обычно это животные и сказочные персонажи (например, цикл работ по «Властелину колец» Толкина), широко представлены в его творчестве образы музыкантов и актеров комедии дель арте. Коллекционеры были готовы отдать любые деньги за его работы, их покупали музеи, книги с его схемами тоже расходились, как горячие пирожки, но Жуазель работал медленно – очень медленно, а значит, и «сорвать куш», продав очередному любителю бумажного искусства фигурку, ему доводилось крайне редко. Даже некролог Жуазеля содержал в себе одну из его легендарных схем – правда, никто так и не смог воплотить ее в жизнь так, как мог бы он…

Марианна Эриксен-Скотт Хансен – фея бумажных цветов



Цветы и художница в своей мастерской.

Цветы и художница в своей мастерской.


Цветы из бумаги – известный элемент декора, и едва ли не каждая девочка (и многие мальчики!) делала в жизни нечто подобное. Однако Марианна, художница и дизайнер одежды из Копенгагена – настоящая волшебница.

Фантастические бумажные цветы.

Фантастические бумажные цветы.


Ее огромные многослойные цветы из тончайшей бумаги, созданные полностью вручную, пышные и окрашенные в нежные цвета, украшают витрины престижных бутиков, расцветают на корпоративах крупных брендов и в дорогих отелях.

Кэлвин Николлс и его бумажная анималистика



Бумажные рельефы с изображением животных.

Бумажные рельефы с изображением животных.


Канадский скульптор Кэлвин Николлс вместо глины, гипса или мрамора предпочитает использовать бумагу. Он работает так чисто и аккуратно, а его скульптуры (бумажными поделками это не назовешь!) так реалистичны и полны убедительных деталей, что кажется – вот-вот оживут… Главная тема творчества Николлса – это, конечно же, флора и фауна родной страны, экзотические животные и домашние любимцы.

Рельефы с изображением птиц.

Рельефы с изображением птиц.


Художник использует остро заточенный нож, скальпели и ножницы, аккуратно отрезая крошечные кусочки и полосы бумаги и наклеивая их на основу, чтобы добиться естественного вида шерсти или оперения. Его многослойные работы могут достигать двух метров по длинной стороне, но чаще всего представляют собой рельефы, а не круглую скульптуру.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Художник оживляет камни, превращая их в картины с изображением животных.

Аллен и Пэтти Экман – инновационное бумажное литье



Образы американских индейцев в технике бумажного литья.

Образы американских индейцев в технике бумажного литья.


Аллен Экман вырос на ферме, служил в морской пехоте, воевал во Вьетнаме – и обратился к искусству в довольно взрослом возрасте. С Пэтти он познакомился в колледже, где они получали художественное образование – оба заочно. Супруги развивали собственное рекламное агентство, растили троих детей, но спустя двенадцать лет своей дизайнерской карьеры решили обратиться к изобразительному искусству. Они создали собственную технологию работы с бумагой, напоминающую скорее художественное литье с использованием силиконовых форм, куда заливается окисленная бумажная масса.

Работы четы Экман.

Работы четы Экман.


Основные образы их бумажных скульптур – это представители коренных народов Северной Америки. Эта тема исключительно важна для Аллена – когда-то в детстве он нашел в поле наконечник индейской стрелы, и, только взглянув на этот обломок, дед раскрыл ему тайну об индейских корнях их семьи. Пэтти в их творческом дуэте отвечает за изображение растений и животных.

Евгения Евсеева – очаровательный квиллинг



Работы Евгении Евсеевой.

Работы Евгении Евсеевой.


Еще одна популярная технология работы с бумагой – это квиллинг. Одна из самых интересных отечественных мастериц в этом направлении – Евгения Евсеева. Она одевает вполне узнаваемых героинь известных картин и фотографий в одежду и украшения, выполненные в технике квиллинга, что позволяет персонажам как бы «выйти» за плоскость изображения. В ряду работ Евгении Евсеевой – знаменитости вроде Вивьен Ли и Мерилин Монро, очаровательные дамы ушедших эпох и вполне современные загадочные незнакомки.

Хади Шафи и ее бумажная абстракция



Абстрактный квиллинг Хади Шафи.

Абстрактный квиллинг Хади Шафи.


Квиллинг может быть очень далек от многоцветных растительных орнаментов из бумажных спиралек. Художница Хади Шафи – одна из немногих представителей современного абстракционизма, чьи работы приятно удивляют свежестью решения.

Абстрактный квиллинг Хади Шафи.

Абстрактный квиллинг Хади Шафи.


Уроженка Ирана, работающая в Нью-Йорке, Шафи создает объемные многоцветные композиции из скрученных полос бумаги, лишенные даже намеков на какой-либо образ – чистая форма, чистый цвет, как завещал Малевич.

Лиза Нильссон – анатомия и ковры



Анатомический квиллинг и цветочные орнаменты.

Анатомический квиллинг и цветочные орнаменты.


Лиза Нильссон впервые привлекла внимание общественности своим «анатомическим квиллингом» - изображением органов человеческого тела в этой, казалось бы, наивной и почти детской технике. Мозг или кишечник из бумажных спиралей – решение неожиданное. Кроме того, художница создает и орнаментальные работы, напоминающие восточные ковры.

Квиллинг по мотивам средневекового орнамента и восточного ковра.

Квиллинг по мотивам средневекового орнамента и восточного ковра.


Лиза использует исключительно бумагу из древесины тутового дерева, помещает свои работы в деревянные же рамы, иногда напоминающие алтарные створки, или в обтянутые бархатом коробочки. По словам художницы, квиллинг древнее, чем кажется – он возник и процветал в монастырях, где его использовали для оформления корешков Библии.

Одни художники выбирают деликатную и нежную бумагу, а другие предпочитают материалы более брутальные. Например, экспрессивные скульптуры Робина Уайта, созданные из стальной проволоки, вызывают восторг и умиление зрителей.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5282
13.11.2021 22:00
В закладки
Версия для печати




Смотрите также