История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Потомственный художник Константин Маковский в свое время стал одним из самых модных, богатых и успешных живописцев. Мастер портретной живописи умел проникать в самую человеческую душу, запечатлевая это в веках на холсте. Работы Маковского раскупались как горячие пирожки. Художник получил, пожалуй, все возможные награды. Любимый живописец Александра II пользовался завидной популярностью у женщин, которые с готовностью позировали мастеру. Так за что же его ругали критики, и почему сам Третьяков не покупал картины художника?


Модные репродукции в журналах и открытках



Дети, бегущие от грозы, 1872. / Фото: www.ru.wikipedia.org

Дети, бегущие от грозы, 1872. / Фото: www.ru.wikipedia.org


Константин Маковский создал множество картин, которыми любовались современники. В 1872-м, на одной из выставок, художник представил проникновенное полотно «Дети, бегущие от грозы». На ту работу появились реплики, а журналы и открытки запестрели репродукциями. Тема сочинения по мотивам сюжета предлагалась в школьных учебниках. На первый взгляд, картина тревожная и вызывает смешанные чувства. Но знатоки живописи оценивали, насколько велик талант художника, сумевшего передать кистью грандиозный спектр чувств. Невероятная правдивость близкого ненастья откликалась в глазах героев.

Маковский с 1860-х отдавал предпочтение сценам из жизни петербуржцев. В этих картинах критики отмечали влияние Василия Тропинина. На полотнах превалировали темная цветовая гамма и подчеркнуто красивые лица. Услугами художника регулярно пользовались представители петербургской знати, и популярность не заставила себя ждать. Маковский много зарабатывал и еще на заре творчества позволил себе снимать просторную мастерскую у Дворцовой площади.

Зависть коллег



Окружение завидовало успеху Маковского. / Фото: www.iv-obdu.ru

Окружение завидовало успеху Маковского. / Фото: www.iv-obdu.ru


Константин Егорович рос в семье творческих людей. Мать профессионально пела, а отца знали, как художника и коллекционера. Братья и сестра Маковского впоследствии тоже стали живописцами. По стопам отца и остальных родственников пошла и дочь Маковского. В отчем доме часто собирались знаменитости: Александр Островский, Карл Брюллов, Василий Тропинин и др. Когда Константину исполнилось 12 лет, он поступил в Московское училище живописи и ваяния. Несмотря на то, что мать настаивала на музыкальном образовании, врожденный талант взял верх. Испытывая явную тягу к рисованию, юноша решил постигать азы живописи, увлекшись течением романтизма.

После окончания курса переехал в Санкт-Петербург и был принят в Императорскую Академию художеств. Маковский оформил свой индивидуальный "салонный стиль", полный оригинального антуража и красочности. Работы художника выставлялись не только на выставках Академии, но и на вернисажах передвижников. Коллеги-современники не скрывали зависти к успеху и богатству Константина, который быстро подбирался к олимпу самых востребованных художников 19 века. В 1869 году Маковский удостоен звания профессора Академии художеств за картину "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге". На его работы стали обращать внимание заграничные коллекционеры.

Любимый художник императора



Картина, на которую Третьякову не хватило денег. / Фото: www.wikipedia.org

Картина, на которую Третьякову не хватило денег. / Фото: www.wikipedia.org


Начав с крестьянской жанровой живописи, художник перешел к постановочным историческим картинам, изображая быт старорусских бояр. Изысканные портреты стал совмещать с натюрмортом и интерьером. Статус едва ли не самого модного художника пришел к нему во многом благодаря портретам. Картины начинают изобиловать расписанной мебелью, дорогой одеждой, роскошными тканями и мехами. Художник стал показывать предметы и героев в идеализированном свете, а о том периоде писал: «Лучшие красавицы позировали мне наперебой. Я зарабатывал огромные деньги, жил с царственным великолепием и писал много картин, декоративных панно, портретов, эскизы и акварели».

Через время работы стали повторять друг друга, что вызывало негодование критиков. Но к тому моменту Маковский заслужил славу самого дорогого художника России, а его картины разъезжались по частным галереям мира. Творчество Константина Егоровича высоко ценил сам Александр II, назвавший художника «любимым живописцем». Однажды к картине "Боярский свадебный пир в XVII веке" подошел на выставке-продаже Третьяков, но очень высокая цена смутила коллекционера. Полотно ушло с молотка в пользу любителя русского искусства из Америки аж за 60 тысяч рублей. Третьяков не скрывал, что считает стоимость работ Маковского завышенными. Но художник не страдал от непризнания мецената, ведь ценители выстраивались в очередь.

Несчастный случай



Портрет великой княжны. / Фото: www.Pinterest

Портрет великой княжны. / Фото: www.Pinterest


К концу жизни Маковского историческая живопись начала сдавать позиции, и сюжеты автора стали обвинять в поверхностности. Но портреты Константина Егоровича продолжали пользоваться спросом, и в 1905-м по заказу императорской семьи Маковский изобразил великую княжну Марию - третью дочь Николая II.

В тот период живописец начал чаще создавать пейзажи, девичьи портреты в национальных костюмах, зарисовки из благоустроенной семейной жизни. Признанным образцом этого ряда стала картина «Оленька и Коля на крыльце дачи». В 1915-м Маковский стал соучредителем Общества возрождения художественной Руси. Эта организация ставила перед собой цель знакомить русский народ с древним русским творчеством. Общество выпускало открытки с памятниками древнерусского зодчества, ратовало за чистоту русского языка и избавляло все отечественное от иностранных заимствований.

Портрет дочери художника. / Фото: www.artchive.ru

Портрет дочери художника. / Фото: www.artchive.ru


Через несколько месяцев художник попал в Петрограде в аварию. На пересечении Садовой и Невского в его экипаж въехал трамвай. Маковский упал и получил серьезную травму головы. Во время операции сердце не выдержало. 30 сентября 1915-го Константин Егорович скончался. Маковского похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. С приходом революции кладбище разграбили, и могила художника исчезла. Последняя супруга Мария пережила его на 4 года, успев организовать в Петрограде последнюю выставку мужа. С приходом к власти большевиков мастерскую художника взяли под государственную охрану. Через время дочь Маковского Ольга вывезла архив и часть работ отца за границу.

Художники воспевали своими полотнами очаровательный образ жены Маковского Юлии. Чем покорила сердце великого Репина и других русских живописцев молодая красавица.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








9151
13.11.2024 14:33
В закладки
Версия для печати




Смотрите также