История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Разное    



Живописная старинная усадьба. Чем не «Эрмитаж»? /Фото:artchive.ru

Живописная старинная усадьба. Чем не «Эрмитаж»? /Фото:artchive.ru

Все началось в далеком 1947 году с банальной, казалось бы, идеи сельского учителя Афанасия Лунева привить ребятам любовь к истории. И кто бы мог подумать, что изучение родного края и походы в музеи школьников в итоге выльются в масштабный культурный проект! Сейчас в фондах Пархомовского музея собрано около семи тысяч экспонатов – в том числе картины величайших мировых художников – Пикассо, Врубеля, Малевича. Этот музей заслуженно называют «Сельский Лувр» или «Эрмитаж в глубинке».


Молодой педагог перевернул деревенскую жизнь



Афанасий Лунев родился в крестьянской семье. Поступил на истфак в Киевский университет им. Шевченко (говорил, что интерес к старине передался ему «по наследству» от деда, слывшего знатоком антиквариата), но обучение оборвала война. Почти всю ее юноша провел в плену, в немецких лагерях.

После окончания Великой отечественной Лунев приехал работать учителем в деревню Пархомовка, что в 100 км от Харькова. Параллельно экстерном окончил Харьковский университет по специальности «история».

Будучи тонким ценителем искусства и живописи, 26-летний педагог буквально заразил своим любимым делом ребят. Он организовал кружок «Юный историк», а затем – историко-художественный клуб «Радуга», где знакомил школьников с историей и культурой разных стран мира, рассказывал о великих художниках и музыкантах. Молодой учитель водил детей в театры, на концерты, а также организовывал для них экскурсии в крупнейшие музеи страны – например, в «Эрмитаж и «Третьяковку». Кроме того, он привил ребятам интерес к археологическим раскопкам и жажду краеведческой деятельности.

Афанасий Лунев за работой. /Фото:artchive.ru

Афанасий Лунев за работой. /Фото:artchive.ru


Участники клуба вместе со своим педагогом выискивали в самой Пархомовке и соседних селах старинные предметы обихода, картины, иконы и многие другие реликвии, который в дальнейшем превратились в целую коллекцию. Сам Лунев регулярно посещал местные блошиные рынки и даже ездил на барахолку в Харьков, метким профессиональным взглядом высматривая среди старых ржавых вещей уникальные произведения живописи, графики, скульптуры. На покупку таких раритетов он тратил почти всю свою скромную учительскую зарплату.

Уникальные картины приносили в музей местные жители



Считается, что одним из источников будущих уникальных экспонатов невольно стала коллекция сахарозаводчика Павла Харитоненко, который владел Пархомовкой в конце XIX века. После революции его имущество, в том числе и большое собрание живописи и икон, было разграблено. Так и оказались у местных жителей работы Серова, Репина, Иванова, которые впоследствии, спустя годы, стали появляться на рынках. А некоторые из селян, узнав о том, что клуб «Радуга» собирает коллекцию, сами приносили школьникам картины. Например, именно так попал в будущий музей карандашный рисунок, автором которого оказался знаменитый украинский поэт и художник Тарас Шевченко.

В.Кандинский. «Спокойствие». 1931 год. /Фото из коллекции музея

В.Кандинский. «Спокойствие». 1931 год. /Фото из коллекции музея


Глубоко увлекаясь историей и живописью, Лунев общался с коллегами и искусствоведами со всего Советского Союза. В итоге, набравшись смелости, учитель вместе с ребятами начал писать письма знаменитым художникам с просьбой подарить музею свои произведения, и те не могли отказать советским школьникам. Помочь необычному проекту в далекой украинской деревне согласились и известные музеи — например, «Эрмитаж», Государственный музей имени Пушкина и даже Дрезденская картинная галерея.

В.Маяковський. «Эскизы костюмов к пьесе». /Фото из коллекции музея

В.Маяковський. «Эскизы костюмов к пьесе». /Фото из коллекции музея


В коллекции стали появляться весьма ценные экспонаты. Например, работы авторства Пабло Пикассо. Две из них, знаменитого «Голубя мира» и «Портрет Фредерика Жолио-Кюри», Пархомовскому музею подарил писатель, поэт и журналист Илья Эренбург. Позже в музее появились расписанные Пикассо тарелка «Ныряльщица» и ваза «Человек и сова».

Музей обрел достойное здание



Постепенно слухи об «Эрмитаже в глубинке» сделали клуб «Радуга» местной достопримечательностью. В 1963 году снимать небольшой фильм о «Пархомовском музее» приехала съемочная группа из Харькова и обнаружила, что знаменитая коллекция размещается в обычном бараке. На период съемок все экспонаты было решено перенести в более просторное и привлекательное место – расположенное рядом бывшее имение генерал-поручика, графа Подгоричани. До революции этот помещик, происходивший из старинного дворянского сербского рода, выстроил себе на Украине красивую усадьбу во флорентийском стиле конца XVIII века. В советские годы здание использовали как офис для работников сахарного завода, а потом оно и вовсе пустовало. После отъезда съемочной группы экспонаты так и остались в усадьбе. Интерьеры старинного здания идеально подошли для размещения столь обширной и разнообразной художественной экспозиции.

Один из залов музея. /Фото:artchive.ru

Один из залов музея. /Фото:artchive.ru


Коллекционированию произведений искусства Афанасий Лунев посвятил всю свою жизнь, до последних дней приобретая все новые и новые шедевры. Все экспонаты из своей личной коллекции, умирая, он официально завещал созданному им «народному музею».

И. Шишкин. Этюд «Сосны». 1883 год. /Фото из коллекции музея

И. Шишкин. Этюд «Сосны». 1883 год. /Фото из коллекции музея
О.Бенуа. «Крымская татарка». /Фото из коллекции музея

О.Бенуа. «Крымская татарка». /Фото из коллекции музея


Сегодня Пархомовский музей – это 12 залов, включающие отделы иконописи, отечественного искусства XVIII-ХХ вв., зарубежного искусства XVII-XX вв., небольшой отдел античного и восточного искусства, этнографический отдел, а также зал с работами великих мастеров современного периода.

Есть здесь картины И.Айвазовского, Н.Рериха, К.Малевича, В.Кандинского, а также скульптуры С.Коненкова.

М.Рерих. Этюд «Церковь». 1903-1904 г.г. /Фото из коллекции музея

М.Рерих. Этюд «Церковь». 1903-1904 г.г. /Фото из коллекции музея


Кстати, по стечению обстоятельств, в селе Пархомовка задолго до приезда туда школьного учителя жил и сам Казимир Малевич – правда, еще до того, как стал великим художником. Его отец как известный сахаровар был приглашен работать на сахарный завод и жил здесь со своей семьей в доме управляющего вплоть до 1895 года.

До осени прошлого года существование Пархомовского музея было под угрозой: частная компания, которой принадлежало здание, обанкротилась, и картинам грозило «выселение». Все усугублялось еще и тем, что вывозить коллекцию за пределы Пархомовки, согласно завещанию Лунева, нельзя. К счастью, один из местных банков выкупил здание и передал на баланс Харьковского художественного музея.

П.Вениг. «Монах за чтением». 1914 год. /Фото из коллекции музея

П.Вениг. «Монах за чтением». 1914 год. /Фото из коллекции музея


Говоря о неизвестных и уникальных экспозициях, нельзя не упомянуть коллекцию царских тронов в Оружейной палате

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







2624
14.06.2018 18:45
В закладки
Версия для печати