Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Арт    





Меценатство до революции считалось делом не только богоугодным, но и полезным для самого дарителя, и дело тут вовсе не в налогах. По представлениям купцов в старину эта деятельность позволяла избежать страшного искушения – власти денег. Чаще всего богатые промышленники становились покровителями приютов, больниц и учебных заведений. Над увлечением братьев Третьяковых живописью партнеры и конкуренты сначала посмеивались, но время, конечно, расставило все по своим местам.


Павел и Сергей Третьяковы были старшими детьми в известной купеческой семье. Эта династия промышленников процветала еще с XVIII века, и за несколько поколений от розничной торговли пуговицами смогла дорасти до фабрикантов – семья владела бумагокрасильным и отделочным производствами. Надо сказать, что, несмотря на огромные вложения средств в искусство, к моменту смерти состояние Павла Михайловича Третьякова оценивалось в 3,8 млн руб.

Купеческих детей раньше баловать было не принято. Получая домашнее образование, оба мальчика уже с юных лет начинали помогать старшим в деле, причем на самой черной работе: убирались в лавках, зазывали покупателей, исполняли мелкие поручения и постепенно начинали изучать бухгалтерию. К 20 годам молодые люди уже могли быть полноценными руководителями семейного бизнеса. Надо сказать, что братья до конца жизни являли собой пример прекрасных семейных отношений, которые совместное ведение дел не разрушило, а только укрепило. Они не делили семейные финансы, вкладывая деньги то в одно, то в другое предприятие. Во вкусах и предпочтениях они также были близки – оба в определенный момент увлеклись коллекционированием живописи, но если Павел Михайлович остановился на творениях русских художников, то Сергей Михайлович собирал полотна западных художников. Коллекции двух братьев объединились в момент передачи полотен городу.

Братья Третьяковы - Павел Михайлович и Сергей Михайлович

Братья Третьяковы - Павел Михайлович и Сергей Михайлович


Считается, что любовь Павла Третьякова к искусству началась с детства. Он еще юношей начал собирать недорогие миниатюры, гравюры и литографии, скупая их на рынке и в лавках. Затем, посетив в 1852 году Санкт-Петербург и увидев настоящие шедевры живописи, понял, что тратить силы и средства нужно только на настоящее искусство. Восхищенный, он писал матери:

«Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

«Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова – первые картины русских художников, с которых началась коллекция Павла Третьякова

«Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова – первые картины русских художников, с которых началась коллекция Павла Третьякова


В 24 года Павел Михайлович купил первые картины, которые, как считают, заложили основу будущей коллекции. Это были достаточно средние работы: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Однако, выбирая их, будущий основатель картинной галереи ориентировался не на моду или мнение критиков, а только на свой собственный вкус. Это и будет в дальнейшем его главной политикой при формировании собрания. Подобный принцип для другого человека мог бы привести к полному краху и трате денег на бездарную мазню, однако Третьяков проявил в этом деле отменное чутье, удивительное для непрофессионала. Играя по собственным правилам, он смог стать для России не только коллекционером, но и меценатом, открывателем новых звезд, поддержавшим множество молодых художников. Особенно увлекало его реалистичное и правдивое творчество «передвижников». После первой выставки Павел Михайлович купил пейзаж Саврасова «Грачи прилетели», и в дальнейшие годы работы Крамского, Мясоедова, Ге, Петрова, Левитана, Репина, Сурикова, Шишкина, Васнецова и многих других живописцев стали основой его новой коллекции.

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея


Кроме выбора авторов, необычным для своего времени была и стратегия формирования коллекции. Третьяков первым начал покупать не только картины, но и эскизы к ним. Раньше этот бесценный материал считался бросовым и обычно пылился в мастерских, пока не терялся. Кроме того, у многих художников он выкупал картины «оптом». Так, например, у Василия Верещагина в 1874-м он приобрел сразу 144 картин с этюдами и 127 карандашных рисунков. У Александра Иванова - 80 работ. После поездки по Ближнему Востоку Василия Паленова, коллекционер выкупил у художника 102 этюда. Такой подход позволял формировать коллекцию полномасштабно, показывая современное искусство наиболее полно. Чуть позднее Третьяков начал специально заказывать художникам пейзажи и портреты видных современников (с такими просьбами он обращался к Крамскому, Перову, Серову, Репину) – масштабности и планомерности этой работы мог бы позавидовать ученый, собирающий ретроспективу русского искусства.

Павел Михайлович Третьяков, портрет кисти Ильи Репина, 1883, ГТГ

Павел Михайлович Третьяков, портрет кисти Ильи Репина, 1883, ГТГ


Интересно, что в процессе подбора картин интересы Третьякова часто пересекались еще с одним знаменитым коллекционером и любителем русской живописи – Александром III (кстати, сформированная монархом коллекция стала основой не менее знаменитого собрания Русского музея в Санкт-Петербурге). Художник Аркадий Рылов так описывал процесс покупки его картины «Догорающий костер»:

«Комиссия музея (Александра III в Петербурге) постановила приобрести картину, но пока писали протокол, Третьяков поторопился внести заведующему выставкой задаток и картина осталась за ним.
Передо мной стоял высокий худой, с впалыми щеками и глазами бородатый человек в сюртуке. Павел Михайлович, как настоящий купец, считал долгом торговаться с художниками, но в данном случае цена невысока, всего шестьсот рублей, а картина большая, в три аршина, да и музейная комиссия тут ходит – он только сказал: «Уж вы мне вместо уступки пришлите картину в Москву за свой счет». Я, конечно, с радостью согласился, это обошлось мне всего в двенадцать рублей».


В биографии Третьякова, написанной Львом Анисовым, есть удивительный эпизод. В 1892 году Александр III посетил дом промышленника в Лаврушинском переулке и попросил уступить ему картину «Боярыня Морозова», на что Павел Михайлович ответил, что не может этого сделать, поскольку отныне все собрание принадлежит городу. После этого император отступил на шаг и низко ему поклонился.

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 1913 год

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 1913 год


Меценатом действительно руководили абсолютно бескорыстные мотивы. С самого начала работы над коллекцией он говорил о том, что собирает ее не для себя. В 1874 году он построил новое здание для галереи (домочадцы к тому времени устали от потока посетителей к картинам, и поэтому вопрос об отдельном помещении назрел). Вскоре после открытия посещение музея стало бесплатным. Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почетного гражданина Москвы. До конца своих дней он вкладывал в покупку картин собственные средства. О главной цели этого многолетнего труда он написал в завещании:

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

Последним даром Третьякова галерее был эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем».

И. Левитан «Над вечным покоем», 1894 г.

И. Левитан «Над вечным покоем», 1894 г.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







1323
14.06.2019 17:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также