История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    

Христиане, иудеи, цыгане, сектанты: Кого в Европе любили обвинять в людоедстве. Изображение людоеда от Гюстава Доре.

Христиане, иудеи, цыгане, сектанты: Кого в Европе любили обвинять в людоедстве. Изображение людоеда от Гюстава Доре.

Людоедство считается одним из самых сильных табу европейской цивилизации, большим преступлением, чем просто убийство. В сказках народов Европы людоеды всегда — отрицательные персонажи. Возможно, поэтому тех, кто не нравился среднему европейцу, часто обвиняли в людоедстве. И речь идёт не только о народах Америки, которых надо было завоевать ради золота и не мучиться потом совестью. Европейцы обвиняли и других европейцев.


Римляне против христиан


Древние римляне отличались большой религиозной гибкостью. Так, они поклонялись богам из дальних земель так же, как своим, когда узнавали о них во время военных походов. Они выстроили своих божеств в иерархию по греческому образцу, невзирая на то, какие между римскими богами были отношения до того. Иудеям, которых римляне в какой-то момент завоевали, разрешили ради исключения не поклоняться статуе императора как идолу и пользоваться монетами без его изображения.

Тем не менее, с ранними христианами гибкие римляне постоянно вступали в конфликт. Во-первых, в них видели серьёзную угрозу авторитету власти. Одно дело, когда божеством на земле императора не признают жители очень дальней провинции, и другое — когда это происходит на исконно римских землях (а христиане, конечно же, отказывались поклоняться и приносить жертвы статуям императоров). Во-вторых, раннее христианство очень сильно было проникнуто идеями равенство, оно ставило женщину практически наравне с мужчинами, а преступления по отношению к рабам считало такими же тяжёлыми, как и в отношении свободных людей. Это было прямым вызовом суровой римской иерархичности.

Нерон, рассматривающий казнённую христианку, от Генриха Семирадского.

Нерон, рассматривающий казнённую христианку, от Генриха Семирадского.


Христианство постоянно оказывалось вне закона, хотя порой давление со стороны властей слабело. К христианам часто испытывали неприязнь, считали носителями варварской (иерархию-то нормально не признают!) идеологии и из уст в уста передавали рассказы об их выходках.

Среди прочего, очень устойчив был миф, что христиане едят людей. Краем уха римляне слышали о причастии, во время которого съедают плоть Христа и выпивают кровь Христа, и, зная о Христе только то, что он был первым духовным учителем, толковали это как сохранение и поедание его останков. Разве не варварство?

Христиане, в свою очередь, считали, что некоторые виды казни древних римлян — чистейшее людоедство. Запекать или зажаривать человека — всё равно, что приготовлять блюдо, и какая разница, съедено ли оно потом, если всё равно из людей сделана еда?

Надо сказать, в религиозных войнах в Европе рассказы о людоедстве применялись и позже. Например, во время войны католиков с катарами ходили такие слухи о катарах. После массовых убийств вроде резни католиков в Ниме или Варфоломеевской ночи обвиняли друг друга в людоедстве и протестанты с католиками.

Изображение Варфоломеевской ночи от Франсуа Дюбуа. Протестанты и католики после каждой массовой резни обвиняли друг друга в осквернении трупов вплоть до отрезания частей для дальнейшего поедания.

Изображение Варфоломеевской ночи от Франсуа Дюбуа. Протестанты и католики после каждой массовой резни обвиняли друг друга в осквернении трупов вплоть до отрезания частей для дальнейшего поедания.


Евреи


Современные исследователи-фольклористы в славянских странах бывшего СССР сталкиваются с убеждением, что евреи скупают кровь в донорских центрах перед Пасхой — чтобы делать мацу. Сами по себе носители этого убеждения относятся к этой практике безразлично — разные бывают религиозные обряды, никто же не страдает.

Эти верования — отголоски слухов, упорно ходивших много веков по Европе, о том, что перед Пасхой евреи похищают и убивают христианских детей, чтобы готовить мацу на их крови или даже с частицами их высушенного и растёртого мяса. Вопросом, как евреи перебивались без христианских младенцев в дохристианские времена, при этом никто не задавался.

Даже сами эти слухи усиливали негативное отношение к евреям. Но они также легитимировали агрессию к ним вплоть до погромов и убийств, и евреи — при наличии в городе еврейского квартала — выступали основными подозреваемыми при исчезновении детей. Часто всякое расследование или суд считались излишними. Толпа просто шла «наказывать», убивая стольких, скольких может убить, и разживаясь снятыми с трупов вещами и украшениями.

Гравюра, изображающая евреев и христианского ребёнка.

Гравюра, изображающая евреев и христианского ребёнка.


Погромы по обвинению в убийстве детей христиан — реалии не только далёкого Средневековья. В 1946 году в Кельце исчез польский мальчик по имени Генрик Блашчик. Весь город искал его, но он объявился сам через два дня и рассказал, что его похитили евреи, держали взаперти и готовились убить с известными целями. Рассказ мальчика вызвал большие волнения, и поляки устроили погром.

До войны в городе жило 20 000 евреев, после освобождения из концлагеря вернулось около 200 выживших. В ходе погрома четверть из них были жестоко убиты и ещё четверть — серьёзно ранены. Позже выяснилось, что мальчика отсылал в деревню отец, а потом научил, что ему говорить — то есть погром был подготовлен заранее и использовал миф о еврейском людоедстве. Точно такие же погромы происходили в Польше и в предыдущие годы.

Уже в конце двадцатого века в России ходил рассказ о том, что рядовые евреи не знают, что маца делается на основе человеческой крови, потому что это тайна, которую хранят раввины — наполовину «извиняющий» миф.

Похороны после погромов в Кельце.

Похороны после погромов в Кельце.

Цыгане


Другой народ, постоянно подвергавшийся обвинениям в убийствах в кулинарных целях детей и случайных путников — цыгане. В развлекательном французском журнале Le petit journal за 1891 году на обложке был помещён рисунок, изображающий цыган, зажаривающих человеческое тело над костром, с подписью «Людоеды ещё существуют. Цыганский табор в Чехословакии (sic!) в ожидании, когда можно будет поесть человечины». Этот номер был воспринят публикой совершенно нормально. Ну, у нас, может быть, цыгане и цивилизовались, думал обыватель, а где-то ещё держатся за старые обычаи. Дикари-с!

Девятнадцатый век — это время, когда в Европе сильно смягчилось отношение к цыганам, что позволило им значительно легализоваться и интегрироваться всё больше. До того цыгане-людоеды, по убеждениям европейцев, бродили практически везде.

Обложка журнала с цыганами-людоедами.

Обложка журнала с цыганами-людоедами.

Установлен ли достоверно хоть один случай людоедства среди цыган? Такие расследования считались необязательными. Зато известен случай, когда в людоедстве признались сами цыгане. Произошёл он в Венгрии в 1782 году.

В одной из деревень пропали четверо мужчин. Немедленно по обнаружении этого факта властями был схвачен табор. И мужчин, и женщин пытали, чтобы дознаться, куда делись те мужчины. Сначала цыгане сознались в их убийстве, но пытки не прекратились. Дознаватели добивались сведений, куда цыгане дели тела. Наконец, цыгане сказали, что съели убитых, так что тел больше нет.

По итогам расследования цыган приговорили к смерти. Пятнадцать мужчин повесили, четырёх колесовали, с женщинами обошлись милосерднее — восемнадцати цыганкам отрубили голову. Ещё в процессе казни пропавшие вернулись в родную деревню (оказалось, что им подвернулся случайный заработок), и оставшуюся часть табора отпустили.

Картина Людвига Кнауса «Проверка документов». Справа вдалеке можно увидеть крестьян с палками, которые готовы напасть на «людоедов», если полицейский заметит что-то подозрительное.

Картина Людвига Кнауса «Проверка документов». Справа вдалеке можно увидеть крестьян с палками, которые готовы напасть на «людоедов», если полицейский заметит что-то подозрительное.

Знала ли Европа настоящих людоедов?


Поедание человечины было в Европе вполне распространённой практикой. Во-первых, во время голода, который разражался в Европе нередко, людям приходилось съедать уже умерших, чтобы выжить самим. А во время большого голода в Гановере власти даже разрешили торговать человечиной на рынках и в лавках. Во-вторых, отдельные банды горных разбойников не только убивали путников, но и съедали их — вероятно, в том числе из соображений повязать друг друга совместно совершённым ужасным преступлением, куда более ужасным, чем просто убийство и грабёж.

В-третьих, в Европе вплоть до двадцатого века практиковалось употребление человечины в пищу в медицинских целях. Считалось, что если ты ешь человека кусочками и для лечения, то это вовсе не людоедство. Особенно ценились части тела молодых казнённых (обязательно здоровых) преступников — в них будто бы полно было ещё нерастраченных сил, которые перейдут тому, кто их проглотит вместе с плотью хозяина. Вот, например, 10 холодящих кровь исторических примеров каннибализма и вампиризма среди европейцев.

Европейцы практиковали людоедство до недавних пор из-за медицинских заблуждений.

Европейцы практиковали людоедство до недавних пор из-за медицинских заблуждений.


Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








10284
15.07.2018 13:55
В закладки
Версия для печати




Смотрите также