Блог Юрия Хворостова   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен




+1 0
0
-1 0
   



До середины XX века во всех подводных лодках применялись 2 типа силовых установок. Для движения в надводном положении подводные лодки использовали мощные дизельные двигателя, а для подводного хода – электрическую тягу от аккумуляторных батарей. Таким образом запас автономности субмарин был сильно ограничен. Все изменилось в 1954 году. Именно в этот год США построили первую в мире атомную подводную лодку Nautilus. Совсем скоро – всего через 3 года, подлодка «на атомной тяге» появилась и у Советского Союза.


До развала СССР в 1991 году из-за всевозможных неисправностей и аварийных ситуаций 4 советские атомные подлодки затонули. Они до сих пор покоятся на морском дне и представляют реальную угрозу всему мировому океану.

Атомная подлодка К-27


В СССР все атомные субмарины классифицировались по проектам. В начале апреля 1962 года на воду была спущена единственная подлодка «проекта 645» К-27, которой NATO сразу же присвоило кодовое обозначение November. Уникальность этой субмарины состояла в том, что в ее 2 ядерных реакторах теплоносителем выступал жидкий металл. Однако уже с начала своей эксплуатации атомная силовая установка показала свое несовершенство.
Подводная лодка К-27 в последнем боевом походе / Фото: extremetech.com

Подводная лодка К-27 в последнем боевом походе / Фото: extremetech.com

Аварийные ситуации на борту К-27 возникали так часто, что на флоте субмарине присвоили язвительное прозвище – «Нагасаки». Некоторое время экипажу удавалось справляться с внештатными ситуациями. Пока конструкционные недостатки и просчеты в реакторах РМ-1 не стали причиной настоящей трагедии. Случилась она в 1968 году, 24 мая, во время штатных испытаний силовой установки.

Подлодка находилась в Баренцевом море, когда вследствие тестовых проверок режимов работы реакторов произошел сбой в теплообмене активной зоны ядерной установки. В результате часть тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) под действием высоких температур попросту расплавилась. На лодке произошел сильный выброс радиоактивных элементов, из-за чего весь экипаж субмарины – 105 человек, получил разные дозы облучения.
Подлодка проекта 645 / Фото: themoscowtimes.com

Подлодка проекта 645 / Фото: themoscowtimes.com

Больше всего радиации приняли на себя те члены экипажа, которые находились в непосредственной близости от аварийного реактора. Двадцать человек получили дозы в пределах 600-1000 рентген, что в тысячи раз больше максимально допустимых. В результате таких радиационных нагрузок 9 членов экипажа погибли прямо на месте. Корпус и внутренности субмарины также были сильно загрязнены радиацией.

Несмотря на это подлодка К-27 еще 11 лет эксплуатировалась и была исключена из состава ВМФ Советского Союза лишь 1 февраля 1979 года. Радиационное загрязнение субмарины после аварии 1968 года было настолько сильным, что ее решили законсервировать и после этого принудительно затопить. «Моторный» отсек, где располагались реакторы, был залит почти 300 тоннами битума и в сентябре 1981 года субмарину затопили на глубине 75 метров в Карском море.
Затопленная в Карском море подлодка К-27 / Фото: researchgate.net

Затопленная в Карском море подлодка К-27 / Фото: researchgate.net

Еще в 2012 году после исследований состояния подводной лодки и всевозможных анализов, К-27 было решено поднять на поверхность для дальнейшей ее полной утилизации. Эти работы запланированы на следующий, 2022 год.

Подводная лодка К-8


Как и подлодка К-27, субмарина К-8 была такой же неблагополучной с точки зрения надежности атомной силовой установки. На борту лодки, которая была частью проекта 627А «Кит», за 10 лет эксплуатации с момента ее спуска на воду в 1960 году, случился ряд аварийных ситуаций. В результате их члены экипажа получали существенные дозы радиационного облучения. Однако в роковой для себя день 12 апреля 1970 года причиной гибели субмарины стал как раз и не ядерный реактор.
Атомная подводная лодка К-8 / Фото: theleansubmariner.com

Атомная подводная лодка К-8 / Фото: theleansubmariner.com

Весной 1970 года СССР проводил одни из самых крупных тактических военных учений для своего флота «Океан-70». Участвовала в них и подлодка К-8. Во время планового подъема с глубины 150 метров в отсеке гидроакустиков вспыхнул пожар, причиной которого стало короткое замыкание в электрических цепях оборудования. Огонь начал быстро распространяться по лодке, дойдя, в том числе и до реакторного отсека. Чтобы предотвратить ядерную катастрофу, персонал силовой установки, рискуя жизнями, потушил огонь. Субмарина благополучно всплыла и началась эвакуация экипажа.

Однако на поверхности Бискайского залива в те дни бушевал шторм, сила которого доходила до 8 баллов. Из-за неспокойного моря, а также повреждений, нанесенных субмарине огнем, она потеряла свою остойчивость. Несмотря на все попытки моряков исполнить приказ военного командования СССР и любой ценой спасти подводную лодку, через 4 дня после пожара К-8 вместе с капитаном В. Бессоновым и 52 членами экипажа (из 104) пошла ко дну.
Советская субмарина проекта 627А «Кит» / Фото: spb.org.ru

Советская субмарина проекта 627А «Кит» / Фото: spb.org.ru

В настоящее время субмарина вместе с 2 ядерными реакторами, а также 4 торпедами с атомными боезарядами, находится на дне Атлантики в 500 километрах от берегов Испании на глубине 4 тысячи 680 метров. Пока у человечества нет никаких технических возможностей, чтобы безопасно поднять со дна Бискайского залива опасные ядерные останки подводной лодки К-8.

Атомная подлодка К-219


В начале февраля 1972 года в состав ВМФ СССР вошел атомный ракетный крейсер проекта 667А «Навага» – субмарина К-219.И уже чуть больше, чем через 1 год, на подлодке произошла первая авария, в результате которой погиб 1 член экипажа: в результате разгерметизации пусковой ракетной шахты №15 вода, смешавшись с компонентами топлива ракет – димера диоксида азота, образовала азотную кислоту. В результате в шахте произошел взрыв и она была затоплена.
Советский атомный ракетный крейсер проекта 667А «Навага» / Фото: rebellionresearch.com

Советский атомный ракетный крейсер проекта 667А «Навага» / Фото: rebellionresearch.com

После инцидента аварийную шахту заглушили, а субмарину продолжили эксплуатировать в штатном режиме. В 1975 году К-219 была модернизирована уже по проекту 667АУ «Налим», а в 1980 году подверглась полному капитальному ремонту. До начала осени 1986 года субмарина, вооруженная 15 баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и 20 торпедами (2 из которых также имели ядерный заряд) регулярно несла боевые дежурства.
Советская субмарина на боевом дежурстве / Фото: inf.news

Советская субмарина на боевом дежурстве / Фото: inf.news

Во время тактического маневра проверки наличия слежения, при котором субмарина делает резкие изменения курса вплоть до поворота на 180 градусов (американцы называют такой маневр русских Crazy Ivan – «Сумасшедший Иван»), на борту К-219 произошла разгерметизация ракетно-пусковой шахты №6. Из-за резкого подтопления подлодка «провалилась» на глубину в 300 метров. Вода продолжала пребывать и было предложено экстренно всплыть для того, чтобы заполнить шахту водой и вытолкнуть поврежденную ракету за борт.

Однако взрыв произошел раньше. Вследствие его был поврежден не только корпус, но и оболочки боеголовок ракет с плутонием. Через несколько часов после взрыва правый реактор начал сильно перегреваться, что могло привести к его детонации. Ценой своей жизни 20-летний Сергей Преминин – матрос, трюмный машинист дивизиона движения электромеханической боевой части субмарины, вручную опустил компенсирующие решетки в реакторном отделении. Предотвратив тем самым ядерную катастрофу в Гольфстриме.
Терпящая бедствие субмарина К-219. На фото видно поврежденную взрывом пусковую шахту / Фото: livescience.com

Терпящая бедствие субмарина К-219. На фото видно поврежденную взрывом пусковую шахту / Фото: livescience.com

Подоспевшие на помощь терпящей бедствие подлодке советские гражданские корабли, смогли эвакуировать большую часть подводников. На субмарине остались только капитан и члены так называемой «аварийной партии» экипажа. Что касается погибших, то непосредственно на борту их было 4. Еще столько же членов экипажа умерли немного позже. Подлодку было решено отбуксировать в мурманский порт.

На этапе буксирования трос не выдержал и оборвался. Вода постоянно пребывала внутрь отсеков субмарины. Днем, 6 октября 1986 года, К-219 на ровном киле пошла на дно Антарктики. Сегодня останки ракетного подводного крейсера стратегического назначения покоятся на глубине 5 с половиной километров.

Подлодка К-278 «Комсомолец»


В День победы, 9 мая 1983 года, в СССР на воду была спущена единственная субмарина проекта 685 «Плавник» – К-278 «Комсомолец». В классификации NATO эта советская атомная подлодка значилась под кодовым «именем» Mike. При постройке «Комсомольца» советские инженеры использовали уникальные титановые сплавы, из-за чего корпус субмарины получился особенно устойчивым к высокому давлению океанских глубин.
Подлодка К-278 «Комсомолец» уходит на свое последнее боевое дежурство / Фото: en.topcor.ru

Подлодка К-278 «Комсомолец» уходит на свое последнее боевое дежурство / Фото: en.topcor.ru

Именно К-278 принадлежит рекорд погружения для боевых подводных лодок, который не побит и до сих пор. В августе 1985 года «Комсомолец» смог уйти на глубину в 1 километр и 27 метров и благополучно всплыть на поверхность. Однако уже меньше чем через 4 года субмарина-рекордсмен выйдет в свой последний боевой поход – 7 апреля 1989 года К-278 затонет в Норвежском море.

На борту «Комсомольца», который в то время нес боевое дежурство и двигался со скоростью 8 узлов на глубине в 380 метров, начался пожар. До настоящего времени причины его возникновения так и не установлены. Все попытки экипажа ликвидировать огонь не увенчались успехом, однако лодке удалось благополучно всплыть на поверхность. Все это время пожар усиливался, превращаясь из локального в объемный.
Пожар на атомной подлодке К-278 «Комсомолец» / Фото: freetime.co.uk

Пожар на атомной подлодке К-278 «Комсомолец» / Фото: freetime.co.uk

Корпус атомной субмарины начал давать крен на левый борт и корму, после чего командир «Комсомольца», капитан 1 ранга Е. Ванин, отдал приказ об эвакуации экипажа. Буквально через несколько минут после этого подводная лодка, полностью утратив остойчивость, начала стремительно погружаться в холодные воды Норвежского моря. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. В том числе и капитан субмарины.

В настоящее время «Комсомолец» покоится на глубине примерно 1,7 километра. Место нахождения затонувшей подлодки известно ученым и исследователям. Как норвежские, так и российские специалисты ведут постоянный мониторинг загрязнения радиоактивными изотопами на всей прилегающей акватории Норвежского моря.
Забор проб воды из вентиляционной шахты затонувшей подводной лодки «Комсомолец», 7 июля 2019 года / Фото: dsa.no

Забор проб воды из вентиляционной шахты затонувшей подводной лодки «Комсомолец», 7 июля 2019 года / Фото: dsa.no

Последние исследования 2019 года показали, что хотя видимой угрозы Норвегии или континентальной части РФ пока нет – радиационный фон на дне возле «Комсомольца» уже превышает допустимый в 100 тысяч раз.

Американские «субмарины-Чернобыли»


Кроме четырех советских атомных подлодок на дне мирового океана находятся и две американские военные субмарины. Весной 1963 года в водах северной Атлантики в период испытательных маневров затонула подлодка USS Thresher. В результате катастрофы погибло 129 человек. Среди них находились не только члены экипажа (112 моряков-подводников), но и 17 инженеров (гражданских лиц).
Вид на рубку подводной лодки USS Thresher, 24 июля 1961 год / Фото: history.navy.mil

Вид на рубку подводной лодки USS Thresher, 24 июля 1961 год / Фото: history.navy.mil

Останки подлодки покоятся на дне глубиной более 2,5 километров, хотя реактор субмарины при погружениях к ней исследовательских аппаратов так и не был обнаружен.

Еще одна американская атомная подлодка USS Scorpion затонула вместе с экипажем из 99 человек 22 мая 1968 года в том же Атлантическом океане во время возвращения в Норфолк из Средиземного моря. Причиной затопления является внезапное разрушение корпуса лодки под действием сильного гидростатического давления.
Американская субмарина USS Scorpion, 1963 год / Фото: hisutton.com

Американская субмарина USS Scorpion, 1963 год / Фото: hisutton.com

Скорее всего, на борту субмарины взорвалась одна из торпед. Точное место нахождения останков «Скорпиона» (кроме глубины, которая составляет более 3 тысяч метров) американские власти до сих пор держат в секрете. Как и состояние реактора и атомного боевого арсенала подлодки.
Кормовая часть «Скорпиона», август 1986 года / Фото: history.navy.mil

Кормовая часть «Скорпиона», август 1986 года / Фото: history.navy.mil

Опасность, которую несут собой затонувшие атомные субмарины, вполне реальна. Ведь каждая из них может стать полноценным новым Чернобылем в мировом океане. А это настоящая угроза для будущего всей биологической жизни на планете Земля.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







6038
15.07.2021 22:28
В закладки
Версия для печати





Смотрите также