Вокруг света   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0



Сада Якко – необычная женщина во всех смыслах этого слова. Она объединила весь мир и показала, какая на самом деле у нее прекрасная страна. Женщина пришла в полностью мужской японский театр и реформировала его одним своим появлением. Став настоящим феноменом ХХ века, она объездила весь мир и изменила его, хотя дома ее так до конца и не приняли.

Гейша


Сада Якко.  / Фото: easternimp.blogspot.com

Сада Якко. / Фото: easternimp.blogspot.com

Настоящее имя Сада Якко – Сада Кояма. Она появилась в семье обедневшего самурая. Когда девочке было 7 лет, родители отдали её в дом гейш на воспитание. Там Сада получила хорошее образование, овладела грамотой, научилась играть на кото и петь. Особый интерес у нее вызывали танцы, в будущем именно они принесли ей славу. Талант очень одарённой японки отмечала сама Айседора Дункан.

Когда Сада было 15, тогдашние японский премьер-министр Ито Хиробуми, заключил с ней контракт на право совершения обряда мидзуагэ (обряда взросления). Пройдет еще несколько лет и он отпустит девушку, но на протяжении всей жизни останется ее советчиком и хорошим другом.

Именно премьер познакомил Сада с будущим мужем Каваками Отодзиро. Избранник девушки был актером театра Кабуки и настоящим борцом за народные права. В юности он работал в полиции, но за призывы к демократии был уволен, и позже стал членом либеральной партии. Каваками был человеком идейным и скоро решил свои идеалы вывести на новый уровень. Поэтому организовал свою театральную труппу, которая ставила театральные пародии. К моменту знакомства с Сада он уже выступал со своим небольшим театром и взял супругу туда играть.

Мужской театр


Сада Якко.  / Фото: Пинтерест

Сада Якко. / Фото: Пинтерест

Кабуки веками является исключительно мужским театром. Появление женщины было сенсационным для XIX века. Правда, интересно, что в момент появления Кабуки распределение ролей было совсем другим. В 1603 году его основала женщина по имени Окуни. По ее задумке, театр должен был стать обителью для девушек легкого поведения, которые хотят покончить с продажей своего тела.

Постановки пользовались успехом, но этого была и обратная сторона медали: Кабуки притянул к себе внимание правительства, которое считало, что женщины, переодевающиеся в мужчин, это нечто аморальное. Но основательницу театра это не смутило. Сначала трупы были смешанными, но позже все-таки стали полностью мужскими. Да и сам репертуар изменился: сначала это были легкие танцевальные постановки, а позже Кабуки превратился в серьезное драматическое искусство.

Муж Сада, Каваками, хотел разрушить неактуальные, по его мнению, устои. Он начал ставить некоторые европейские постановки на японский манер, а когда пригласил Садо Якко в театр, то произвел почти что революцию.
Сада-Якко с мужем Отохиро Каваками. / Фото: Getty Images

Сада-Якко с мужем Отохиро Каваками. / Фото: Getty Images

Неизвестно, принималось это решение Каваками Отодзиро спонтанно или же он специально привел женщину в трупу, чтобы как-то ее оживить и привлечь внимание, так как до прихода Сада труппа не была очень популярной. Но как только бывшая гейша появилась в коллективе, все изменилось. Роли, которые исполняла Сада, произвели фурор.

Своей грацией она просто пленила всех, как только появлялась на сцене. Якко открыла своей труппе будущее далеко за пределами закрытой Японии.

Сама артистка из всех своих туров выделяла именно гастроли по США. Театр выступал в Сан-Франциско, Чикаго и Нью-Йорке. Выступив перед американской публикой, бывшая гейша стала настоящей звездой, она потрясла западное общество, которая не знало другой культуры.

Парижская всемирная выставка


Сада-Якко в роли Офелии. / Фото: Getty Images

Сада-Якко в роли Офелии. / Фото: Getty Images

Еще одним важным событием в жизни Сада Якко стала Парижская Всемирная выставка, которая проходила в 1900 году. Ее темой был «Итог эпохи». Выставка собирала знаменитых художников, артистов и писателей именно они превратили Садда Якко из танцовщицы в национальной символ Японии.

Многими выставка воспринималась как «встреча нового», не только столетия, но и стиля жизни и искусства. На парижских набережных и проспектах располагались движущиеся тротуары, улицы заполнились огромным количеством павильонов, 4 из которых были японскими. Япония и до этого участвовала в различных выставках но ее воспринимали как какую-то диковинку, а не страну с богатой и самобытной культурой и историей.
Япония к выставке готовилась 4 года, к тому же в это время страна находилась в расцвете, потому неудивительно, что на выставке они обратили на себя такое большое внимание.
Сада Якко. / Фото: flickr.com

Сада Якко. / Фото: flickr.com

Гости японских павильонах были поражены настоящем восточным чудом – театром Кабуки.
Выступление бывшей гейши Сада Якко не было не похоже ни на что, ни на революционные танцы, ни на классический балет. Артистка была легкой, завораживающей и совсем нетипичной для западной культуры. На представления люди ходили по несколько раз, а чтобы купить билет нужно было отстоять большую очередь.

Сада Якка на сцене просто поражала: беззащитная хрупкая, но имеющая огромную внутреннюю опору она приковывала глаза зрителей к себе. На один из вечеров, когда она выступала в постановке «Гейша и рыцарь», пришел композитор Джакомо Пуччини. Именно она вдохновила его написать «Мадам Баттерфляй».
Сада Якко. скетч Пикассо. / Фото: Пинтерест

Сада Якко. скетч Пикассо. / Фото: Пинтерест

В другой вечер Якко заметил сам Пабло Пикассо. Он создал несколько работ посвящённых известной японской танцовщице. Главной темой был рисунок танца.

Европа была вдохновлена Садо Якко, но также и она была вдохновлена Европой. Когда она вернулась домой, то с мужем они взялись за серьёзные эксперименты: ставили Уайлда, Шекспира и даже Чехова, все приправляя традиционным японским антуражем.

Сада Якко и Россия


Сада Якко на обложке Harper’s Bazar (1900). / Фото: соцсети

Сада Якко на обложке Harper’s Bazar (1900). / Фото: соцсети

Театр Кабуки набирал популярность, вся Европа гудела о Сада Якко, единственной женщине в исключительно мужском мужской трупе, поэтому было решено привезти Кабуки в Россию. В 1902 году трупа Каваками приехала в Москву и Петербург. Они дали всего несколько представлений в двух городах, но вызвали невероятный общественный резонанс.

Публика и критики довольно неоднозначно приняли эти постановки: с одной стороны выступление японского театра было для них непонятным и чужеродным, но все же цепляющим, а с другой стороны традиционные японские сюжеты все же не дали зрителю полностью оценить весь замысел постановок.
Российские режиссеры после приезда театра Кабуки задумались об экспериментах. Например введении новых техник и форм и, конечно же, трансформации визуальной составляющей. Ведь постановки японского театра приковывают к себе взгляд, как только актеры появляется на сцене, все благодаря ярким традиционным костюмам.

Возвращение домой


Сада Якко. / Фото: Getty Images

Сада Якко. / Фото: Getty Images

За рубежом Сада Якко стала настоящей звездой, ей аплодировали Нью-Йорк, Берлин и Париж. Но по возвращении в родную Японию все совсем изменилось: артистка жила в тени мужа, а очень скоро ее танцевальная карьера была завершена. Трупа Каваками, которая собрала настоящих поклонников по всему миру, на родине, скорее, осуждалась. Якко, которая знала, что такое бедность не понаслышке, понимала, что комфортную жизнь ей не обеспечит её уходящая популярность.

Сада Якко была одной из создательниц текстильной фабрики и под ее именем начали выпускаться кимоно. Европейские модницы были в восторге от традиционных японских платьев, поэтому предприятие стало успешным.

После окончания танцевальной карьеры она не оставила танцы совсем. Сада помогала другим девушкам, которые хотели выступать в театре: она создала первую танцевальную школу для женщин 1904 году, а в 1924 – для детей.

Когда ее супруг умер, она встретила любовь своей юности Фукудзаву Момосукэ. Он был женат, а она уже овдовела, но юношеские чувства между ними вспыхнули с новой силой. Почти 20 лет длился их трогательный роман. Сада пережила Вторую мировую войну и японскую оккупацию. Артистка ушла из жизни в почтенном возрасте 75 лет, ее здоровье унесла онкология. А Как древняя японская техника укиё повлияла на современное искусство >>

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1641
16.01.2025 23:01
В закладки
Версия для печати




Смотрите также