
“Бесовская пища”… Интригующее название, не правда ли? А ведь когда-то так называли продукты, которые сегодня можно найти в любом магазине. В истории русской кухни были свои “белые пятна” и кулинарные предрассудки. Некоторые продукты вызывали подозрение, другие считались “нечистыми”, а третьи просто не находили понимания у наших предков. И за их употребление можно было столкнуться с общественным осуждением или даже более серьезными последствиями.
Кофе, чай и табак: от опалы к повседневности

Чай появился на Руси в 1638 году. / www.sun9-15.userapi.com
Кофе. “Дьявольское зелье”? Звучит зловеще. В разные времена и в разных странах, от Арабских государств до Европы, кофе то и дело попадал под запрет. Английские дамы даже жаловались, что кофе способен «иссушать» мужскую страсть.
Но на Руси пошли своим путем. Кофе не то чтобы запрещали. Скорее, заставляли пить! Вот такой парадокс.
Именно Петр I привез кофе в Россию. Сам он распробовал этот “тонизирующий напиток” во время своего путешествия в Голландию. И, вернувшись, издал указ: на ассамблеях поить посетителей кофе. Более того, его стали подавать посетителям Кунсткамеры при входе. Бесплатно!
Но народ не спешил оценить заморскую новинку. Русь была богата своими напитками: квас, сбитень, настойки на травах. А дорогостоящие кофейные зерна особо никого не привлекали. Да среди народа ходили слухи, что кофе это дар самого дьявола. Были даже поговорки были соответствующие: “Чай на трех соборах проклят, а кофе на семи!”
Зато Екатерина II стала настоящей фанаткой кофе. По ее приказу повара брали 400 грамм промолотых зерен на 5 чашечек. Меньшую крепость императрица считала неподходящей. Представляете, какой бодрящий напиток получался?
А что же с чаем? Русский стол, деревенская идиллия… И конечно же, самовар, чай и долгие задушевные беседы зимним вечером. Кажется, что чай был с нами всегда. Но на самом деле, его оценили на Руси не сразу и называли греховным напитком.
Говорили, что тот, кто чай пьет, от Бога отчаивается, а кто кофе употребляет, тот на Христа ков налагает.
Впервые русский человек смог попробовать чай в 1638 году. Царский стольник Василий Старков, который был послом в Монголии, оценил этот напиток на пиру. Алтын-хан, заметив это, отправил в подарок царю Михаилу Федоровичу несколько пудов чая. Сначала дворяне не знали, что с этим подарком делать. Но позднее догадались — залили кипятком. Так чай занял место одного из любимых напитков на столе царя. А вот для крестьян заморский чаек был недоступен. Чай пили только по особым случаям. Отсюда пошло словосочетание: “побаловаться чайком ”. Некоторые бедняки не имели понятия, как правильно заваривать напиток.
Табак. На Руси он появился в 16-17 веках. Пути были разные: купцы из Англии, наемные офицеры, интервенты, казаки времен Смуты. Все они привозили с собой этот “запретный плод”. Но Смута закончилась, и “вольности” тоже. При Михаиле Федоровиче табак попал в немилость. Когда случился страшный пожар в Москве (в 1634 году), его виновником объявили курение, а за табак стали карать смертью! Правда, до смертной казни доходило нечасто. Обычно курильщику “только лишь ” отрезали нос. Алексей Михайлович, однако, увидел в табаке выгоду. В 1646 году он ввел государственную монополию на его реализацию. Но тут вмешался патриарх Никон, влиятельный религиозный деятель. Он убедил молодого царя вернуть жесткие меры, назвав табак “богомерзким зельем”.
Соборное Уложение 1649 года предписывало применять к курильщикам наказание батогами, вырывать ноздри и отправлять в ссылку. Даже женщин.
Со временем, вопреки первоначальному неприятию и жестоким наказаниям наказания, отношение к табаку в России кардинально изменилось. Петровская эпоха ознаменовала собой легализацию (и даже поощрение) табакокурения. “Богомерзкое зелье” постепенно превратилось в обыденный продукт. Который, кстати, приносил немалый доход государству.
Картофель и помидоры: от яда к любимым продуктам

На Руси помидорки использовали как украшение. / www.avatars.mds.yandex.net
Картофель… Сегодня без него трудно представить русскую кухню. “Второй хлеб”, как его называют. Но когда-то он с трудом приживался на нашей земле. Не то чтобы его запрещали, просто народ долго не мог к нему привыкнуть.
В Россию картошку завез Петр I, большой почитатель заморских диковинок. Отведав картошечки в Голландии, он приказал привезти на родину мешок клубней для посадки. На российской земле картофель отлично прижился. Но крестьяне боялись нового растения и категорически не хотели его выращивать. Уж слишком незнакомое, подозрительное… Кроме того, поначалу часто случались отравления. Все из-за того, что люди не умели готовить картошку правильно. Ели зеленые корнеплоды, похожие на мелкие помидорки. А они, как известно, ядовиты.
Да и название корнеплода вызывало волнение. Крестьяне узнали, что “картофель” — это от немецкого “крафт тойфель”. А в переводе это означает “дьявольская сила”.
Есть даже интересная история (хотя, скорее, миф), как Петр I повысил популярность картошки. Он велел засадить поля картошкой и охранять их. Вооруженная охрана днем стерегла поля, а ночью уходила. Искушение было велико. Крестьяне стали воровать картошку, ставшую запретным плодом и сажать на своих участках. Гениальный маркетинговый ход, если это правда.

Сегодня помидоры любят многие, от мала до велика. Но когда-то наши предки и думать не хотели, чтобы есть эти красные плоды. Официально томаты никогда не были под запретом. Но в качестве еды их признали далеко не сразу.
Длительно они считались ядовитыми! Не зря у них были такие зловещие прозвища: “бешеные ягоды”, “греховные плоды”, “псинки”. В России помидоры появились, скорее всего, во 2 половине 18 века, приехав из Европы. Сначала их применяли как украшение! Томатами оплетали изгороди, беседки. Красивое сочетание красных ягод и зеленой ботвы оценили хозяйки. Горшки с ростками помидоров ставили на подоконники, как обычные комнатные цветочки.
Дворяне же дарили любимым девушкам кустики помидоров, как символ верности и любви. Романтика! Потом обнаружили, что помидоры еще и лечебные. Кашицу из протертых плодов использовали для лечения ран. И лишь в самом конце XVIII начале XIX века помидоры наконец-то признали съедобными. А широкое распространение они получили уже после Второй мировой войны. Вот такая долгая дорога к признанию.
Телятина, конина

Отношение к телятине и конине как к еде было достаточно сложным.
Конина. Что первым делом приходит в голову при этом слове? Вероятно, не аппетитное блюдо. Скорее, вопросы: “Это вообще едят?” или “А это законно?”. А ведь когда-то конина была вполне обыденной едой, как говядина сейчас. Представьте: пещерные люди, вместо стейка из мамонта, вполне могли жарить себе конину на костре. И ничего, выжили. Более того, именно конина, возможно, помогла им выжить в суровых условиях. Вообще, лошадь приручили не только для того, чтобы на ней ездить или пахать землю. Мясо тоже шло в дело. Но потом религия внесла свои коррективы. Христианство, опираясь на Ветхий Завет, запретило есть конину. Почему? Точно никто не знает. Может, из-за языческих ритуалов, связанных с лошадьми, может, просто так решили.
В Европе к конине долго относились свысока. Считалось, что это еда для бедняков или тех, кто оказался в безнадежной ситуации. Но вот ирония судьбы: в XIX веке, когда коровье бешенство выкосило целые стада, именно конина спасла европейцев от голода. Внезапно оказалось, что это не такое уж и плохое мясо. Примерно в то же время конину “реабилитировали” и в России, правда, особого энтузиазма это не вызвало. Но до сих пор многие не могут пересилить себя. Лошадь это же друг человека! Как можно ее есть? Это примерно как съесть любимого кота или собаку. Но ведь в Азии, например, конина вполне обычное дело. Там ее и жарят, и варят, и коптят.
Кстати, о вкусе. Говорят, что конина это жесткое и невкусное мясо. Но тут все зависит от приготовления. Если правильно замариновать и потушить, то получится очень даже ничего. А еще говорят, что солдаты Наполеона, отступая из России, ели умерших лошадей, приправляя мясо порохом. Неудивительно, что после этого у европейцев сложилось такое отвратительное впечатление о конине. Но это, возможно, байки.
Телятина с хреном, с грибами, ребрышки запеченные в горшке … Сегодня эти блюда кажутся нам обыденными, а когда-то они были роскошью. И дело тут не в каком-то строгом запрете, а в простой крестьянской бережливости. Долгие века телятина на Руси считалась нежелательным продуктом. Изначально все дело было в заботе о будущем. Зарезать теленка, чтобы поесть нежного мяса казалось крестьянину непростительным расточительством. Ведь из теленка вырастет корова, которая даст молоко, а там и новые телята появятся. Вот такая простая арифметика. Со временем эта бережливость превратилась в традицию, а потом и вовсе обросла какими-то мистическими суевериями.
Об этом даже иностранцы писали. К примеру, Жак Маржерет, который в России побывал, удивлялся, что быки и коровы быстро размножаются, так как в России телятину не едят. И лишь к концу 18 века телятина стала появляться на пиршественных столах знати. Ну а потом, постепенно, добралась и до столов людей попроще.
Поначалу крестьянам так не нравился картофель, что они устраивали бунты: Почему крестьяне боялись корнеплода пуще неприятеля.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: