
История знает множество героев Великой Отечественной войны. Кто-то из них более известен, кто-то менее. Особняком стоят легендарные лётчики-асы. О них ходит множество легенд. Одним из таких героев был Борис Ермаков, по прозвищу «Огненный Борис». Его феноменальное везение и отвага поражали многих. Сам же он не любил говорить о себе. О нём сохранилось крайне мало информации. Кем же был Огненный Борис и какой легендарный подвиг совершил?
Огненное детство
По иронии судьбы с самого раннего детства жизнь Бориса была тесно связана с огнём. Он родился в маленьком посёлке на Урале. Отец работал слесарем на заводе, а мать преподавала в школе. Вся округа была заполнена старыми шахтами, где то и дело вспыхивали пожары из-за выходящих газов или неосторожного обращения со взрывчатыми материалами. Однажды Борис чуть не погиб при взрыве газового колодца, его спасли горняки. Мальчик видел, как огонь охватил одежду шахтёра, слышал запах горелой плоти. С тех пор он понял, какой мощной силой является огонь.
С раннего детства Бориса манило небо. Он очень любил читать книги про лётчиков. В подростковом возрасте записался в местный аэроклуб и уже к 18 годам имел некоторую практику полётов. Когда грянула Великая Отечественная война, он сразу пошёл добровольцем в авиацию. Несмотря на сложности со здоровьем и отсутствие теоретических знаний, Бориса взяли, ведь фронту нужны были пилоты. Молодой человек стал обучаться полётам на штурмовике ИЛ-2.
Лётчик-виртуоз и любимчик судьбы
Когда пришёл приказ атаковать колонну вражеской техники, Борис трясущимися руками взялся за штурвал и поднялся в небо. Это был его первый боевой вылет. Он шёл в паре с опытным ведущим. Внизу тянулись бесконечные разрушенные деревни, вдали виднелись огненные залпы артиллерии. Вдруг среди всего этого хаоса лётчик увидел колонну. Ведущий скомандовал: «Атакуем!», - и ушёл в пике. Борис последовал за ним. Градом пуль он прошивал вражескую технику, а его машина сотрясалась от снарядов, которыми его пытались подбить немцы.
Внизу раздался мощный взрыв, было очевидно, что Борис попал в бензовоз. Ведущий приказал сделать ещё один заход. Они повторно нырнули к земле. После успешной атаки отправились на аэродром. Когда приземлились, крыло самолёта Бориса полыхало, механики тушили пожар, а сам лётчик выбрался из кабины, шатаясь от усталости.

Штурмовик ИЛ-2. / Фото: wikipedia.org
Механики подивились его везучести. После этого был ещё не один боевой вылет и Борис всегда возвращался с победой. В небе он был дерзок и искусен. На цель заходил с гораздо более нижней высоты, чем было положено. Таким образом ему удавалось застать противника врасплох, ведь они ожидали всегда атаки сверху, а он подбирался к цели, буквально касаясь верхушек деревьев.
Подобная техника требовала не просто мастерства пилота, а подлинной виртуозности, ведь нужно было вписаться в рельеф, не задеть линии электропередач. Борис был таким виртуозом. Он практически сливался со своим самолётом в единое целое. Начальство сначала ругалось, но когда увидело результат, то смирилось. Борис водил тяжёлый штурмовик как истребитель. Со временем лётчика стали называть Огненный Борис, ведь каждый его заход оставлял позади лишь пожарище из вражеской техники. Сам он горел не раз, но всегда возвращался в часть невредимым.
1942 год был для Красной армии слишком тяжёлым. Потери были ужасными. В том числе и в авиации. Орудия противника постоянно совершенствовались и всё легче сбивали ИЛ-2. К этому времени у Бориса было уже около 60 боевых вылетов. Он пережил за это время многое и многих. Однажды был сбит и два дня пробирался пешком к своим. Он был изранен, но не сломлен. Словно заговорённый, он сел опять за штурвал нового ИЛ-2 и продолжил громить фашистов.

Лётчик-ас не мог без неба. / Фото: youtube.com
Товарищи убеждались не раз, что если в группе летит Борис, значит их ждёт успех. Один раз в неравном бою с несколькими немецкими истребителями, лётчик умудрился сбить мессершмитт на своём неповоротливом штурмовике. Как это ему удалось — загадка. Товарищи, которые наблюдали за этим с земли, рассказывали, что он пошёл на очень смелый манёвр. Пилот притворился, что теряет высоту, а потом внезапно выдал короткую очередь и подбитый мессер рухнул в поле.
О Борисе говорили, что ему покровительствует сама судьба. Самая удивительная история из его практики — это, безусловно, таран бензовозов. Именно этот случай закрепил за ним окончательно прозвище «Огненный».
Таран бензовоза
Это случилось в конце 1942 года или в начале 1943 — тут письменные источники расходятся в датах. Нужно было атаковать немецкую колонну, которая доставляла топливо на передовую. До этого на задание отправлялись несколько групп, но не могли прорваться через мощный зенитный заслон. Командование решило, что последний шанс на успех — это Борис. Его отправили вместе с парой других смельчаков. Нужно было атаковать неожиданно. Во время вылета двое товарищей Бориса были подбиты, а у него самого внезапно заклинило оружие. Казалось, что удача изменила своему любимчику.
Лётчик с отчаянием созерцал колонну немецкой техники и понимал, что не сможет вернуться ни с чем. Он сделал немыслимый выбор — решился на таран. Настоящий воздушный таран — это самоубийство, а уж такая акция на земле — это гарантированная смерть, да и ИЛ-2 мало приспособлен для подобных манёвров. Борис увидел, что несколько бензовозов движутся цепочкой и если ударить по центральной машине, то взрыв остановит колонну.
Лётчик опустился на минимальную высоту и протаранил бензовоз. Взрыв, по словам свидетелей, последовавший за этим, был такой силы, что пламя взвилось до небес, а карающий ИЛ растворился в огне. Все решили, что Борис погиб, но дальше произошло нечто, мало поддающееся логике. Кусок самолёта, а точнее его фюзеляж с кабиной плавно пролетели ещё несколько сотен метров и остановились в поле, охваченные огнём. Немцы тем временем метались в панике, а машины в колонне взрывались одна за другой.
Борис же выполз из горящего самолёта и упал в ближайшую канаву, на ходу сбрасывая горящую куртку. Он сильно обгорел, но был жив. Отважный лётчик потерял сознание и его обнаружили по счастливой случайности советские танкисты, ведущие наступление на этом участке. Этот подвиг Бориса Ермакова стал легендарным.

Подвиг Бориса Ермакова стал легендарным. / Фото: rg.ru
Вернуться в строй
За этим последовали долгие месяцы лечения и реабилитации. Никто не рассчитывал, что лётчик когда-нибудь вернётся в строй. Врачи запретили ему летать, но Борис стал упорно тренировать своё тело, мечтая вернуться на фронт. Медики считали его психом, но он не оставлял своих попыток.
Комиссия колебалась, а Ермаков, которого теперь официально называли Огненный Борис, упорно шёл к своей цели. Он должен был добить фашистов. На дворе шёл 1944 год, Красная армия уверенно наступала, но потери всё равно были огромными, а лётчики-асы ценились на вес золота и Борису позволили вернуться к своей лётной работе.

Лётчики-асы были на вес золота. / Фото: youtube.com
Героический лётчик активно участвовал во всех операциях. Он стал ещё более решительным. Борис совершал совершенно немыслимые подвиги, при этом был очень скромным и никогда не стремился к славе. Однажды в часть прибыл маршал авиации, чтобы вручить награды. Когда он увидел Ермакова, то спросил почему тот, совершив столько подвигов, до сих пор остаётся в звании старшего лейтенанта. Лётчик ответил, что ему не до званий, лишь бы гнать фашистов до самого их логова.
Этот вопрос так и остался нерешённым. Сам Борис этим не интересовался, а остальное делала бюрократия и зависть некоторых командиров. Лётчик мечтал о мире, его душу разрывали картины войны: мёртвые тела мирных граждан, детей...
В январе 1945 года война вошла в свою заключительную фазу. Немцев уже догнали до Германии. Тот период стал для Бориса особенно напряжённым, ведь сопротивление было уже на грани отчаяния и из вылетов иногда возвращалось меньше половины пилотов. Огненному Борису по-прежнему везло.

Огненному Борису везло. / Фото: youtube.com
Точная хронология последних боевых вылетов не совпадает в разных источниках, но большинство сходилось в том, что он закончил свои полёты в апреле 1945 года под Берлином. Там шли невероятно жестокие бои. По воспоминаниям командиров, Ермаков вместе с двумя другими лётчиками пошёл в атаку на железнодорожный узел. Самолёты попали под яростный зенитный огонь, один был сбит, а два других чудом удалось посадить. Борис снова горел, опять выполз.
Через две недели фашистская Германия пала. Борис вылечился и не понимал, как ему теперь жить — без штурвала, без огня. Он отказался от предложения остаться служить в ВВС, хотя ему обещали повышение. Он понял, что в его жизни хватит огня, он больше не хотел видеть как горит человек. Ермаков ушёл из авиации и пошёл бороться с огнём — стал пожарным. Ему было больно видеть огонь, но в борьбе с ним бывший лётчик-ас видел свою теперешнюю миссию. Огненный Борис стал тушить пожары.

Огненный Борис стал тушить пожары. / Фото: youtube.com
Когда товарищи по службе спрашивали его, почему он не пошёл в гражданскую авиацию, то Борис лишь смотрел на них тяжёлым взглядом. Лётчик хотел не продолжения карьеры, он хотел искупления. Не убивать, а спасать людей. Ермаков не любил праздники, не хвастался орденами и не давал интервью. Тем не менее о его подвигах помнили и часто писали. Он стал легендой при жизни. Время шло, многие стали сомневаться в правдивости историй о его подвигах. Человек столько раз горел и выжил — фантастика. Только ожоги на его лице и теле свидетельствовали об обратном.
Борис всегда приезжал на 9 мая в родную часть. Только там он позволял себе вспоминать о войне. В конце 1960-х у него начались проблемы с сердцем, он кашлял, жаловался на одышку. В начале 1970-х героический лётчик умер. Проводить Огненного Бориса в последний путь собрались и лётчики, и пожарные. На его гробу лежал старенький мундир, а последними словами, по воспоминаниям родных, были: «Я видел, как горит война, но я не позволил, чтобы сгорел человек».
Если вас интересуют легендарные советские лётчики-асы, прочтите в другой нашей статье о том, как 20-летний пилот в первом бою сбил 2 фашистских истребителя, а свой самолёт притащил на грузовике: герой Сталинграда Борис Гомолко.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: