Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Сильные и независимые, исключительно положительные мамы, которые воспитывают новых граждан страны в одиночку, часто встречаются в советском кино. Да что там, практически ни один фильм не обошелся без этой социальной роли, где-то эта тема проходит красной нитью, где-то – эпизодически, но это не только демонстрация картины из жизни, ведь ничего на советских экранах не происходило просто так. Для чего культивировался образ матери-одиночки и насколько эффективно у кинематографа это получалось?


Немудрено, что в стране, которая только что пережила Вторую мировую войну ощущалась нехватка мужского населения, а женщины брались за воспитание детей самостоятельно лишь потому что не было иного выхода. Хотя нехватка мужчин со временем прошла, а социальная проблема осталась и вызвана она была совсем иными причинами. Кто-то рожал для себя, кто-то забеременев вне брака, не соглашался на прерывание, кто-то становился жертвой обмана, поскольку кавалер, не пожелав становиться отцом, уходил от дамы сердца.

До сих пор ребенка из роддома принято вручать мужчине, пусть даже постороннему.

До сих пор ребенка из роддома принято вручать мужчине, пусть даже постороннему.


Несмотря на то, что в стране давно поменялся государственный строй, имели место более прогрессивные взгляды, все же связь с традициями была очень крепка. А они были весьма патриархальными, особенно в сельской местности. Не удивительно, что к женщинам, которые тянули детей в одиночку, нередко относились без должного уважения, а иногда и вовсе как к людям иного сорта. Однозначно можно сказать лишь одно, легко таким женщинам не было, и тот факт, что государство старалось менять к ним отношение посредством кинематографа, заслуживает лишь похвалы.

Другой вопрос, почему это часто делалось по-советски поучительно и однобоко, чересчур утрированно, ведь такие женщины, появляющиеся на экране, всегда показательно положительны, стали жертвой обмана или попали в сложную жизненную ситуацию, но не сдались, не опустили руки, сумев стать достойным человеком и вырастить ребенка аналогичным же гражданином. Непременно к концу фильма должен появиться новый возлюбленный, который примет ребенка как своего, будет честным, открытым и подходящим по всем фронтам. Все же, несмотря на то, что культивировался образ матери-одиночки, советский кинематограф лишь дополнительно подчеркивал, что счастливая семья – это полная семья.

Этот сюжет также был важен, поскольку давал надежду женщинам на личное счастье, несмотря на наличие ребенка от другого мужчины. А мужчинам вкладывал в голову, что подобное поведение для будущего главы семейства – норма.

«Москва слезам не верит»



Даже сильным и независимым нужен кто-то, кто укроет пледом, пока жарятся шашлыки.

Даже сильным и независимым нужен кто-то, кто укроет пледом, пока жарятся шашлыки.


Пожалуй, было бы как минимум странно не начать список фильмов про одиноких мам с Катерины, которая смогла все и даже больше. Да, современницы нередко осуждают фильм за сказочность, которая складывается из-за того, что фильм состоит из двух частей, в первой из которых череда ошибок, разочарований, обид и шишек от судьбы, а во второй уже и должность, квартира, машина, красавица-дочь, Гоша, и, конечно же, кусающий локти бывший. Ну, красота, да и только!

Причем очевидно, что если бы не эта, переломная в жизни главной героини ситуация с обманом и рождением дочери вне брака, то, вряд ли бы она стала стиснув зубы бороться за жизнь, доказывая себе и окружающим, что она достойна большего. Во второй части фильма мы видим, что она более чем самодостаточная женщина, которая занимает отличную должность, пользуется уважением коллег, хорошо выглядит, ладит дочерью и пользуется вниманием у мужчин.

Пусть Александра уже и взрослая, но общий язык найти нужно было и с ней.

Пусть Александра уже и взрослая, но общий язык найти нужно было и с ней.


Однако детали подтверждают тот факт, что детство Александры не было простым и ее сегодняшнее благополучие лишь вершина айсберга, за которым скрываются все сложности, которые она, между прочим, проходила вместе с матерью.

История бы была слишком сказочна, если бы мужчина, которому бы было суждено стать второй половиной Катерины, был бы ровней ей по статусу. Нет, Гоша, он же Жора – личность неординарная и обидчивая. К тому же он выпивает. Но разве это останавливало советских женщин? Вот же он, настоящий русский мужик, заверните!

«Впервые замужем»



Бойкие подруги - обязательное условие фильмов про матерей-одиночек.

Бойкие подруги - обязательное условие фильмов про матерей-одиночек.


Эта кинолента даже снята в один год с «Москва слезам не верит», и, несмотря на явную схожесть, особенно в самом начале фильма, имеются различия не просто по сюжетной линии, но и по выводам, которые можно сделать.

Если Катерина с предыдущего фильма разрывалась между карьерой и дочерью, забросив личную жизнь, то главная героиня этой ленты - Тоня ведет себя совершенно иначе. Обе девушки провинциалки, оказавшиеся обманутыми своими возлюбленными, остались совершенно одни с ребенком на руках, но Тоня выбирает иной путь, хотя и ее нельзя ни в чем осуждать, поскольку так, из благих намерений, часто поступают многие одинокие женщины.

Прозрение хоть и поздно, но пришло.

Прозрение хоть и поздно, но пришло.


Тоня всю жизнь испытывала чувство вины перед дочерью, за то, что у нее нет отца, хотя вины Антонины в том, что оказалась обманутой нет абсолютно. Тем не менее, она предпочитает бросить свою жизнь к ногам дочери Тамары и жить исключительно ее интересами и проблемами. Это дает плоды, и она вырастает не успешной образованной личностью, а зазнавшейся и эгоистичной особой.

К счастью, к концу фильма главная героиня понимает, что нужно жить свою жизнь и отпускает дочь в самостоятельную жизнь.

«Женщины»



Тяжелый разговор.

Тяжелый разговор.


В фильме, который посвящен жизни женщин трех поколений, ярко обыграна тема матерей одиночек. Катерина Беднова – вдова, ее муж погиб на войне, она всецело посвящает себя воспитанию сына.

Дуся Кузина беременеет случайно, после того как знакомится с каким-то сомнительным парнем. Она, конечно, пытается образумить его, но после того как он ее бросает, она делает аборт и пытается забыть о случившемся как о страшном сне. Алевтина Ягодкина – самая младшая из героинь, поначалу повторяет судьбу средней Дуси. Но она даже не задумывается об аборте, напротив, начинает трезво расценивать своего ухажера на роль будущего отца и, поняв, что она ему не по плечу, без сожаления рвет с ним.

Женщины стали друг другу поддержкой.

Женщины стали друг другу поддержкой.


Несмотря на то, что для многих зрительниц, привыкших жить по принципу «плохонький, но мой», подобное разбрасывание биологическим отцом своего же ребенка кажется излишне опрометчивым поступком, он все же заслуживает уважения за честность и открытость. Она не побоялась осуждения за роды без мужа и не пошла по Дуськиным стопам, которой аборт сломал судьбу.

«Человек родился»



Впредь она становится осторожна с мужчинами.

Впредь она становится осторожна с мужчинами.


Как и многие фильмы с таким сюжетом, эта кинолента начинается с ситуации, когда главная героиня Надя Смирнова оказывается под чарами богатенького парня, которого сама она не интересует в долгосрочной перспективе. Доверившись ему, она получает незавидный в то время статус «матери-одиночки».

В картине ярко демонстрируется отношение общества к женщинам, посмевшим вопреки традиционным устоям, родить вне брака. Нередко их воспринимали как распущенных и легкодоступных. Так считает и водитель Страшнов, который полагает, что молодая одинокая мать Надя легкая добыча и потому и церемониться то с ней не стоит – не заслужила. К счастью, беды удается избежать, но то чувство грязи и липкости остается с главной героиней надолго, она и вовсе начинает сторониться мужчин.

На ее долю было уготовано множество испытаний.

На ее долю было уготовано множество испытаний.


В результате, когда на пути ей встречается по-настоящему достойный мужчина, она воспринимает его ухаживания с большой опаской, можно даже сказать враждебно и ее можно понять – слишком тернистой была ее дорога к счастью.

«Школьный вальс»



Любовь оказалась не игрой.

Любовь оказалась не игрой.


Это, пожалуй, первый фильм, который демонстрирует отношения между школьниками, да еще и настолько взрослые отношения, что они приводят к беременности. Но и в отличие от предыдущих фильмов, снятых в 50-60, он снят в 1977 и выглядит более раскрепощенным и свободолюбивым.

Главные герои Зося и Гоша с головой окунаются в свою первую влюбленность, и понятия не имеют, что делать со взрослыми проблемами, к которым они оказываются не готовы. Не даром фильм назван «Школьный вальс», ведь к событию, которое должно было открыть им двери во взрослую жизнь, они подходят уже слишком взрослыми.

Финал фильма остается открытым – прощальный поцелуй дает надежды на отношения юных родителей, но Зося уходит со школьного вечера. Вероятно, так она попрощалась с детством и ошибками и уходит во взрослую жизнь, расправив плечи и готовая нести ответственность за свои поступки, и хочется верить, что у нее все получится, как и у всех героинь, о которых шла речь выше.

«Мама вышла замуж»



Сын в этой семье привык быть главным мужчиной, но все меняется.

Сын в этой семье привык быть главным мужчиной, но все меняется.


История о том, как жизнь человека может перемениться в одночасье, поставив с ног на голову, то, что казалось нерушимым. Мама возвращается на утро в свой день рождения и перемены, произошедшие в ней, не может не заметить сын-подросток Борис. Борис – единственный мужчина в доме и привык с детства брать на себя чуть больше ответственности, чем может унести и очень гордился этой ролью, трогательно собирая деньги на подарок маме.

Подросток агрессивно, что вполне ожидаемо, реагирует на приход в их однушку маминого сожителя, который заявившись со своим туеском, устанавливает на чужой жилплощади собственные правила. Борис мечется, ищет поддержки, не находит ее у родной матери, которая слишком занята построением отношений. Даже приведя мужчину в дом, она первым делом просит сына не обижать его. Его, взрослого, наглого мужчину.

Многим ли она отказала, прежде чем привести домой этого?

Многим ли она отказала, прежде чем привести домой этого?


Жизнь за шкафом перестает быть размеренной, мать все время давит на сына, требуя, чтобы он называл их постояльца «батей», чем окончательно разрывает с сыном близкую связь. С одной стороны позицию матери тоже можно понять, ведь всю жизнь, занятая воспитанием сына, она отодвигала свою личную жизнь, и когда сын уже почти вырос, она вправе рассчитывать на тепло и любовь мужчины. Семейная драма, которая слишком часто повторялась в советских, да и не только, застенках.

«Будьте моим мужем»



Тот случай, когда папу выбрал ребенок.

Тот случай, когда папу выбрал ребенок.


В современных реалиях, Наташу – главную героиню, непременно назвали бы «яжматерью», ведь именно так, нагловато, задиристо она себя и ведет, то и дело, манипулируя наличием у нее ребенка. То она требует помощи еще в поезде – ей нужно вынести вещи, снять с подножки поезда не только ее сына, но еще и ее саму. Детский врач слишком интеллигентен и кроток, чтобы ей возразить, хотя все в нем бунтует против подобного.

А сам он, возможно, никогда бы и не решился.

А сам он, возможно, никогда бы и не решился.


После она оставляет шестилетнего мальчика на скамейке и уходит искать пристанище, вновь приходится обратиться за помощью к врачу, который кормит голодного ребенка. Именно с ним налаживается изначальный контакт, тогда как мама не особо привыкла обременять себя заботами о ребенке, хотя номинально все свои функции выполняет.

Героиня идет еще дальше и заселяется в комнату, куда не пускают с ребенком, решив снова манипулировать сыном и вдобавок еще и посторонним мужчиной. Однако ее напористость, пробивной характер, возможно именно то, что не хватает слишком спокойному доктору, ведь их изначально так тянет к друг другу. Хотя очевидно, что спутника для мамы выбрал мальчик, явно не избалованный маминым вниманием и душевным теплом.

«Безотцовщина»



Простят ли отца?

Простят ли отца?


Тамара становится вдовой и вдруг решает, что дочь может пожить в детском доме, пока она сама будет искать работу, а заодно и свою судьбу. Так и происходит, она встречает мужчину, рожает ему детей, забирает старшую дочку из детского дома. Но не потому что девочка должна воспитываться в семье и мера была временной, а потому что новым детям, в новой семье нужна нянька.

О том, что такое расти без отца Ольга знала не понаслышке.

О том, что такое расти без отца Ольга знала не понаслышке.


Сама Ольга, которая при живой матери осталась сиротой, не получившей ни любви, ни ласки, ни дома, влюбляется в Романа, оказывается беременной, а будущий отец, по классике жанра, не готов к такой роли. Она уезжает в деревню к родственнице и налаживает свою жизнь, растит ребенка. Роман, с трудом находит ее, узнает, что у него все-таки есть сын. Ему приходится прилагать огромные усилия для того чтобы рассчитывать на прощение бывшей возлюбленной и сына. Но финал фильма остается открытым, хоть и дарит надежду, но то, что семья воссоединится.

Фильм пользовался огромной популярностью у зрителей, его активно обсуждали, часто высказывалось мнение о том, что Роман не заслуживал прощения, и такие люди не меняются. Кстати, в рассказе, по мотивам которого был снят фильм, Ольга выходит замуж за другого мужчину, который спасает ее сына.

«Приезжая»



Приехала и прибрала самого завидного жениха.

Приехала и прибрала самого завидного жениха.


Главная героиня знакомиться с парнем, еще будучи студенткой, они начинают жить вместе, но оформлять отношения официально не торопятся, даже после того как рождается их совместная дочь Катя. Если быть точнее, то это глава несуществующего семейства не торопится делать предложение руки и сердца матери своего ребенка, хотя она бы уже и не против сочетаться узами брака. Вскоре судьба их разводит, он уезжает в экспедицию, а она попадает по распределению в село.

Учительницу с дочкой селят у школьного сторожа, а все местные весьма скептически относятся к приезжей, незамужней, да еще и с дитем.

Пара получилась видная.

Пара получилась видная.


Ее начинают «есть» слухами, местный конюх начинает рассказывать байки, дескать, слушали они вместе с ней пластинки со всеми вытекающими. Федор, услышав это, тоже решает попытать счастья, ведь ему учительница приглянулась давно, но получает яростный отпор, тогда он понимает, что слова конюха – наглая ложь и делает ему предупреждение. Его дальнейшие попытки ухаживаний не имеют успеха, и он уезжает работать в соседнее село. Постепенно они приглядываются друг в друга и Мария влюбляется в него в ответ.

Кульминация фильма, когда приезжает отец дочери с намерением забрать ее, вспыхивает драка между Федором и гражданским супругом, вмешиваются жители села… Однако именно этот эмоциональный взрыв дает возможность главной героине расставить все точки над I и понять, кто ей дорог на самом деле.

Стоит ли говорить, что советскому кинематографу удалось осуществить задуманное и образ матери-одиночки давно перестал восприниматься как нечто из ряда вон выходящее. Хотя отцы, воспитывающие детей самостоятельно, все еще считаются немного героическими, даже если это звезды с устроенной финансовой жизнью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








10808
16.09.2020 16:44
В закладки
Версия для печати




Смотрите также