Почему Суриков бросил писать картины, читал Библию и жег портреты мамы: Что надломило художника?

Творчество великого русского живописца Василия Сурикова занимает особое место в русской культуре. Вложив всю душу в отражение истории России, он с поразительной достоверностью и реалистичностью воссоздавал на полотнах ее историческое прошлое. Его картины глубокого философского содержания отличаются точной передачей русских характеров, ярким национальным колоритом, подлинной атмосферой эпохи и глубоким пониманием смысла и духа изображаемых событий.
С самого детства рисовал всем, что попадалось под руку, пачкая стены и мебель
Василий Суриков в юности
Будущий художник родился в 1848 году в городе Красноярске, в семье донских казаков, обосновавшихся в Сибири со времен покорения Сибирского ханства Ермаком. Его отец был коллежским секретарем, мать занималась домашним хозяйством и детьми. Василий с детства любил рисовать и уделял этому занятию каждую свободную минуту. Позднее он рассказывал, что в раннем детстве рисовал на всем, что попадалось под руку, часто пачкая стены и мебель, за что ему попадало от родителей.
В 1854 году, в результате перевода отца на новое место службы, семья переехала в сибирское село Сухой Бузим, где жили в простой деревянной избе, в окружении суровой природы. Там Василий получил начальное образование, но в школу мальчику приходилось добираться по снежным сугробам, которые в Сибири лежали большую часть года – с ранней осени до поздней весны.
Когда Василию исполнилось 10 лет, его отец умер от туберкулеза, и мать с детьми решила вернуться обратно в Красноярск. Там она вынуждена была сдавать в аренду второй этаж своего дома, чтобы хоть как-то свести концы с концами и прокормить детей.
Поступил писарем в губернское управление, но в свободное время продолжал рисовать

Автопортреты Василия Сурикова в юные годы
Василий пошел учиться в красноярское уездное училище, где его способности к рисованию были замечены учителем по изобразительному искусству, который поддерживал мальчика, убеждая его развивать свой талант.
Мать Василия также старалась поддерживать сына в творчестве, но она не имела возможности оплачивать его обучение в художественной школе или в главном художественном учебном заведении империи – Петербургской Академии художеств, – поэтому Василий, окончив училище, поступил на работу писарем в губернское управление, продолжая рисовать в любое свободное время.
На службе Василий познакомился с губернатором Павлом Замятиным, который, оценив его талант, нашел ему покровителя – красноярского мецената и золотопромышленника Петра Кузнецова, который, увидев его рисунки, оплатил дальнейшее обучение Сурикова в Петербургской Академии и приобрел у него одну из его первых картин.
«Оригинальнее Москвы не видел ни одного города»

Религиозные сюжеты в творчестве Сурикова
Осенью 1868 года Василий Суриков приехал в Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств, но с первого раза ему это не удалось. Он не отчаивался и пошел учиться в художественную школу при Обществе поощрения художников. В течение нескольких месяцев Василий изучал основы живописи, на следующий год стал вольнослушателем Академии, а еще через год был зачислен в студенты.
Окончив Академию художеств с золотой медалью, Василий переехал в Москву, где оказался в центре русской народной жизни. Это в немалой степени определило его путь как великого исторического живописца, сумевшего передать в своих картинах историю России.
Вскоре Василий получил работу в храме Христа Спасителя. Этот заказ стал очень важным для художника, поскольку погружал его в русскую старину и был источником вдохновения для последующих исторических картин. Делая росписи на тему «Вселенских Соборов», Суриков писал домой, что очарован этой работой, а также жизнью в столице, «оригинальнее которой он не видел ни одного города». Он восхищался московскими храмами, колоколами и историческими зданиями, которыми была буквально наполнена Белокаменная.
Семья была для Сурикова тихой гаванью среди бурь творчества, но ранняя смерть жена надломила художника

Василий Суриков и его супруга Елизавета Шаре
В возрасте тридцати лет Василий Суриков женился на представительнице древнего французского рода Елизавете Шаре. По матери она была внучкой декабриста Петра Свистунова, а ее отец Август Шаре владел предприятием по продаже почтовой бумаги.
Познакомились они несколькими годами раньше, в Петербурге, когда Суриков еще обучался в Академии художеств, а по выходным иногда заходил в католическую церковь послушать органную музыку. Там и произошла их первая встреча. Елизавета воспитывалась на французский манер и по-русски говорила с акцентом, но между ними сразу возникло взаимное притяжение.
Потом Василий окончил обучение и уехал в Москву, но иногда приезжал в Петербург, приглашал девушку на свидание, они гуляли по городским улицам, ходили в музеи. Василий долго смущался и не решался признаться в любви, и лишь когда закончил работу в храме Христа Спасителя, сделал девушке предложение.
Вскоре они сыграли свадьбу и уехали в Москву. Елизавета во всем поддерживала мужа, часто позировала для его картин, она стала единственной любовью художника и его тихой гаванью среди бурной творческой жизни, родила ему двоих дочерей, но судьба отпустила им всего десять лет семейного счастья. Елизавета страдала врожденным пороком сердца, и в 1888 году ее не стало.
После смерти жены Суриков пришел в отчаяние, он в течение двух лет не брался за кисти и краски, читал Библию, никого не хотел видеть, сжег множество своих этюдов с изображением жены, потом вместе с дочерьми уехал к себе на родину в Красноярск, где написал свою единственную большую картину не на историческую тему «Взятие снежного городка».
Рождение исторических полотен

Самая большая картина Сурикова, фигуры людей на которой изображены в натуральную величину
Вернувшись в Москву, художник начал работать над другими картинами. Теперь основной темой его творчества стала история России и судьба всего русского народа. В своих работах он старался передать эпическую силу русской истории и драматизм человеческих судеб. Он искал модели среди простого народа и обладал поразительной способностью создавать продуманные масштабные композиции и при этом передавать внутренний мир каждого отдельного человека, изображенного на своих полотнах.
Картина «Утро стрелецкой казни», написанная в 1881 году, изображающая момент восстания группы стрельцов против реформ Петра Великого в XVII веке, в результате которого они были публично казнены, стала первой работой художника на тему русской истории. Появившись на Передвижной выставке, она сразу же была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым.
Величественная картина «Боярыня Морозова», написанная в 1887 году и изображающая старообрядку Феодосию Морозову, которую провозят на санях по Москве, прежде чем приговорить к медленной смерти в подземной тюрьме, стала летописью России середины XVII века, с ее церковным расколом и гонением на старообрядцев. Сурикову, детство которого прошло в Сибири, была очень близка эта тема. Он повидал немало этих людей, которые, будучи сосланными в Сибирь, продолжали жить своей жизнью и верой. Эту картину также приобрел Павел Третьяков.
Самая большая картина Сурикова, человеческие фигуры на которой нарисованы почти в натуральную величину - «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», посвящена битве казачьей дружины Ермака против воинства хана Кучума на Иртыше. Она поражает не только своими размерами, но и множеством персонажей, каждый из которых был тщательно прорисован с деталями одежды, оружия и выражения лица, подчеркивающее драматизм событий. Павел Третьяков хотел приобрести и эту картину, но император Николай II посчитал, что она должна стать национальным достоянием, заплатил за нее художнику огромные по тем временам деньги - 40 тысяч рублей - и передал картину Русскому музею.
Ушел из жизни за год до падения империи, которую он прославлял в своих картинах

Василий Суриков, его брат и дочери
Василий Суриков вошел в историю живописи как автор реалистичных картин, на которых запечатлены самые драматические моменты русской истории. Над некоторыми из них он работал годами, много раз дорабатывая сюжет и меняя образы персонажей, добавляя какие-то детали. Иные давались ему быстрее, но каждого персонажа своих картин художник разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы, позы и выражения лица. Его картины можно назвать блокбастерами, которые никогда не теряли своей актуальности.
Последняя большая картина на историческую тему «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым за четыре года до смерти. В последующие годы его здоровье резко ухудшилось, он страдал сердечной недостаточностью, и за серьезную работу больше не брался – боялся ее не закончить, писал преимущественно пейзажи и портреты своих близких.
Овдовев в 40 лет, Василий Суриков так больше и не женился. Он ушел из жизни в 1916 году, за год до падения империи, которую прославлял в своих картинах. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с его любимой женой, портреты которой он рисовал до самой смерти.


