История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Разное    



Коряки - коренное население Камчатки.

Коряки - коренное население Камчатки.

Коряки — коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.


Коряки — коренное население Камчатского края./Фото: img-fotki.yandex.ru

Коряки — коренное население Камчатского края./Фото: img-fotki.yandex.ru


Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.

Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы

Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900

Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900


Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко — в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.

Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» — для кочевых представителей.

Коряки сушат рыбу, 1901

Коряки сушат рыбу, 1901


Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.

Валенки с традиционной меховой отделкой и вышивкой./Фото:img-fotki.yandex.ru

Валенки с традиционной меховой отделкой и вышивкой./Фото:img-fotki.yandex.ru


Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.

Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.

Яранги — традиционное жилье коряков

Коряки у своего традиционного жилища.

Коряки у своего традиционного жилища.


Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги — полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.

Яранга — традиционное жилище коряков./Фото: etnic.ru

Яранга — традиционное жилище коряков./Фото: etnic.ru


Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.

Чему поклонялись коряки?

Во время одного из обрядовых праздников.

Во время одного из обрядовых праздников.


Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место — аппапель — которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.

Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов — охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.

Народные игры коряков Магаданской области./Фото: nazaccent.ru

Народные игры коряков Магаданской области./Фото: nazaccent.ru


С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.

Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.

Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка

Корякская письменность — одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.

Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой — «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.

Молодые корякские девушки с национальным музыкальным инструментом — круглым бубном с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой./Фото: media.nazaccent.ru

Молодые корякские девушки с национальным музыкальным инструментом — круглым бубном с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой./Фото: media.nazaccent.ru


В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» — Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.

Современные коряки: какие они?

Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию — Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные — в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком — его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.

Коряки исполняют национальный танец./Фото: photosight.ru

Коряки исполняют национальный танец./Фото: photosight.ru


Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.



Остаётся только добавить, что Камчатка - одно из 10 мест в России, которые обязательно нужно увидеть хотя бы раз в жизни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







9114
16.12.2017 21:43
В закладки
Версия для печати




Смотрите также