История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 1
+1
-1 0
Разное    



Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. Картина А. Васнецова

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. Картина А. Васнецова

В XVI–XVII веке в России были немало иноземцев – выходцев из Османской империи, Речи Посполитой и Западной Европы. И хотя «варварскую Русь» часто противопоставляли «просвещённой Европе», это не останавливало миграцию в России иностранцев. Из самых разных уголков мира ехали в непонятную и далёкую северную державу. Что же они делали здесь и почему их ждали?


Образ России для иммигрантов


Негативное отношение к России в XVI–XVII веках основывалось на сравнении Европы и Руси. Исходя из источников того времени казалось, что «цивилизованная Европа» оставила «варварскую Русь» далеко позади в своем развитии. Однако что-то все же влекло выходцев из других государств именно в Россию. Уроженцы разных стран с огромным желанием ехали в эту таинственную северную державу.

Москва. Гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». Германия, 1663 год / archive.org

Москва. Гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». Германия, 1663 год / archive.org


Несмотря на это, допетровская Русь в отличие от Западной Европы, оставалось более обособленной страной, и не спешила активно включаться в общение на международном уровне. Развитие России в 16-17 веках было направлено на религиозное познание мира. Отсутствие университетов говорило о том, что наука не являлась основным направлением того времени. Если возникала необходимость в мастерах, власти приглашали специалистов из других государств, которые приезжая не только обучали ремеслу русских мастеров, но и сами с удовольствием оставались жить и работать в северной стране. В итоге на территории этой большой страны можно было встретится с представителями разных стран.

Зачем и куда бежали иностранцы

Древняя Москва.

Древняя Москва.

Основная причина перемещения мигрантов – продолжительные войны, а их в то время было не мало и длились они достаточно долго: Северная, англо-испанская и прочие. Основная часть беженцев, приехавших в Россию – дворяне, чьи поместья были разграблены. Потеряв свои земли в Османской империи, тимариоты, тоже бежали в Россию. Многие наемники после завершения военных действий, оказались без дела в своих странах, поэтому и приезжали в неизведанную страну в поисках счастья.

Москва. Гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». Германия, 1663 год./archive.org

Москва. Гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». Германия, 1663 год./archive.org


Религиозное пристрастие – еще одна причина перемещения мигрантов. Россия в те времена принимала православных граждан со всего мира, спасая их от преследований мусульман и католиков. Даже английские пуритане нашли здесь приют.

Большая часть иммигрирующих собралась непосредственно в столице. Расселяя их по всей территории, власти обращали внимание не на профессионализм прибывающих, а на их прежнее подданство.

Основные занятия мигрантов в России

Москва допетровская. Базар.

Москва допетровская. Базар.

Основная часть мигрантов с Западной Европы осваивали в допетровской России оружейное, ювелирное, врачебное дело. Много инженеров того времени приехало в северное государство, однако, основное занятие среди прибывших иностранцев стало военное дело. Было сформировано множество этнических подразделений, иногда даже со своей военной тактикой. Например, «шотландская рота» состояла из уроженцев Западной Европы, а «греческая рота» - представителей Османской империи. Руководитель такой этнической группировки выступал в качестве посредника между руководством и земляками.

Основная часть мигрантов из Речи Посполитой были прекрасными военными, и рассматривались как отличный источник этого направления. В итоге, они не только принадлежали к дворянскому ополчению, но и имели свободный доступ в привилегированное общество. Не менее востребованными в военном деле оказались украинские казаки, расположившиеся на южной границе страны.

Купцы – еще одна категория беженцев из разных государств. Многие, из которых не только поставляли различный товар к царскому престолу, но и выступали в качестве информаторов.
Чужеземцы благородного происхождения достаточно сильно ценились на российской земле. Статус благородства того времени измерялся не достатком и заслугами, а принадлежностью рода. Титул давал возможность беженцам иметь звание дворянина, оклад и надел земли.

Что делать с вероисповеданием?


Пристанище в России находили представители всех конфессий. Однако, основное условие для беженцев другой веры - принятие христианства. «Гостей» из Османской империи хоть и было не так много, но все же они составляли немалую часть этого переселения. Иммигранты, согласно документам того времени, объединялись по категориям. Их называли «греченя», «волошеня», или «сербеня».

Торговля в Московии. Гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». Германия, 1663 год./ archive.org

Торговля в Московии. Гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». Германия, 1663 год./ archive.org


Переселенцы, имеющие благородное происхождение, присоединялись к царской свите и принадлежали к привилегированной части общества. Из остальных, которые составляли большую часть, формировали военные подразделения.

Уроженцы из Речи Посполитой обязаны были обязательно пройти обряд крещения. В XVI и XVII веке территория России регулярно пополнялась представителями Польского короля или литовского князя, которые довольно легко меняли вероисповедание и вступали в православие. Этот процесс, лишал граждан, приехавших в Московское государство возможности вернуться. Ведь допетровская Россия часто воевала с «поляками» и «литвинами».

А. М. Васнецов. На Крестце в Китай-городе

А. М. Васнецов. На Крестце в Китай-городе


Московское дворянство принимало в свои ряды беженцев только после того, как те примут православие. Поэтому многие титулованные особы, приезжая в Москву были вынуждены поменять вероисповедание. Например, барон Пьер де Ремон, прибывший из Франции в Россию вместе со своей семьей, мог не менять веру. Однако, звание было его единственным капиталом. Он негативно относился к торговле и военному делу. Поэтому, только сменив вероисповедание, он смог приблизиться ко двору.

В допетровской Руси под страхом смертной казни запрещалось всем без исключения пропагандировать среди христиан другую веру. Хотя протестантам все - же разрешали строить свои храмы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







4856
17.01.2018 13:25
В закладки
Версия для печати




Смотрите также