История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Загадочный образ Кощея Бессмертного, которого знают и дети, и взрослые, представляется плодом буйной фантазии. Главный злодей русских народных сказок давно стал синонимом агрессивности и плохих поступков. Однако по мнению учёных, истоки этого персонажа уходят корнями в реальность, имея вполне конкретного исторического предшественника. Кто же наградил Кощея ужасным характером, злобой и ненавистью к окружающим?

Языческие корни


Кощей стал главным злодеем  в русских скаках. / www.media.baamboozle.com

Кощей стал главным злодеем в русских скаках. / www.media.baamboozle.com

В ряде восточнославянских мифов Кощей Бессмертный тесно связан с хтоническим божеством Чернобогом. В работах Жучкова и Галий, посвященных роли Кощея в русских сказках, подчеркивается, что представление о нем как о самом Чернобоге встречается реже, чем представление Кощея в качестве его потомка, а именно внука. Его власть в Царстве мертвых не абсолютна, он скорее управляющий, нежели полновластный верховный правитель. Этимологический анализ имени «Кощей», предложенный Максом Фасмером, указывает на тюркское происхождение слова, означающего «раб» или «пленный». Такое значение полностью соответствует роли Кощея в волшебных сказках: он распоряжается душами усопших и выступает как вынужденный хранитель уходящей эпохи, противостоящий герою, стремящемуся к обновлению.

Мифологическая связь Кощея Бессмертного с языческим божеством Чернобогом не наделяет его статусом реальной исторической личности. Однако это свидетельствует о его происхождении из славянских языческих верований. Занимая место отрицательного героя в ранних восточнославянских народных преданиях, Кощей оставил глубокий след в культуре. Традиционные произведения, повествующие о борьбе добрых сил с этим персонажем и его последующем поражении, носили название «кощуны». Исполнителей этих произведений называли кощунниками. С принятием христианства на Руси "кощуны" уступили место былинам, более подходящим для церковных догматов.

Версия о Германарихе


Есть версия, что прообразом Кощея стал правитель Германарих. / www.sun3-12.userapi.com

Есть версия, что прообразом Кощея стал правитель Германарих. / www.sun3-12.userapi.com

Ученый-историк В. Болдак выдвинул смелую гипотезу о реальном историческом прообразе сказочного персонажа Кощея (или Кащея). В своей научной работе, посвященной этому злодею русского фольклора, исследователь обосновывает идентичность Кощея Бессмертного и готского правителя Германариха. Царь Германарих, известный своей агрессивной политикой, успешно консолидировал разбросанные племена Крымского полуострова и Приазовья, создав могущественный союз остготов. Этот процесс объединения не всегда был мирным и добровольным. Племена, не желавшие подчиниться его власти, часто подвергались жестокому подавлению.

Славянские племена, в отличие от многих других, смогли оказать сопротивление власти Германариха. Продолжительная и крайне жестокая война сделала готского правителя символом зла в представлениях восточных славян, трансформировав его образ в образ главного негодяя народных сказаний. Древнерусские предания хранят отголоски реальных исторических событий, среди которых — похищение и насильственная смерть жены одного из восточнославянских правителей Германарихом. Эта душераздирающая история нашла отражение в мифологическом образе Кащея Бессмертного, похитителя прекрасных девиц.

В работе В. Болдака предпринята попытка объяснить природу бессмертия и жестокость Кащея. Учёный выдвигает предположение о связи этих черт с тяжёлым боевым ранением, полученным Германарихом, после которого он не только выжил, но и прожил долгую жизнь. По всей видимости, полученная травма причиняла готскому вождю постоянные страдания, постепенно искажая его характер. Его поведение становилось все более свирепым, непредсказуемым, безжалостным. Такое толкование характера Кащея находит подтверждение в этимологическом анализе его имени, представленном в словаре Владимира Даля. Знаменитый составитель словаря связывал имя с корнем "касть", обозначающим мерзость и отвращение.

В сказаниях о Германарихе присутствуют неточности. Согласно запискам историка Иордана о сражении 375 года, вождь погиб в бою, а не получил ранение. Этот же источник утверждает, что Германарих был сто десяти лет от роду во время битвы. Подтвердить такой возраст и дееспособность готского правителя невозможно. Возникает предположение о возможной подмене личности: легендарное имя, возможно, носили последователи Германариха, используя его авторитет для устрашения противников и достижения славы.

Гипотеза о Кончаке


Образ Кончака послужил основой базой для создания образа злодея в русском народном творчестве.

Образ Кончака послужил основой базой для создания образа злодея в русском народном творчестве.

Этнографические исследования указывают на связь термина "кош" с обозначением основных социальных единиц у половцев XII века. Корень "кош-/коч-" встречается в древнерусских хрониках, используется для описания кочевых племен. "Слово о полку Игореве" содержит три упоминания этого слова: дважды как общее наименование кочевников и единожды как часть собственного имени. Этимология слова "кощей", применительно к половецкому хану Кончаку, не содержит негативного подтекста. В летописных источниках Кончак неоднократно именуется "поганым кощеем", что, согласно исследовательнице С. Плетневой, не является оскорблением. Этот термин, вероятно, обозначал лидера, главу обширного рода, занимающего высшую позицию в социальной структуре кочевников.

Кончак, могущественный правитель половцев XII-XIII веков, полностью соответствовал статусу влиятельного вождя, которого именно так и называли в летописях. Его полномочия как верховного предводителя подтверждаются многочисленными историческими свидетельствами. Таким образом, "кощей" в данном контексте является не ругательством, а социально-политическим термином. Образ половецкого хана в народном представлении был неразрывно связан с несчастьями и страданиями. После опустошительных набегов на Переяславль, древние русские хроники описывали деяния хана Кончака как череду жестоких поступков, причинивших много зла местному населению. Часть крестьян он взял в плен, а других — безжалостно уничтожил. Зловещая слава Кончака послужила базой для создания образа злодея в русском народном творчестве. И это не удивительно, учитывая масштабы его деяний.

Образ Кощея всегда привлекал кинематографистов: Кто из актеров стал самым страшным сказочным злодеем.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1456
17.01.2025 20:27
В закладки
Версия для печати




Смотрите также