Покинул этот мир один из пяти последних живущих в России праведников мира. Михаил Зирченко мечтал стать художником, а в годы войны, будучи подростком, безупречно подделывал документы, которые помогали спасать евреев. А ещё он вместе со своим отцом во время фашистских облав прятал в силосных ямах еврейские семьи.
4 февраля в Ростове-на-Дону умер художник Михаил Зирченко. Ему было 92 года. В Великую Отечественную он вместе с отцом спас жизни 32 человек из еврейских семей. В 2004 году его подвиг оценили по заслугам в Израиле, и Всемирный центр памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем» присвоил ему звание Праведника народов мира.
Михаил Зирченко в синагоге.
Михаил Зирченко появился на свет 1 января 1927 года в украинском селе Благодатное (Днепропетровская область). Его отец, Павел Зирченко, был главным бухгалтером в колхозе и уважаемым человеком. Именно к нему страшной осенью 1941 года и направили семь еврейских семей из Днепропетровска, которые спасались от нацистов, оккупировавших город. Понимая, что он ставит под угрозу свою жизнь и безопасность своей семьи, он без долгих раздумий согласился помочь - приютил в своём доме 32 человек. среди которых были женщины, дети, старики. Было понятно, что долго прятать в доме такое количество людей не получится, и Зирченко-старший начал думать, что делать.
Евреи копают могилы. Тернопольская область.
Павел Зирченко принял решение оформить пришедших в деревню людей как работников колхоза. Выглядело это более чем оправданным, ведь рабочих рук в колхозе не хватало. Вот только документы нужны были, в которых они значились бы украинцами, русскими, татарами, но только не евреями. Тогда-то и пригодился талант его сына-подростка Михаила. Зирченко-старший писал справки, а сын ставил на них печати, изготовленные особым способом. Вырезалась печать из сырого картофеля, потом её смазывали яйцом или водой. Несколько раз оттиск печати ставили на черновике, а уже потом – на справку. «Больше всего мне нравилось вырезать двуглавых орлов», - признавался позже Михаил.
Юный герой Михаил Зирченко.
Через несколько дней, когда все документы были готовы, в село нагрянули фашисты. Когда отец и сын могли узнать о проверках заранее, то прятали своих подопечных в силосных ямах. Но однажды фашисты нагрянули нежданно. И тут помогли поддельные документы, которые немцы не смогли отличить от настоящих – ни бумаги, ни факт трудоустройства вопросов не вызвал.
Но всё же от практики с силосными ямами отказываться не стали. Когда надёжные люди предупреждали о возможных визитах фашистов, Михаил Зирченко и его сестра Галя уводили своих подопечных в старую силосную яму. Так и прожили два года, пока Днепропетровск и окрестности не освободили советские войска.
Михаил Зирченко и Элина Быстрицкая.
Правда, сам юный герой освобождение родного села не застал. Незадолго до этого попал в облаву, и его отправили в лагерь для военнопленных. Бежал и снова был пойман. Но случилось настоящее чудо: когда Михаила вели на расстрел, конвоир-чех сжалился и отпустил парня. Михаил вернулся в родное село, записался вместе и отцом в Красную армию. Домой вернулся уже после победы над Японией.
Когда война закончилась, Михаил Зирченко стал студентом в Строгановское училище в Москве, но после перевелся в Грековское училище в Ростове-на-Дону – его и закончил, там и остался жить. Работал в художественном фонде и рисовал.
Мемориальная доска Михаила Зирченко.
В январе 2019 года в Москве проходила «Неделя памяти жертв Холокоста», а в рамках неё мультимедийная выставка «Спасители», на которой подвигу Михаила Зирченко был посвящен отдельный большой стенд.
В продолжение темы рассказ о том, как музыка помогла актрисе сохранить жизнь себе и своему сыну во время Холокоста.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: